Так получилось, что моя работа чаще всего связана с анализом видеопроектов. Однако и текстовые, и фотографические журналистские материалы редко, но попадают под медиакритический прицел. Поэтому работу журналиста «Радио Азаттык» Петра Троценко о поездке в чабанское зимовье я прочитал с особым вниманием. Время не оказалось потрачено зря.
В объективе — простой труженик
Своей репортаж Троценко поместил под тяжеловатый заголовок: «”Это моя жизнь, другой я не видел”. В гостях у чабана на зимовье». Наверное, в пределах мультимедийного информационного сайта это оправданная конструкция, позволяющая отделять большие жанры от новостей для читателя, блуждающего быстрым взглядом по сайту.
В поисках впечатлений о жизни, совсем не похожей на городскую, журналист отправился к зимовью в нескольких десятках километров от города Конаева, что не так далеко от Алматы. И продемонстрировал: для хороших журналистских зарисовок не обязательно организовывать целую экспедицию за тридевять земель.
Нет, этот репортаж никогда не завоюет какую-то престижную журналистскую награду. Он хорош не совпадением некой «шокирующей правды» и исторического момента, не выдающимися героями и не высокопарностью слога.
Пётр Троценко знакомит читателей с бытом двух семей — тракториста Серика и чабана-кандаса Жамлики — которые, кажется, вполне довольны своими судьбами: первый живёт в степи по доброй воле, переехав из города, второй другой жизни и не видел (именно эти его слова вынесены в заголовок). И именно журналистики подобного сорта в нашей стране сейчас маловато: точной, не скатывающейся в пустую описательность и обнаруживающую интерес не к попсовым, лежащим на поверхности темам, но к жизни простых людей, называемых иногда интеллигенцией «глубинным народом».
Стоит заметить: репортёрское свидетельство Троценко будто вынуто из контекста экономико-политической ситуации в стране, как лишено и любой оценочности. А я привык, что сейчас к теме «маленьких людей» журналисты и пропагандисты всех мастей прибегают в двух случаях: либо чтобы воздать должное эффективности работы государства, либо для доказательства обратного. В конкретном материале названного нет и в помине, и репортаж оставляет приятное впечатление честно сделанной работы. К примеру, в ситуации непрекращающейся информационной войны, в которую, без сомнения, вовлечено «Радио Азаттык», в текст неожиданно попадает реплика героини, живущей на месте бывшего советского совхоза — она говорит, что при Советах были хорошие зарплаты, был свет, дети учились в школе-интернате и могли поступить в вуз по льготам.
История написана с безупречной авторской дистанции, и складывается впечатление, что Пётр Троценко движим не поиском подтверждений неких собственных убеждений, но подлинным журналистским голодом: и будто бы на самом деле ему интересны эти труженики с обветренными лицами, живущие на 200 тысяч в месяц, их нехитрый скарб и суровое существование посреди мёрзлой равнины.
А ещё в ней есть то, чего когда-то не хватило первому громко заявленному материалу возрождённого Vox Populi о полузаброшенных посёлках (на деле тот материал был посвящён старым развалинам, а не обитателям этих развалин). В противовес тому случаю, азаттыковский репортаж — о людях и ещё раз о людях.
При этом у работы этой нет и замеченной когда-то особенности репортажей Рената Ташкинбаева, которые журналист с подлинным азартом делал для Tengrinews.kz — делал талантливо, но иногда из того же азарта поддавался эмоциям и впускал в текст и в иллюстративный ряд излишние подробности и повторы.
Журналистский отчёт Троценко удивляет умением автора фиксировать только то, что действительно имеет значение для составления ёмкой и цельной картины увиденного. Казалось бы — чего проще, но в реальной работе репортёрские впечатления стремятся к избыточности. Особое прагматическое отношение к тексту с безжалостным вымарыванием лишнего — особый и очень ценный навык. Не исключено, что к материалу приложил руку какой-то хороший редактор, но я всё же склонен видеть в плотном, «мускулистом» тексте авторскую руку и авторское же чувство меры.
Сначала текст
Стоит отметить интересную особенность этого материала о чабанском зимовье, объясняющую его положение на жанровом древе. Фотография здесь вторична. То есть поджанрово это текстовый репортаж с иллюстрациями, а не фоторепортаж с текстом. И если удалить из публикации все без исключения кадры, получится завершённая история с понятными речевыми описаниями и яркими образами. Такой подход критичен к уровню литературных навыков: к счастью, с ними всё в порядке. И местами даже кажется, что стилистически Троценко стремится к забытому и сложному журналистскому жанру — очерку.
«Рядом с зернохранилищем возвышается насквозь проржавевший ток для зерна, похожий то ли на боевого робота-шагохода из “Звёздных войн”, то ли на инсталляцию современного искусства. Ток перестал работать сразу после распада Советского Союза. Сейчас там вьют свои гнёзда голуби», — пишет автор, а из глубин памяти с помощью правильно подобранных семантических ключиков безо всяких иллюстраций сразу же воскресает «картинка» старого зернохранилища, когда-то и где-то мельком увиденного.
Примечательно, что фотоиллюстрации подписаны именем самого Петра Троценко, то есть с фотоаппаратом и диктофоном наперевес он является универсальным солдатом информационного фронта. Фото, надо сказать, довольно неплохи, чуть не дотягивают иногда до профессионально безупречных. Речь идёт, к примеру, о кадрах при скудном свете в помещении, когда вспышка (скорее всего, внутрикамерная) плохо помогает объективу с малой светосилой. Эти огрехи больше заметны при просмотре с монитора компьютера и практически незаметны на дисплее смартфона. Профессионалы решают проблемы подобного рода приобретением мощной накамерной вспышки, дополнительного светосильного объектива либо сочетанием первого и второго. Однако в целом навык обращения Троценко с фотоаппаратом, с учётом его основных талантов, лежащих в смежной области журналистики, похвален. Тем более что сочетание навыков здесь имеет эффект синергии, потому что добавляет тексту фотографической точности, а снимкам — красноречивости в составе единого повествовательного полотна.
Когда-то я хвалил основательность документальных фильмов «Радио Азаттык», назвав их одним из главных фирменных блюд издания. Так вот: в списке предложений этого ресурса обнаружена и другая изюминка, достойная отдельной похвалы.