Кровавый январь 2022: как казахстанские медиа писали о годовщине Кантара

0
245

Казахстанские медиа по-разному подошли к освещению годовщины Кровавого января. Елена Кулакова проверила, в чём именно разница: она посмотрела материалы и государственных, и независимых СМИ. Кстати, наш казахоязычный автор Ерлан Оспан в это же время посмотрел документальные фильмы, посвящённые Кантару, об этом читайте здесь.

Однобокость, увод в сторону

Главный государственный телеканал страны «Хабар 24» вспомнил о январских событиях устами медиков и рассказами о погибших при исполнении героях — тут и тут. Рассказали про нанесённый городу Алматы ущерб и о том, как бизнесмены после этого оправились. Также выпустили репортаж, озаглавив его так: «Выставку в Мажилисе посвятили январским событиям», где показали якобы изъятое в ходе беспорядков оружие.

Госканал несколько раз анонсировал выступление генпрокурора, который должен был отчитаться об итогах расследования январских событий, но ни минуты эфирного времени в эти дни «Хабар» не посвятил простым гражданам и прохожим, столкнувшимся с пытками, погибшим и пострадавшим, в том числе и от рук полиции, или в которых попала шальная пуля.

Телеканал КТК 5 января часть новостного выпуска посвятил январским событиям: как президент почтил память жертв трагедии, как депутатам показали вещдоки, как генпрокурор раскрыл роли Масимова, Бектанова и Дикого Армана. Но ни слова о том, что были расстреляны и подвергались пыткам и мирные демонстранты, и что не расследуются и закрываются уголовные дела по убитым казахстанцам. Телеканал показал лишь одну сторону трагедии: «Всего в те дни погибли 238 человек, 19 из них — силовики и военнослужащие». Про убитых мирных граждан — ни слова.

9 января телеканал вспомнил о январских событиях сюжетом про волонтёра, который помогал врачам в Алматы и видел много раненых. Там говорили именно про участников массовых беспорядков.

Официальные лица говорили в программе «Портрет недели» на том же КТК, вышедшей 8 января, что «из-за соблазна боевиков-повстанцев погибло много наших граждан». Говорилось о том, что органы открывали огонь только по вооружённым преступникам. Очень много похвалы было в адрес президента Касым-Жомарта Токаева и восторженных слов о том, «как меняется страна к лучшему». Сложилось впечатление, что в программе попытались увести действительную картину произошедшей трагедии в сторону, потому что не прозвучало ни одной альтернативной точки зрения.

Телеканал Astana TV 4 января в специальном выпуске «Год январским событиям: какие уроки преподнесли трагические события?» пытался затронуть вопросы «чему нас научил трагический январь» и «как государство среагировало на запросы населения». По данным телеканала, «эксперты убеждены, что сложное начало 2022-го стало катализатором больших перемен в лучшую сторону, эффект от которых ощутил буквально каждый казахстанец». Но тут стоило бы тоже привести какие-то альтернативные мнения, поскольку даже беглый мониторинг соцсетей и независимых СМИ покажет, что не каждый, и не больших, и не в лучшую. У журналистов явные проблемы с балансом мнений.

О жертвах вспомнили очень коротко, сказав, что «Акорда опубликовала кадры, где в мечети Хазрет Султан глава государства принял участие в молитве о гражданах, погибших во время трагических событий, потрясших всю страну».

В другом сюжете о январских событиях кадр с улыбающейся журналисткой и довольным лицом спикера выглядел странно. «Эксперты убеждены: в обществе развиваются новые культурные особенности, которые не обошли стороной и государственных служащих», — что под этим подразумевал автор, непонятно. Концовка репортажа о «немых свидетелях Кантара» со словами «сегодня о страшных событиях того дня, к счастью, напоминают только фото и видео, ружья и автоматы, карабины и патроны» выглядит неуместно.

Осторожничали и пропускали

Liter 5 января, вспомнив годовщину событий в своем материале, задался вопросом: «Как Казахстан пережил этот год?». Но громко заявленный лид себя не оправдал. По сути это просто перечисление кадровых перестановок после Кантара, действий президента и его обещаний. И практически ничего о пережитом обычными гражданами, семей которых коснулись трагические события. Материал «Годовщина январской трагедии: хроника событий, новые законы и аресты» начался с перечисления хронологии событий. СМИ указало, что «Токаев поручил найти и наказать всех боевиков и их пособников, причастных к преступлениям против мирных граждан».

Издание также написало, что память жертв январских событий почтили первые лица страны — тут и тут. Со ссылкой на пресс-службу акимата города Liter коротко написал, что «Жители Алматы возложили цветы к мемориалу «Тағзым»». Примерно с таким же заголовком и информацией вышла новость и на сайте Ratel.kz.

6 января Liter написал, что «Память погибших товарищей почтили в Вооруженных силах Казахстана». Рассказали и о погибшем сержанте, который скончался во время обстрела полицейской машины.

Ratel.kz очень скудно, с неприметным заголовком «Алматинцы возложили цветы к мемориалу «Тағзым»», осветил панихиду по погибшим во время январских событий в Алматы. Годовщине посвятили всего шесть предложений. При этом издание выдало информацию, подготовленную пресс-службой акима.

В основном Ratel, сообщая о Кантаре в эти дни, обошёлся короткими официальными сообщениями. Был также и большой материал, но однобокий, с версией генерального прокурора, об уголовном деле и начатом судебном разбирательстве в отношении теперь уже бывшего главы КНБ и других лиц.

Почему-то Ratel не называл произошедшее «убийством» людей, а пишет, что они «умерли», как бы сглаживая проблему.

Tengrinews вообще обошло стороной тему годовщины трагических событий. По крайней мере, мы ничего не увидели на их сайте.

Смело и насыщенно

Очень смело и насыщенно на тему Кантара подготовили свои материалы журналисты интернет-журнала «Vласть». Они осветили тему пыток, написав о том, «что происходит с пострадавшими от пыток и делами погибших спустя год после январских событий». У «Vласти» были смелые заголовки и некоторые факты, не озвученные другими казахстанскими СМИ. Портал пишет, что спустя год после январских событий многие дела погибших и переживших пытки, расследование которых тянулось месяцами, были закрыты, а в отношении тех, кто первыми заявил о пытках в Алматы, заведены новые уголовные дела. «Семьи осуждённых и погибших сталкиваются с преследованием и давлением», — рассказывает медиа. Журналисты разыскали пострадавших, записав их истории.

Громкий материал получился о пострадавшем от пыток в Атырау гражданском активисте Сергее Шутове. Автор посвятил материал не просто воспоминаниям активиста, но и тому, как изменилась его жизнь после январских событий, и что ему пришлось покинуть страну в поисках убежища и безопасности от преследования спецслужб.

«Vласть» выдала и аналитический материал о том, что «Почти ничего не изменилось в Казахстане спустя год после кровавого января», где критике подверглись обещания президента о реформах после Кантара. Воспроизвело СМИ и хронологию событий, отметив те факты, о которых не говорили другие медиа. Например: «Активисты, митингующие на Площади Республики после полудня, сообщили о том, что по мирным демонстрантам открыли огонь, достоверно известно о смертях нескольких активистов от боевых пуль»; о том, что «в одно время в городе словно исчезают сотрудники правоохранительных органов». Также издание сообщило, что международная Мониторинговая миссия по трудовым правам в Центральной Азии рассказала об исчезновении лидеров независимых профсоюзов, а международная правозащитная организация Human Rights Watch призывала власти Казахстана немедленно отменить приказ «стрелять без предупреждения», который был дан президентом страны. «Vласть» также поставила под сомнение и подвергла критике некоторые заявления властей — о террористах, о причастности к организации погромов иностранцев.

Orda.kz посвятила годовщине Январских событий очень много материалов, начав новый сезон с большого спецвыпуска «Қанды қаңтар: год спустя». В видеоматериале, который длился больше часа, редакция предоставила слово активистам, протестующим, правозащитникам, полицейским, жертвам пыток, врачам и политическим экспертам.

5 января корреспонденты Orda.kz подготовили фоторепортаж, озаглавив его «Цветы, туман, мемориал: как алматинские активисты вспоминали Кровавый январь». Читателей словно окунули в атмосферу трагического дня: «Пришедших первым встретил густой туман, напоминавший тот, что был ровно год назад». В конце Orda написала, что 142 умерших человека «являются нарушителями режима ЧП и антитеррористической операции», тем самым как бы оправдывая их убийство.

В другой новости о том, как почтили память погибших в январских событиях, была приведена главная мысль, которую можно передать цитатой журналистки, пришедший на площадь: «Мы смиряемся с тем, что ни одно убийство безоружных людей не расследуется».

Яркий материал подготовила редакция совместно с изданием The Diplоmat. Там рассказали живые истории журналистов и блогеров, которые так или иначе пострадали от полиции при освещении протестов. Редакция вспомнила годовщину Кантара, подготовив серию статей про каждый день тех событий: здесь и здесь.

Газета «Время» коротко рассказала о церемонии возложения цветов в день годовщины событий, перечислив некоторых присутствовавших там известных личностей. «Время» и многие другие СМИ со ссылкой на генпрокурора сообщили, что «силовикам не нужна специальная команда, чтобы стрелять на поражение по преступникам»«. Однако «Время», пожалуй, одно из немногих СМИ, которое попыталось подвергнуть сомнению информацию про 20 тысяч террористов и отрубленные головы полицейских. Издание озвучило острые вопросы, которые журналисты задавали генеральному прокурору в кулуарах. «Время» даже озаглавило свой материал цитатой генпрокурора о расследовании январской трагедии — «»Террористы официально не заявляли, что они террористы», или Несекретные заметки на полях тайного заговора»».

Если бы не…

Почему-то многие СМИ, особенно государственные и приближённые к ним, старались писать в дни годовщины Кантара только про погибших и пострадавших сотрудников правоохранительных органов или военных. Жертвами выставляли в основном людей в форме. Сложилось впечатление, что такие медиа намеренно обходили стороной гибель мирных демонстрантов и просто прохожих, детей, будто получив команду «сверху».

Некоторые журналисты рассказывали в своих сюжетах и материалах про одних и тех же людей — очевидцев или семей пострадавших сотрудников полиции или военных.

Если бы не смелость и настойчивость некоторых независимых изданий, то можно было бы сказать, что последствия Январской трагедии освещались в Казахстане совсем однобоко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь