«Только не смешивать с чужой культурой»: как таджикские СМИ пишут про половое воспитание

0
240

Половое просвещение — нечастая тема в материалах СМИ Центральной Азии. Статей и подкастов, целиком посвящённых этому вопросу, чрезвычайно мало, а соцсети переполнены высказываниями, порицающими секс-просвет — он якобы развращает подростков и подталкивает молодёжь к раннему вступлению в половую жизнь. В Казахстане, как мы уже выяснили, журналистам при освещении темы недостаёт объективности и структурированности. То, как с этим обстоят дела в Таджикистане (где тема полового просвещения вовсе табуирована), изучил медиакритик Навруз Каримов. 

Прогрессивные подкасты

Группа активистов и профессионалов «Чатри Норинчи» («Оранжевый зонт») борется с предрассудками вокруг полового просвещения в одноимённой группе в Facebook, на которую подписаны сегодня почти 1200 человек. Посты публикуются здесь нерегулярно: они обычно собирают двузначное количество реакций и ещё меньше комментариев. Большая часть контента — карикатурные изображения, фотографии, которые сопровождает текст для родителей о том, как вести себя с детьми и говорить о половом воспитании. Ряд публикаций посвящён насилию в семье, краже детей на улице, важности в нужный момент сказать «нет», если ребёнку некомфортно или его личные границы нарушены. 

«Чатри Норинчи» также выпускает тематический подкаст на таджикском языке под названием «Неруи волидон» («Сила родителей»). В первом выпуске журналистка интервьюирует специалистку по гендерным вопросам Субхию Мафтуншоеву на тему того, что из себя представляет половое воспитание и какие вопросы оно охватывает. За 24 минуты гостья постаралась объяснить, что половое воспитание нужно детям и молодёжи для того, чтобы они впитали ценности и правила поведения. По её словам, половое воспитание включает в себя знания о человеческом здоровье, чести, достоинстве и об уважительном отношении к людям. 

В подкасте родителей призвали разъяснять эти аспекты, ориентируясь на возраст, пол и уровень развития ребёнка, а также честно отвечать на вопросы — в том числе про то, откуда берутся дети, и как называются мужские и женские половые органы. «Если рассказывать ребёнку о половом воспитании с раннего возраста, вероятность ранних сексуальных связей у подростков снизится», — уверила Субхия, сославшись на научные данные. 

Другой выпуск подкаста был посвящён отцовскому взгляду на половое воспитание детей («в особенности девочек»). Героем интервью стал таджикский журналист Орзу Исоев, который вспомнил свой опыт полового созревания и неуверенность, с которой он сталкивался из-за отсутствия знаний об особенностях взросления мужского организма. Не желая детям того же, Орзу решил открыто говорить с ними о половом развитии.

«Когда моя дочь переходила из отрочества в юность, мы много говорили о том, как развивается и ведёт себя женский организм… Позже она выбрала медицину своей специальностью и сама много узнала об анатомии человека — об отличиях мужского и женского организмов. Она знает, например, как реагирует мужской организм на повышение тестостерона…, а за советом по некоторым вопросам обращается сразу ко мне», — поделился спикер. Такие разговоры, по словам Орзу, помогают построить доверительные отношения с детьми и быть спокойными за них во взрослой жизни: «Если я отправлю свою дочь на учёбу в США или в любую другую страну, то буду уверен в ней».

О сексуальном образовании говорили и в одном из выпусков подкаста Mama Skazala, посвящённого воспитанию детей. Автор подкаста — Насибахон Аминова, основательница популярной среди таджикистанцев группы Tajik Mama в Facebook. В выпуске она беседует с мамой семилетней девочки и психологом о том, как стоит правильно отвечать на вопросы детей о сексе.

Собеседники пришли к тому, что отвечать ребёнку нужно коротко, но правдиво, а стыд и неловкость, которые дети испытывают, когда речь заходит о половых органах, — «это отчасти хорошо», потому что ребёнок в этот момент очерчивает свои личные границы. Именно выстраиванию и защите границ ребёнка посвящена добрая половина выпуска. Если главный посыл психолога — это говорить с ребёнком о половом воспитании, то мама обратила внимание на необходимость закрепления границ через воспитательную работу с другими членами семьи, которые тоже должны уважать желания детей. 

Консервативные опросы

Непосредственно в таджикских СМИ тема полового воспитания редко выносится на повестку дня — журналисты поднимают её, лишь когда пишут о приставаниях, сексуализированном насилии и распространении ВИЧ-инфекции. 

Самое раннее упоминание полового воспитания на сайте «Радио Озоди» датируется 2010 годом. В статье поднимается вопрос о необходимости информирования девушек о ВИЧ, СПИД в Таджикистане. По словам одного из экспертов, мужчины намеренно ограждают девушек от получения такого рода знаний, потому что говорить об этом якобы «стыдно». Сам эксперт считает подобное поведение «разновидностью насилия». Исправить проблему в статье предлагается путём введения образовательных программ по половому воспитанию, потому что «после окончания средней школы девушки обычно выходят замуж, а парни мигрируют и таким образом начинают свою половую жизнь».

«Радио Озоди» понадобилось пять лет, чтобы снова найти повод для материала на эту тему. Парламент Таджикистана в конце 2015 года одобрил законопроект о внедрении в школьную программу уроков сексуального просвещения в целях борьбы против нежелательной беременности и распространения инфекций, передающихся половым путём. Тогда же редакция опубликовала новостную заметку и видеоролик, в котором прохожие рассказывали, одобряют ли они нововведение. В опросе участвовали три подростка, два из которых идею поддержали, и один взрослый мужчина, посчитавший, что такие уроки будут развращать молодёжь.

Издание «Азия-Плюс» тоже провело опрос, включив в него мнения экспертов, старшеклассников и родителей. Сколько школьников было опрошено, и какие вопросы были им заданы, не указывается, но редакция резюмировала результаты так: «Часть учеников столичных школ высказала мнение о ненадобности этого предмета, говоря о том, что они сами неплохо ориентируются в этом вопросе. Другая часть в противовес им указывала, что так они смогут лучше узнать об особенностях отношений в семейной жизни». Мнения экспертов тоже разделились, хотя, например, имам-хатиб, наряду с психологом, политологом и доктором филологических наук, выступил за внедрение уроков полового воспитания в школах.

Любопытно, что в статье также приводится статистика по задержанным в 2014 году «проституткам» без чёткого контекста — очевидный намёк на то, что отсутствие сексуального образования так или иначе связано с уровнем проституции в стране.

Ещё через шесть лет, в мае прошлого года, «Радио Озоди» рассказало своим читателям об инициативе «Чатри Норинчи», уделив основное внимание проблемам краж детей и сексуальных домогательств. В статье авторы признали, что в школах этим вопросам не уделяется достаточного внимания, поэтому «родители должны играть ключевую роль в половом воспитании детей» и обеспечении их безопасности. Нераскрытым в материале остался лишь комментарий таджикского психолога Маҳмудшоҳа Кабирӣ, который считает, что уроки полового воспитания — «это хорошее решение, только если оно не смешивается с чужой культурой». Каким образом культура связана с проблемой домогательств и похищения детей, никто пояснять не стал.

Попытка аналитики

В 2021 году на сайте «Азии-Плюс» вышла резонансная статья Алии Хамидуллиной «Секс — это не «айб», насилие — это «айб»» (в переводе на русский «айб» — стыд). Текст набрал 9700 просмотров на сайте и более 300 реакций и комментариев на странице издания в Facebook

Поводом для написания статьи послужило изнасилование и убийство несовершеннолетней Руфейды Иноятовой. Автор с помощью специалистов в области психологии, сексопатологии и гендерных исследований попыталась разобраться в том, как работает мозг насильников, и как можно исправить ситуацию с сексуальными домогательствами в Таджикистане.

Проблемы с психикой, «бушующие тестостероны», нищета и отсутствие надлежащего полового воспитания в школах и семьях были выдвинуты как основные причины высокого уровня насилия в стране. Интересными наблюдениями поделился врач-сексопатолог Манучехр Пулатов, к которому приводят подозреваемых в изнасиловании для прохождения судмедэкспертизы. «Все эти мужчины уже преклонного возраста — от 60 до 80 лет», — сообщил врач. Среди причин, из-за которых мужчины насилуют своих жертв, он назвал деградацию мозга, скуку, отсутствие занятости и «маниакальное расстройство психики как результат психологических травм в детстве либо в период взросления».

Другой эксперт, Зулайхо Усмонова, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и права Национальной академии наук Таджикистана, критикует уроки полового воспитания, в которых «основной упор делается на соблюдение национальных традиций, устоявшихся гендерных ролей, где доминирует мужчина». По её словам, в Таджикистане отсутствуют специалисты, имеющие достаточно квалификации, чтобы учить будущих родителей «вопросам секса, гендерного равенства, недопустимости насилия». 

Бурная реакция на статью задела автора настолько, что в следующем материале она попыталась понять, чем вызвана волна осуждения. Ни к чему конкретному Хамидуллина не пришла, но продемонстрировала, как разочаровалась в таджикском обществе.

Практика и примеры

Сравнительно меньше обвинений досталось авторам другой статьи на «Азии-Плюс» — здесь эксперт по детской безопасности и семейному развитию в 10 шагах объяснил, как правильно подходить к половому просвещению детей, начиная с трёхлетнего возраста. Основная мысль текста — следовать запросам ребёнка, прислушиваться к нему и честно отвечать на его вопросы, помочь ему определить его личные границы, следовать правилам гигиены, убедиться, что ребёнок к подростковому возрасту «знает о сексуальных отношениях, заболеваниях, передающихся половым путем, о презервативах, о физиологии беременности и родов». 

О контрацептивах и методах предохранения на том же интернет-портале вышло интервью с врачом-гинекологом Илоной Ризоевой. В формате «вопрос-ответ» журналист и эксперт разобрали гормональные контрацептивы и мифы о них, вред экстренной контрацепции. Узость темы сделала материал максимально исчерпывающим.

В 2014 году «Азия-Плюс» осветила тему репродуктивного здоровья через истории двух женщин. Одна героиня не переставала рожать из-за того, что не предохранялась во время секса, а другая откладывала рождение ребёнка, хотела подойти к родительству более осознанно, а в результате развелась с мужем из-за постоянного давления со стороны свекрови. Так редакция вновь заговорила о низкой информированности общества и пресловутом менталитете, обойти который можно, если вопросы полового воспитания преподносить «деликатно» через врачей, имам-хатибов и лидеров местных общин. К слову, внедрение в школах полового просвещения в издании обозначили способом борьбы и с родительским давлением на учителей — якобы последние не должны пускать «в школы девочек в брюках, чтобы те не соблазняли взгляды их сыновей».

CABAR.asia выпустил материал о сексуальном насилии над детьми в формате «карточек». Хотя основной акцент тут делается на том, что делать и куда обращаться, если ребёнок уже подвергся насилию, в материале есть небольшой раздел с советами психолога о том, как говорить с ребёнком о сексуальной безопасности и уберечь его от травматичного опыта. Со ссылкой на Ниссо Азизову интернет-портал рекомендует проявлять уважение к детям и учить их говорить «нет» (вместо беспрекословного послушания): «В этом случае ребёнок чувствует, что он и его мнение, то, что с ним происходит, — это важно, а значит, в критической ситуации он обязательно будет обращаться к родителям». 

Как видно, лишь три таджикских онлайн-издания более-менее регулярно поднимают тему полового просвещения, и нередко она затрагивается лишь косвенно, как часть другой проблемы — чаще всего сексуальных домогательств и бытового насилия. Все материалы при этом объединяет стремление журналистов пообщаться на деликатную тему с разными экспертами: политологами, религиоведами, психологами и пр. Однако пока действительно всесторонний взгляд на секс-просвет в Таджикистане способны, похоже, обеспечить только активисты «Чатри Норинчи». Осталось дождаться, когда их медийное влияние подрастёт до уровня традиционных и онлайн-медиа страны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь