Постоянных передач о женском — лёгком и сложном, весёлом и трагическом, материальном и духовном — на казахстанских телеканалах на сегодняшний день почти не осталось. Пять-десять-пятнадцать-двадцать лет назад было иначе и по-разному, со своими взлётами и падениями. Сразу же обозначим два возможных журналистских решения: первый — обо всём объективно и профессионально, второй — гламурно и вычурно; первый был, второй есть в казахстанской телепрактике. Неожиданно в прошлом году образовалось вроде бы несоединимое и диковинное — депутатский дамский гламур в программе «Модный словарь» на телеканале «Хабар 24». Программу посмотрел и оценил Газинур Гиздатов.
Немного женской ТВ-истории
Что и каким образом пытались говорить наши телевизионщики своему зрителю? Начало было блистательным и, увы, этот успех никто не повторил. Речь о «Бабьем царстве» с Ириной Черноловской (Хабар 1999-2002). Это был искренний и честный посыл от всей команды телепроекта: рассказать о женщине в этом сложном мире. Прошло 20 лет, но такой уровень осмысления вечных проблем в конкретном воплощении по-прежнему притягивает. В одну жёстко скроенную, а от этого более зрелищную встречу умещалось всё: вопросы жизни и смерти, человеческого достоинства и подлости. Проговаривалось это так просто, со здравым смыслом и долей иронии от ведущей, что впадать в депрессивное состояние никому из участников и зрителей не приходилось, а мысли, эмоции героинь и ведущей легко вели зрителей по виражам женской судьбы. В «Царстве» всегда был налицо трагизм настоящей жизни, но в ней же зачастую представало преодоление женщиной всех неурядиц и всегда привлекал к себе задор сильных дам.
А дальше в моду вошёл телегламур («На шпильке» на НТК с Баян Есентаевой), априори предполагающий, что для женщин исключительно важны тряпки и украшения, косметика; соответственно, притязания находящихся рядом мужчин тоже сводились к машинам, костюмам и гантелям. Порой так же, как в состоявшихся глянцевых изданиях, картинка получалась красивой.
Нередко гламур в женских телепроектах разбавлялся психоделическими посиделками (телеканал QAZAQSTAN, программа «Женсовет»). В ней четыре девушки могли долго и скучно рассуждать о чём угодно — от Азиады до качеств идеального мужчины. К дамскому щебетанию это трудно было отнести, скорее к банальному многословию. Но и эти передачи благополучно канули в Лету. Казалось, наше общество постепенно подходит к новой ступени понимания себя и современного представления женщины в нём.
«Модный словарь», или Депутаты в глянце
Но не тут-то было. Прошлый и нынешний годы «подарили» нечто невообразимое в XXI веке по архаичной эстетике и этике. Речь о выходящем на «Хабаре 24» цикле «Модный словарь». С июня прошлого года по март 2022-го вышло 15 выпусков. В куцый 10-минутный формат авторы проекта пытаются уместить очень много всего: введение от Инессы Назаровой — ведущей, обозначенной в передаче как Миссис супермодель мира 2019 года, два тематических блока о модных трендах и одно интервью.
Начиналось безобидно: «Модная и стильная: есть ли разница?». Целевая установка цикла сразу стала ясна — показать женщину-депутата или крупную госчиновницу в живом облике, а на выходе получилось примитивно и скучно и больше видишь только функционера (фукционерку), рассуждающую о себе любимой.
В программе главные оценщики моды и стиля — женщины, хотя их зачем-то четырежды «разбавляли» мужчины-депутаты. Например, в выпуске «Депутат, волонтёр, журналист Мади Ахметов». Итог тоже оказался слабоватым: самый молодой мажилисмен физически матереет на глазах и умеет гладко и пресно говорить на любую тему. Раздача им благотворительных пакетов в карантинных условиях почему-то была названа «горячей точкой», и ведущую волновало, как Мади тогда был одет. Подводки при этом банальны, даже даны с прямым указанием на Википедию, но преподнесены как бесценные советы для женщин.
Несколько непривычна для казахстанского телевидения роль женщины-вамп, которую старательно исполняет ведущая, она же и примеряет те наряды, о которых рассказывают стилисты. Думается, больше всего ведущей удаются именно эти выходы в новинках со всеми ужимками профессиональной манекенщицы, а не заученные монологи и беседы со всеми её стилистическими огрехами («пандемический контекст», «стоит остро вопрос»).
Но к реинкарнации «На шпильке» «Модный словарь» нельзя отнести. В первой, при всём её агрессивном напоре, была явная или скрытая ирония, а в этом тележурнале всё делается и проговаривается с неизменной серьёзной миной и безграничной верой всех персонажей в собственную модную значимость. Именно поэтому, когда на таком фоне видишь простое и спокойное отношение к одежде, то невольно проникаешься симпатией к героине — «Депутат Зульфия Сулейменова: «Не ношу мех, не ем мясо»». И в ней сразу видишь не депутата, а молодую женщину со своими человеческими и эстетическими принципами, которой веришь.
Диссонанс образуется при механической склейке простецких советов от дизайнеров разных мастей в жанре дамских журналов и пятиминутной беседы с представительницами Мажилиса или чиновничьего мира. Думаю, этическое недоумение вызывают даже не вопросы ведущей, а реплики самих респонденток. Для создателей «Модного словаря» уместность и оправданность отдельных героинь — непринципиальный вопрос, несмотря на то, что многие из них саморазоблачительны в потугах казаться «светскими» дамами.
Так, в передаче «Общественный деятель Айгуль Соловьёва: классика, строгость, лаконичность» сразили наповал бахвальство и словечки от государственного и общественного деятеля, которая после заседаний парламента должна бывать на «аристократических тусовках» (цитата героини), а потому, дескать, она такой стиль и выбирает.
В феврале этого года («Меценат, волонтёр Перизат Кайрат: «Волонтёрство стало трендом»») назначенный лидер организованной государством волонтёрской организации посоветовала при посещении фондов «не одеваться, как попрошайка» (вновь цитата героини), но с гордостью сообщила, что она не пренебрегает масс-маркетом.
В противовес такому уровню осмысления, какой мы видим в «Модном словаре», фигуры женщины-депутата невольно вспомнился один значимый проект Гульжан Ергалиевой 10-летней давности — ADAM reader’s. В журнале «Новые алматинки» в роли моделей в жанре «ню» выступили молодые и не очень женщины, приехавшие на заработки в Алматы, фотографии дополнялись пронзительными монологами. В проекте и самом журнале были настоящий шарм и красота женщин, борющихся за самих себя и своих близких в этом мире.
В нынешнем гламурно-женско-депутатском телеэфире напрочь отсутствуют философия и психология реальной жизни, это больше трёп по поводу костюмчиков и тусовок дам из Мажилиса и чиновничьих кругов. Концепт современной вещи и, соответственно, гламурного изделия — одежды ли, украшения, косметики и так далее — преподносится в нём столь же неумело и шаблонно.