Медиа диаспор: каракалпаки Казахстана

0
208

Об этой этнической группе известно очень мало, хотя в Казахстане её численность более чем солидна: около 60 000.

У диаспоры давние и непростые связи с Казахстаном. Так, в 1925–1930-х годах Кара-Калпакская автономная область входила в состав Казахской АССР. В наши дни даже после волнений прошлого года в Нукусе в казахстанских СМИ о диаспоре за редким исключением предпочли не вспоминать. Также ни один казахстанский телеканал (ABAI TV, JIBEK JOLY), обращающийся к историко-культурным реалиям тюркских народов, эту группу не порадовал своим вниманием. Однако среднеазиатские блогеры диаспору всё-таки не оставили без внимания:

Что есть из официального

Всего официального, что есть практически у каждой диаспоры, у каракалпакской нет: ни отдельных этноСМИ, ни сайта, ни иных форм медийной поддержки от государства. Есть скромная страница на портале Ассамблеи народа Казахстана. Порой встречаются сухие информационные справки о тех или иных объединениях.

Столь же формально и от случая к случаю, за исключением одного материала (о нём отдельно), представлена диаспора в казахстанских СМИ. Из подобных текстов можно узнать только о наличии того или иного центра, каких-то мероприятиях, в которых участвуют представители, но не об истории, языке, культуре и ремёслах.

Народное, но полезное

Свято место пусто не бывает. Каракалпакская диаспора стала той этногруппой, которая активно использует гражданские каналы коммуникации и информации для себя и для выхода в мир. Telegram-канал, явно курируемый только одним представителем диаспоры, наряду с перепостами актуальной культурной и информационной политики, связанной с каракалпаками, включает собственные видеоролики о событиях из жизни этнообъединений.

Более информационный и зрелищный — YouTube-канал PIKIR с его 19,6 тыс. подписчиков, предлагающий материалы на каракалпакском, чуть реже на казахском и русском языках. События в Узбекистане и Казахстане, связанные со статусом или положением диаспоры, информационные ролики о встречах и концертах соседствуют в нём с любительскими роликами о менее пафосных мероприятиях.

https://www.youtube.com/watch?v=mgrVhwSiRXQ

Канал воспринимается скорее как семейный альбом, в который тщательно выкладывается всё, что имеет отношение к каракалпакскому народу. Именно поэтому многие материалы набирают более 50 тысяч просмотров, то есть охватывают чуть ли не всю диаспору. Но системная и профессиональная подача материалов о культуре и истории пока не состоялась.

Исключение

Редкий случай, когда новостной материал портала «Власть» «Их цель — закрыть все каракалпакские объединения», несмотря на конкретный информационный повод, заявленный в названии текста, пересёк границы и оказался единственным точным и честным описанием состояния каракалпакских этнических объединений. Причём сказано это было от первого лица внятным языком несколькими представителями. Приведём лишь фрагмент одного монолога, за которым — чуть не вся программа существования диаспоры:

«Наша задача — сохранить культуру и язык. Здесь парадоксальная ситуация: когда приезжают каракалпаки, то они быстро, процентов на 90, переходят на казахский язык, так как он очень близкий язык. Между собой начинают говорить на казахском языке. Я говорю ребятам, говорите по-каракалпакски — вас не убьют. Наша диаспора в Алматы, мы не против казахского языка. Просто хотим, чтобы мы общались между собой на нашем языке. В итоге потихоньку сложилась ситуация, что те каракалпаки, которые здесь находятся, не стесняясь, общаются на каракалпакском».

Скажем честно: других материалов о каракалпаках в Казахстане в социальном или культурном их проявлении не нашлось. У каждой диаспоры — свои способы медийного освещения проблем и коммуникаций как с сообществом, так и с тем государством и обществом, где она нашла приют. Иногда ей в этом помогает историческая родина, если таковая имеется, иногда очевиден чуть больший вклад страны. Каракалпаки Казахстана пока явно в одиночку пытаются выстроить эти коммуникации; это у них, пусть и скромно, но получается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь