В начале года я писал о специальном проекте «7 канала», созданном для информационного сопровождения парламентских выборов — о программе Александра Журавлёва «Самое время». Она ознаменовала новый виток развития государственной пропаганды. А в конце июня в эфир телеканала вышло шоу весьма непривычного для нас формата. «Студия 7» однозначно стоит того, чтобы о ней поговорить. Потому что, похоже, это логическое продолжение уже знакомого проекта — вернее, развитие его корневой идеи. Попробую объяснить, что я имею в виду.
О чём говорят
В основе программы «Самое время» лежал жанр телевизионного интервью с политиками и экспертами. В «Студии 7» интервью также один из главных элементов: гости приходят в студию по несколько персон за выпуск; иногда, правда, их присутствие обеспечивается с помощью «вебки». Как и в авторской журавлёвской программе, здесь есть небольшие видеосюжеты, задающие тему для обсуждений либо её подхватывающие. Каждый день (выходит «Студия 7» по будням) авторы выхватывают из информационной лавины несколько актуальных, на их взгляд, тем и занимаются их препарированием.
«Во всём информационном потоке мы выбираем то, о чём действительно стоит задуматься. С нами всё станет понятно», — обещает стать маяком в информационный шторм ведущая.
Обсуждают с гостями, например, вырубку деревьев, вакцинацию, засуху, чемпионат Европы по футболу, ситуацию в Афганистане, командировку первого президента, отпуск Токаева, юридический статус матерей-одиночек. То есть круг вопросов самый широкий и определяется ежедневной информационной повесткой.
Довольно необычно, что запуск программы пришёлся не к началу нового телевизионного сезона. Возможно, руководство «7 канала» решило таким образом «обкатать» её в работе за летние месяцы. Также не исключаю и некоего запроса «сверху»: в разгар инфодемии такая расторопность может показаться оправданной. Другого объяснения тому, почему руководство канала не дождалось подходящей для старта осени, у меня нет.
Но и в целом программа пробует телевизионные традиции на прочность. Ведущая Данара Жуманова начинает программу с вульгаризированного, но устоявшегося и давно привычного в русскоязычном YouTube «Всем привет!». И для меня это явный признак попытки перезагрузить привычное представление об информационном ТВ-продукте, создаваемом в сознании зрителя холодными людьми с насупленными бровями.
Заглядывает в дома телезрителей Жуманова из уютной, залитой тёплым светом студии с кокетливой кирпичной стеной в стиле лофт. Подходит это милое пространство, скорее, для формата late-night talk show. Для того чтобы удостовериться в осознанности применения игровой стилистики вечерних встреч к культуре телевизионного информирования, достаточно заглянуть в программу передач. Там проект презентуется как «вечерняя программа “Студия 7”», что никак не ассоциируется с традиционными информационными форматами. С другой стороны, хотел бы отметить отсылку к утренним шоу, которые в этой студии можно делать, вообще не меняя её архитектуры.
В нашей стране такой мощный заход в инфотейнмент непривычен, однако в мире со сращиванием похожих идей работают давно. Интересно, что желание говорить со зрителем о серьёзных проблемах «на его языке» витает над информационными департаментами наших телеканалов уже много лет. Но если вспомнить конкретные примеры, разбросанные по эфирным сеткам, уникальность «Студии 7» заключается в том, что это ключевой имиджевый проект телеканала, надёжно закреплённый в вечернем прайм-тайме.
Думаю, что «Студия 7» с приглашёнными в гости стендап-комиками, блогерами и уличными опросами таксистов («экспертов по всем вопросам», по иронической формулировке авторов программы) — это попытка поспеть за временем и уходящей в Сеть аудиторией. В пользу последней догадки говорит тот факт, что для программы организовали отдельный одноимённый YouTube-канал. Недавно в отзыве о программе «Без фильтров» я размышлял о целесообразности отделения в YouTube диджитал-контента КТК от эфирного. На «Седьмом» решили создать видеохостинговый суббренд для телевизионного продукта — видимо, пытаясь убить двух зайцев сразу. И в целом интересно наблюдать за диффузией ТВ и YouTube — общей для всех, но такой разной в частностях.
Плохой фундамент
У программы «Студия 7» есть недостатки, и я их обязательно перечислю. Но сначала я хотел бы отметить её сильные стороны.
Самое очевидное достоинство программы — Данара Жуманова. С точки зрения навыков и природных данных это одна из лучших ведущих нового поколения, которых я видел в эфире за последние годы. Кроме вышколенности (в которой чувствуется большая работа над собой), она совершенно очевидно обладает особыми «телевизионными» темпераментом и харизмой, способными размывать границы между студией и домовладениями, а в её гибкой импровизационной манере беседы с гостями и интервьюерских качествах угадывается хороший опыт журналиста-информационщика, набившего руку «в поле». Кроме того, мне нравится полное отсутствие ощущения дикторства и чтения с суфлёра, которое обеспечивает Жуманова: далеко не все наши ведущие проходят этот мой личный тест.
Другой важный плюс «Студии 7»: хорошо проработанная концепция и неплохая её техническая реализация. В структуре довольно сложно задуманной программы со множеством «рубрик» нет отвлекающих стыков и швов, а на протяжении получаса эфирного времени авторам удаётся правильно расставить «крючки» для зрительского внимания.
Кроме того, мне нравится сама идея развлекательного информирования, потому что, на мой взгляд, телевидению давно пора избавиться от инерции досетевых времён и воспоминаниях о монополии на событийный видеоряд. А «Студия 7» в русле инфотейнмента сработана очень даже неплохо. При этом про традиционные телевизионные ценности и про уровень предоставляемого сервиса авторы не забывают: когда количество заболевших ковидом для моего удобства измеряют в населённых пунктах или в стадионах, я с теплотой вспоминаю старые истины из учебников по тележурналистике.
Но для этой бочки мёда найдётся и ложка дёгтя.
В самом начале этого отзыва я упоминал программу «Самое время», и не просто так. Когда-то я высказывал мнение, что та программа меняла стандарты госпропаганды и задавала новые границы дозволенного в телевизионном эфире, а красные флажки цензуры (или самоцензуры?) расставляла необычно близко к границам мифологемы об «особом историческом пути». Тогда было отмечено, что критика в новой редакции неписанных правил допускается, но только в отношении низовых политических и административных деятелей. «Студия 7» — это очередное подтверждение нового устава. И следующий недостаток программы вытекает из порочности новой системы ценностей.
Самым наглядным в этом ключе оказался выпуск от 30 июня, когда значительную часть эфирного времени авторы выясняли — зачем Нурсултан Назарбаев нанёс визит к Владимиру Путину (очень важная для простого зрителя информация?!); своё мнение в студии высказывал экс-советник первого президента Ермухамет Ертысбаев. Ну а после, на контрасте с убеждённым государственником, произошёл разговор ведущей с известным для аудитории YouTube критиком власти Муратом Данияром, автором канала «Журттын баласы».
«Вы довольно резко высказываетесь в адрес нашей власти, и у меня к вам единственный вопрос: чем конкретно вы недовольны. Давайте прям перечислим», — предложила web-собеседнику ведущая.
Данияр выразил недовольство тем, что: де-факто Казахстан однопартийная страна, хотя юридически в стране шесть партий; что у нас не было ни одних честных выборов; что судебная власть не является отдельной ветвью власти; что у казахстанцев нет никакого доверия к полиции. Во время речи собеседника с лица Жумановой не сходила загадочная улыбка. Что скрывалось за ней, симпатия или спасительная ирония?
Если кто-то ещё не понял: это и есть госпропаганда в новой прошивке — она формирует дискурс, в рамках которого признаются протестные настроения в обществе, допускается ограниченная критика в адрес государственной машины и её винтиков, но ответственность за ошибки размывается между низовыми «служителями культа», и тем более исключается переадресация претензий наверх. А в результате — лоялист Ертысбаев и непокорный Данияр оказываются в одном флаконе: взболтать, но не смешивать.
«Да, безусловно, критика имеет место быть. Мы живём в свободной стране и в этой стране, ну, как лично мне кажется, на самом высоком уровне молодёжь всё-таки на особом счету. Но есть всё-таки один большой плюс в непростых взаимоотношениях “отцов и детей”. Всё это можно отразить в творчестве. В гостях “Студии 7” стендап-комик Галым Калиакбаров», — подвела черту под выступлением блогера ведущая Данара Жуманова, тем самым сняв интригу: Мурат Данияр оказался свадебным генералом на торжестве по случаю упрощения проблемы до конфликта «отцов и детей», а также озвучивания небесспорных утверждений.
Хотел бы упомянуть другую старую проблему нашего ТВ — низковатый уровень аналитики. Например, в сюжете о визите Назарбаева в Москву автор сделал вывод о том, что первый казахстанский президент по совпадению или нарочно, поддержки ради, навещает российского знакомца в дни важных событий — упомянул «обнуление» путинских сроков в прошлом году и прямой эфир со зрителями (правда важное событие?) в этом. Справедливости ради, аналитическая журналистика в нашей стране вообще находится в кризисе, и это проблема не только «Седьмого канала».
Другой изъян программы заключается в том, что она совершенно не оправдывает «ютьюбовских» амбиций. Занимая отдельный канал на платформе, проект остаётся чистой воды телевизионным. И если он и выглядит довольно ярко на фоне ветшающего отечественного телевидения, то в YouTube воспринимается старым «телевизором» в чистом виде, как минимум, ориентированным на аудиторию постарше.
Таким образом, неплохо сделанная с точки зрения технологий «Студия 7» представляет собой медиапродукт, отражающий желание его зачинателей обновить взаимоотношения с аудиторией. Однако в новых реалиях бойцы информационного фронта, вынужденные отвечать новым запросам, не могут миновать старые пограничные столбы и в итоге будто отталкиваются не от запросов общества, а от жёстких обстоятельств, требующих выдумки: с предусмотрительной улыбкой выслушивая муратов данияров и подслащивая их стендап-комиками.