Медиа диаспор. Грузины Казахстана

0
78

Грузин в Казахстане более пяти тысяч. Впервые они появились на наших землях ещё в начале прошлого века. Массовой депортации грузин не было, а незначительный рост численности диаспоры был связан в советские годы с естественной миграцией. Позже добавились переселившиеся после грузино-абхазского конфликта 1993 года.

Жизнь вне медиа

На сегодняшний день есть восемь культурных центров и объединений в разных городах, которые регулярно проводят разнообразные мероприятия. Есть воскресная грузинская школа в Алматы. Но медиальных проявлений у диаспоры практически нет. Единичные упоминания о работе грузинских центров в казахстанских СМИ трудно отнести к реальному информированию: будь то рассказ о центре «Джорджия-2007» в Караганде или же заметка о грузинском центре в Шымкенте.

Иные этнообъединения пока нигде не обнаруживаются. Столь же фрагментарно жизнь диаспоры представлена в социальных сетях и группах. ГРУЗИНЫ В КАЗАХСТАНЕ (100 подписчиков) остановились на материалах шестилетней давности. Грузинский культурный центр г. Алматы (200 подписчиков) ещё что-то немного публикует благодаря усилиям одного энтузиаста. Instagram-аккаунт Telavi Georgian Dance, исходя из своей специфики, сосредоточен исключительно на танцевальных новостях.

Кстати, в России грузинская диаспора в медиальном отношении активна не только в целом по стране, но даже в отдельных городах.

В зеркале казахстанских СМИ

О грузинской диаспоре в казахстанских СМИ пишут, рассказывают, показывают столь же мало и совсем невыразительно. Из 125 народностей, проживающих в Казахстане, меньше всего повезло с медиапредставленностью именно грузинской диаспоре.

Ещё в 2006–2009 годах порой выходили яркие материалы о грузинских семьях, проживающих в Казахстане, но в последние 10 лет по необъяснимым причинам ничего не стало.

По сути, обнаружился один сюжет на телеканале Abai TV «Шанырак. Грузинская диаспора».

В отличие от других, порой добротных, передач этого цикла авторы не смогли ни дать традиционную историческую справку о диаспоре, ни рассказать о причинах её появления в стране или хотя бы явственно обозначить этноспецифику. Смутило в выпуске и обозначение диаспоры в 10 000 представителей, на сайте Ассамблеи народов Казахстана за 2013 год значится число 5300.

Правда, можно обнаружить источники, где диаспора обозначена от первых лиц государства и в 60 000 представителей. Статистическая путаница по отношению к диаспоре озадачивает. На официальном сайте президента Республики Казахстан также указана цифра в 60 000 представителей.

Вернёмся к телесюжету. За 20 минут передачи мы видим больше не представителей диаспоры (по сути их было два, а в основном есть ведущая, принимающая на фоне говорящих и рассказывающих изысканные позы). Дело даже не в надуманных блогерских тележестах, а в том, что рассказ о диаспоре был подменён в этом случае рассказом о казахстанско-грузинских связях. Реальная жизнь грузинской диаспоры в «Шаныраке» явно осталась за кадром.

Был ещё один журналистский материал «Грузины в Казахстане. О ритме жизни, сходствах и различиях Астаны и Тбилиси». К рассказу о диаспоре его также трудно отнести, это скорее небольшой и скучноватый материал с монологами о приехавших недавно поработать в Казахстан. Детали в репликах приехавших из Грузии, несмотря на искренность их эмоций, не создают единого в своей динамике текста. По сути, этот обзор — разновидность ещё одного невыразительного обзора этого же издания, но только с другими интервьюируемыми, но о том же: «Грузины-рестораторы о том, как переехали в Алматы, встретили любовь и открыли бизнес».

На этом представленность грузинской диаспоры в СМИ Казахстана заканчивается. На сегодняшний день нельзя обнаружить ни информационно-аналитических, ни этнографических материалов о диаспоре, загадочно колеблющейся в статических данных от пяти до 60 тысяч. Но и внятно объяснить или хотя бы предположить, почему так получилось, тоже сложно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь