На этой неделе не было такого события, с которого все программы единодушно начали бы свои выпуски. Но все государственные, конечно, рассказали с разной степенью креативности про визит Касым-Жомарта Токаева в Таджикистан, а журналистка «7 кун» даже очень радостно поведала нам про то, как в этой стране без усилий и вакцинации полностью победили коронавирус; а для того, чтобы не заразить кого-то, по её мнению, нужно всего лишь доверие (которое, разумеется, есть между двумя президентами). Короче, «Хабар» удивил так удивил.
«Большие новости», КТК
Большой первый блок, но без сюжета, посвящён вакцинации и коронавирусу: очень много цифр, но в сопровождении инфографики. Журналисты уличают чиновников Минздрава в неточностях и обмане и подробно рассказывают, как на самом деле обстоят дела. Рассказали и про то, как проводят лотереи среди желающих вакцинироваться.
Далее коротко — про митинг жителей одного из районов Алматы против сноса стадиона и перешли на ипотечные госпрограммы, которые государство больше не будет финансировать: «Баспана хит» и «7-20-25». Мол, в стране закончился кризис, людям больше не нужно помогать. На что теперь могут претендовать казахстанцы, выясняла Алтын Мендыбаева. Хороший разъяснительный сюжет, есть чиновники, представители банков (не скрывается в титрах, каких именно банков), застройщики, герои и эксперты, а также признаки рекламы «Отбасы банка».
Далее — рассказ Ирины Криштоп о том, как забастовали доставщики еды. Сюжет хороший, полный, с бэкграундом, есть мнения всех сторон. Единственное — не очень понятно, зачем сохранять на видео незаблюренными логотипы, но в тексте и титрах «изящно» использовать «сервис доставки еды» и эвфемизмы «голубые сумки, красные рюкзаки».
Завершается выпуск отличным, полным сюжетом о том, где и на каких условиях этим летом смогут отдохнуть казахстанцы.
«7 кун», «Хабар»
Программа началась с темы евразийской интеграции. Сначала ведущий Александр Трухачёв простыми словами описывает суть и смысл Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако постоянно упоминая «сотрудничество пяти государств», он не называет, какие именно это государства, а ведь не все в курсе. Ну а проблемы (наличие которых авторы программы признают) решает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Вот про очередное её заседание с главами государств — первый сюжет «7 кун». И в самом начале — как бы неформальная часть: в качестве наблюдателя к конференции присоединился глава Кубы (какое Куба имеет отношение к Евразии? не объяснили), хотя в Гаване всего пять утра (с улыбкой отметил Владимир Путин); Александр Лукашенко посетовал, что «раньше Казахстан был более гостеприимным», на что Касым-Жомарт Токаев ответил, что мы просто заботимся о здоровье дорогих гостей. Автор сюжета назвал этот довольно ординарный диалог «шутками». Впрочем, на фоне остальной, «официальной» части сюжета, этот обмен репликами действительно выглядит шутливым. «У стран Союза общая история», — говорит журналист, но и он, как и ведущий, не называет, что же это за страны (и при чём тут всё-таки Куба?). И, кстати, хорошо было бы объяснить непосвящённым, что это за статус такой: наблюдатель? Он зачем? Это как бы очередь на вступление в этом случае или что?
Следующий сюжет — про визит президента Казахстана в Таджикистан. Это первая зарубежная поездка Токаева в нынешнем году и первая в Таджикистан в должности главы государства. Официоз, помпезность, кадры с таджикской молодёжью с флажками и баннеры с изображением глав двух государств. Автор материала Ирина Панфилова наполнила его штампами и канцеляризмами вроде «солнечный Душанбе», «сотрудничать планируют на взаимовыгодной основе», «плодоовощная продукция» (кстати, «принимать действия» нельзя, можно «принимать меры»: на канцелярите тоже хорошо бы уметь выражаться правильно), зато подчёркивает: «Отсутствие масок говорит об особом доверии лидеров». И даже непонятно, как это комментировать. Выходит, предосторожности, о которых говорят последние полтора года, в том числе и «Хабар», — это просто отсутствие доверия? Люди носят маски, потому что… друг другу не доверяют?
Один из стендапов журналистка сделала на базаре, и он смотрелся вполне мило и живо: красивая девушка кладёт в корзинку свежие овощи и от души их нюхает, как вдруг радостно произносит: «За последние несколько месяцев в Таджикистане не зарегистрировано ни одного случая коронавируса. Именно поэтому все покупатели и продавцы Восточного базара — без маски». Занавес.
Анна Абрамова в рубрике о 30-летии Независимости рассказала о событиях, «имевших место» (хорошо, что не «имевших место быть») в мае.
Следующий сюжет ведущий называет «эксклюзивным»: это рассказ трёх женщин, которых эвакуировали из Сирии в рамках спецоперации «Жусан». Наши граждане оказались в Сирии по ошибке, говорит Александр Трухачёв. Что, все шесть сотен? И что это за «Жусан»? Как в Сирии находили тех людей, которых надо эвакуировать? Не все же за этим следят. Материалу, который построен только на монологах героев и экспертов, остро не хватает бэкграунда. Вот женщины рассказывают, как с ними бесчеловечно обращались: но их же не выкрали из Казахстана? Они же как-то оказались в зоне боевых действий? «Последовала за мужем, он говорил, что едем в Египет», — говорит одна, но это не ответ, после него вопросов ещё больше. Нет баланса, все жертвы, государство спасло, государство хорошее. Проблемы этих женщин очень глубокие, а без хотя бы обозначения их материал остаётся очень эмоциональной, неплохо сделанной, но всё равно агиткой.
Следующий сюжет про новые правила сдачи ЕНТ был бы хорошим разъяснительным материалом, если бы почти всё время зрителям не приходилось продираться к смыслу сквозь частокол канцеляризмов: «Это позволяет исключить излишнюю нервозность обстановки» (перевод: школьники будут меньше нервничать), «снизить риск совершения ошибок, которые зачастую совершались прежде» (тут ещё и тавтология, а перевод: будут меньше ошибаться, не то что раньше), «первые выпускники уже апробировали новый формат» и так далее. Дорогие коллеги, вы же делаете сюжет о людях и для людей. Пишите, пожалуйста, человеческим языком, а не языком бюрократов. И ещё: пятисот миллионов, а не пятиста.
Завершающий выпуск сюжет был посвящён 85-му дню рождения поэта Олжаса Сулейменова. «Феномен мировой литературы, великий поэт и писатель, общественный и политический деятель, сын двух миров, мыслитель планетарного масштаба», — сказал про него в подводке ведущий. Прибавим сюда все официозные торжественные речи, процитированные в материале. Олжас Сулейменов, лингвист, человек действительно литературно очень одарённый и тонко чувствующий слово, от таких «эпитетов» в свой адрес вряд ли пришёл в восторг.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
«Оказывается, не вся информация по коронавирусу в стране, которую мы знали до этого, правда», — с такой фразы ведущая Альмира Кульмухамедова начинает программу. К этой теме вернулись в середине выпуска. Автор сюжета «Сложное уравнение» Эльмира Ишмухаметова говорит ещё более откровенные вещи: «Минздрав Казахстана занижал статистику смертности от коронавируса — заявление недели, а если подумать, то и целого года». В материале приводится старая статистика, новая статистика, а также альтернативные данные американской лаборатории. Расхождения между старой и новой статистикой вице-министры здравоохранения объяснили «работой по старинке». А вот разницу между новой официальной и альтернативной, в 15 раз больше, так: «Разные методики подсчёта, строят гипотезы на основании данных, достоверность которых проверить не удаётся».
Второй большой сюжет выпуска называется «Дети и окна». В сюжете приводится статистика по несчастным случаям, мнение очевидца падения ребёнка из окна, женщины, которая поставила решётки на окна и поделилась, что старается ребёнка реже подносить к окну. В целом материал шеймит родителей и устами комментатора с Facebook говорит: «До тех пор, пока не будет уголовного наказания для таких горе-родителей, дети продолжат выпадать из окон».
Автор следующего сюжета Светлана Пенькова вместе с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым слетала в Таджикистан. Материал начинается со съёмок тандырщика и стендапа у полок с мукой в таджикском супермаркете; уточняется, что из общего объёма в Таджикистане почти четверть — импортируемые товары из Казахстана, в том числе зерно и мука. Ещё, например, импортируются трансформаторы. В материале обсуждаются и конфликты Таджикистана на границе с Кыргызстаном на юге и Афганистаном на севере. Зрителю сообщают: «Ведь когда неспокойно у близкого соседа, и над твоей безопасностью нависает определённая угроза». Сюжет заканчивается кадрами все той же тандырной печи и словами: «Даже лепёшку с простым рецептом можно пересолить или она может подгореть, если не уделять внимание каждому этапу приготовления».
Следующий сюжет называется «Худой мир». Ольга Витукевич рассказывает про арабо-израильский конфликт. В целом для тех, кто совсем не знаком с историей вопроса, вышел неплохой ликбез. Баланс мнений соблюдён. Также хочется отметить грамотное звуковое сопровождение материала: в этом сюжете считывался звук ножей.
Завершающий сюжет выпуска — альманах независимого Казахстана, в этот раз год 1996. Главный спикер материала Марии Парфёновой — общественный деятель, блогер Танирберген Бердонгар. В материале упоминаются в частности Олимпиада в Атланте (у Казахстана — 11 медалей), жёсткий контраст между «сильными мира сего и теми, кто работает за гроши», авиакатастрофа в небе над Индией с участием самолёта «Эйр Казахстан». Об открытии Монумента независимости Танирберген высказался так: «К 1996 году мы начали оглядываться и понимать, кто мы такие. Сила — в единстве»
Apta, QAZAQSTAN
Apta началась с официоза: Касым-Жомарт Токаев принял участие в заседании ЕЭК и съездил в Таджикистан. О поездке был сюжет, к которому ведущая Жайна Сламбек сделала лирическую подводку. Она говорила о таджикском поэте Фирдоуси, его поэме «Шах-Наме» и о вольном переводе на казахский язык этой поэмы Турмагамбета Изтлеуова. С чем связано такое литературное отступление — с конфликтом на кыргызско-таджикской границе или с самой встречей президентов, — было не очень понятно. Сам материал получился протокольным, автор, в отличие от коллег с других каналов, по рынкам не гулял.
Гостья рубрики «Apta қонағы» — генеральный директор Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности КН МОН Кунсулу Закарья. Оно говорила о том, как создавалась казахстанская вакцина, о доклинических испытаниях, бюрократии, третьем этапе вакцинации. Но ответа про то, почему про нашу вакцину ещё нет публикаций в мировых авторитетных журналах, не поговорили.
Следующий сюжет — о нехватке пастбищ в аулах и песчаных карьерах вблизи посёлков Акмолинской области. Сюжет получился живым, насыщенным, с крайне эмоциональными комментариями жителей. Есть также комментарии и от акимата, и от представителей ТОО, которое начало рыть карьер.
В Казахстане каждая четвёртая семья распадается. В чём причина? В сюжете — несколько историй женщин, которые сейчас живут в кризисном центре; говорится о неготовности молодёжи к созданию семьи, влиянии родственников и так далее. Получился материал, поднимающий одну из самых острых проблем общества.
Кто в ответе за психическое здоровье ребёнка? Этот вопрос стал поводом для сюжета. У педагогов-психологов, работающих в школах, нет единой методики от МОН, их ежегодный план работ утверждают акимы. Ещё у них нет отдельных кабинетов, нет часов для работы. В конце корреспондент делает вывод, что за психическое здоровье ребёнка должны отвечать родители.
В рубрике «30-летие Независимости Казахстана. Телехроника» — 2000 год: подорожание нефти, создание Нацфонда, операция «Арбуз», 1500-летие Туркестана, победа боксёра Бекзата Саттарханова на летней олимпиаде в Сиднее, премия «Тәуелсіз тарлан», группа «Рахат Лукум». Тут корреспондент говорит: «Нынче кокетливые, одетые в нижнее бельё девушки чаще появляются на экранах. И клипы теперь снимают все певцы» («Енді қылымсыған, лыпа киген қыздар экраннан жиі көріне бастайды. Әнші біткен клип түсіретін болды»). Непонятно: то ли добрая ирония, то ли злой сарказм в адрес девушек-певиц и современных исполнителей.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.