«В советское время суицидов не было». Как казахстанские СМИ освещают проблему самоубийств

Освещение самоубийств в средствах массовой информации представляет немало трудностей для журналистов: перед ними стоит задача рассказать о случившемся максимально корректно, без эмоциональных заголовков или вынесения материалов слишком личного характера. Получается? На этот вопрос постаралась ответить медиакритик Анжелика Арзамасцева.

Ulysmedia

Статья от Ulysmedia под названием «»Самоубийц» среди солдат-срочников в Казахстане становится больше» демонстрирует читателю печальную ситуацию, происходящую в военных частях Казахстана. Автор как бы пытается достучаться до соответствующих органов с вопросами «Почему солдаты погибают в армиях?» и «Что же такого страшного там происходит, из-за чего они гибнут?». Журналист также снабжает текст статистическими данными, однако есть один большой минус, который сразу же бросается в глаза, — публикация предсмертного письма одного из солдат. Стоит напомнить, что при освещении темы суицидов недопустимо использование слишком личных подробностей, куда также входит публикация предсмертных записок, так как читатели могут найти себя и свою ситуацию в причинах, по которым человек совершил суицид. В нашем случае записка выделена крупным жирным шрифтом и привлекает внимание аудитории. К тому же не совсем понятно, почему в заголовке слово «самоубийц» автор взял в кавычки, ведь такое слово существует, а в самом тексте говорится о самоубийствах и, к сожалению, не в переносном значении. Впрочем, возможно, так автор аккуратно выразил свои личные сомнения в том, что всё это — на самом деле самоубийства.

«Предсмертная записка алматинской школьницы. О детских суицидах высказались учителя» — большой, в каких-то местах непонятный и неоднозначный материал. В начале статьи автор рассказывает о самоубийстве школьницы из Алматы, при этом опять же добавляя в текст ее предсмертную записку. В материале также присутствовали фотографии, среди которых, по всей видимости, были скриншоты, изображающие переписку погибшей девочки с сестрой, но потом их удалили. А вот предсмертная записка осталась, хотя и её стоило бы убрать.

Далее автор обращается за мнением насчет частых суицидов среди несовершеннолетних к психологам и педагогам. Психологи считают: во всём виноваты пандемия и изолированность от внешнего мира. Учителя же считают, что во всём виноваты родители, которые воспитали слишком чувствительных детей; «в советское время суицидов не было, да и вообще тогда всё было в разы лучше» — примерно так в общих чертах можно охарактеризовать слова педагогов. При этом складывается впечатление, что учителя вместо того, чтобы грамотно и объективно порассуждать на тему самоубийств среди детей и подростков, начинают вовсю восхвалять советскую систему образования и принижать родителей и детей, которые, по их мнению, педагогов сейчас вообще ни во что не ставят. При этом основная тема суицидов периодически теряется среди гневных высказываний о том, что родители сами виноваты, мол, воспитывают таких детей. Создаётся впечатление, что слова учителей добавили в статью лишь для увеличения объёма материала.

Orda

Статья «Смерть цвета хаки: самые громкие случаи гибели солдат в Казахстане» от портала Orda.kz. Материал полный, в конце формирующий вопрос читателям для последующего размышления, однако в середине текста присутствуют ссылки на похожие статьи:

При освещении темы самоубийств стоит ограничиться одним только текстом без добавления ссылок на похожие материалы. Да, перелинковывание на похожие статьи — распространённое в журналистике явление, но не в случаях статей о самоубийствах. Чем больше таких материалов, тем сильнее психологическое воздействие и выше чувство тревожности у читателей.

«Экспресс К»

Следующий материал, который привлек наше внимание, — статья ««Упал в людном месте». Что известно о суициде студента в Астане» от «Экспресс К». Здесь сложно выделить какие-то плюсы, так как почти весь материал состоит из фотографий (текста толком нет), изображающих место трагедии, да ещё и с разных ракурсов: снимки, иллюстрирующие жилой комплекс, балкон, с которого, по всей видимости, спрыгнул студент, место, куда упал, а также изображены крупным планом пакетики от кофе как возможные улики. При освещении суицидов ни в коем случае нельзя распространять подобные фотоматериалы, так как они могут послужить инструкцией по совершению суицида. Причём одна картинка с рассыпанным кофе выглядит так, будто на полу не кофе вовсе, а кровь. Об этом журналист также не подумал и добавил в материал без каких-либо сторонних мыслей (ну хоть подпись к фотографии сделал, пояснив, что это на самом деле).

Другой материал от «Экспресс К» «Учился в РФМШ, жил с сестрой: подробности суицида 15-летнего подростка в Алматы» повторяет ту же ошибку — в статью добавили фотографии места, где произошла трагедия, и не поленились подняться на балкон, откуда ученик спрыгнул. И в первом, и во втором материале «Экспресс К» в завершении статьи добавляются ссылки на другие материалы о суицидах, что делать, как уже говорилось выше, нельзя.

КТК

Репортаж «Причину суицида повесившейся на столбе пары обсуждают в Капшагае» от КТК поразил своими подробностями произошедшего, на фоне которых упомянутые выше материалы покажутся приемлемыми. Во-первых, журналист делает стендап на месте трагедии и показывает, где конкретно повесились девушка и парень, что опять же недопустимо при освещении самоубийств. Однако демонстрация места трагедии во всех красках — не единственное, что журналисты добавили в свой материал. Далее зрителям показывают фотографии с повешенными парнем и девушкой — видно, как два слегка заблюренных тела свисают со столба. Сам факт суицида журналисты представили зрителям «в лоб», не задумываясь о том, какое влияние оно может оказать на аудиторию. А как же родные погибших? Им ведь пришлось переживать трагедию снова, наблюдая за ужасающей картиной с экранов телевизоров. И такие кадры на протяжении всего сюжета мелькали несколько раз.

NewTimes

К материалам с более-менее допустимым освещением темы суицида можно отнести новость «14-летняя девочка совершила суицид в Астане» от портала NewTimes.kz. Здесь автор, несмотря на сухость текста, оставляет новость такой, какой она изначально представлена в источнике — краткой и без лишних подробностей.

Вывод

Найти в казахстанских СМИ материалы с минимальным количеством деталей трагедии очень сложно. Вместо этого попадаются статьи и видео, в которых журналисты к основной информации или добавляют фотографии места, где случилась трагедия, публикуют предсмертные записки, или демонстрируют фотографии мёртвых людей.

Хотелось бы напомнить, что:

  • суицид ни в коем случае не является сенсацией, которую в первую секунду её появления необходимо помещать на первые полосы, используя в материале, помимо основного текста, личную информацию о погибшем, фотографии с места произошедшего и уж тем более описание совершения самоубийства в подробностях;
  • ни в коем случае нельзя забывать о том, что среди представителей аудитории есть и родственники погибших, которым и так тяжело после потери близкого человека, и которым ко всему прочему нужно проходить через трагедию снова, наблюдая за некорректным распространением новости в медиа;
  • аудитория контента самая разная — кто-то может просто пройти мимо материала, а кто-то впечатлительный обратит на него внимание или, что ещё хуже, отметит для себя некоторые методы совершения самоубийства.

Ещё один момент: ни в одном из вышеописанных материалов журналисты не выразили соболезнования родным погибших. Возможно, это не совсем соответствует стилю журналистского текста, но при освещении такой деликатной темы на первый план всё же стоит выдвинуть человечность и сострадание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь