«Белые пятна колонизации»: журналисты Казахстана и Кыргызстана возвращают в повестку историю, о которой хотят забыть

0
66
Скульптура на территории музея АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников родины) в Казахстане. Фото: сайт музея https://museum-alzhir.kz/

Несмотря на то, что с момента трагических событий начала XX века прошло почти сто лет, в Центральной Азии эта тема до сих пор считается чувствительной и опасной. Многие эксперты отказываются высказывать своё мнение публично. Общение с журналистами избегают и герои – потомки репрессированных и очевидцы тех событий.

О том, почему в регионе так тяжело обсуждать историю начала прошлого века и зачем это делать, «Новый репортёр» спросил у журналисток Назиры Даримбет из Казахстана и Лейлы Сарапаевой из Кыргызстана, которые выпустили большой медиапроект «Белые пятна колонизации».

«В один день в город Фрунзе начинают заходить толпы изможденных, грязных, измученных людей, которые идут пешком не по одному, а целыми тысячами. Для жителей Фрунзе — это катастрофа. Горожане были потрясены: с казахами они все эти годы жили бок о бок, девушек выдавали замуж, парни женились на казашках, проводили спортивные состязания, совместные праздники. Казахи были очень зажиточные, по сравнению с кыргызами. И вдруг такие обнищавшие», — рассказывает кыргызский историк Зайнидин Курманов в сюжете, посвящённом голодомору (Ашаршылық), который стал причиной гибели тысяч казахов.

В интервью историк рассказывает о том, как в начале 1930-х годов, спасаясь от голода, в Кыргызстан пришли от 120 до 150 тысяч измождённых людей из Казахстана, и как кыргызы приняли их и помогли выжить. Этот рассказ стал частью серии материалов о драматических событиях начала XX века в Центральной Азии. Цикл подготовили редакции «Республика» (Казахстан) и «Новые лица» (Кыргызстан) в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», реализуемого Internews при поддержке Европейского Союза. Помимо темы голода, в проект вошли лонгриды о сталинских репрессиях, депортациях, ограничениях национальных языков, начале борьбы за независимость и распаде СССР.

— Наш проект «Белые пятна колонизации» о трагических фактах советской истории, которые происходили в двух странах, бывших республиках СССР – Казахстане и Кыргызстане, но которые замалчивались историками. В школах, особенно в советский период, об этом либо совсем не рассказывали, либо уделяли этим темам один абзац и 15 минут урока. В современных школах про репрессии и другие трагические события начала 20 века говорят, но тоже очень мало, — рассказывает Лейла Саралаева, главный редактор, журналистка издания «Новые лица».

Она уточняет, что команда считает эту тему актуальной в современных условиях.

— В последние годы, в связи с усилением давления на свободу слова и инакомыслие, уничтожение гражданского общества и любой критики, возбуждение уголовных дел, арест и суды над журналистами и гражданскими активистами, тема репрессий становится вновь актуальной как в Кыргызстане, так и в Казахстане. В своём исследовании мы хотели напомнить аудитории, что такое политические репрессии и к каким последствиям они приводят, — объясняет Лейла Саралаева.  

Почему события столетней давности чувствительны в регионе?

По словам Назиры Даримбет, журналистки издания «Республика», в Казахстане на эти темы говорить сложно:  

— Тема политических репрессий была одной из ключевых в проекте. Несмотря на наличие публикаций, фильмов и материалов в независимых и государственных СМИ, объективного взгляда на эту тему в Казахстане не хватает. На гостелеканалах часто выпускаются фильмы, в которых нет политической оценки действиям руководства тогдашнего режима.

Кроме того, Назира Даримбет говорит, что в целом информации о тех событиях не так уж много — неизвестно, сколько человек было реабилитировано, сколько пострадало. При этом у журналистов нет доступа к важным документам, а потомки репрессированных часто не могут получить информацию о своих предках. Возникают сложности и со спикерами: даже спустя почти сто лет после тех событий, многие люди не решаются говорить на эту тему.

Она объясняет, что политические репрессии являются чувствительной темой для Казахстана, потому что раскрывая её, приходится говорить об ответственности России за те события и проводить параллели между тем, что происходило в начале 20 века и сегодняшним днём.

— В этом контенте мы постарались показать исторические факты и то, что происходит сейчас: методы, жестокость — всё это вызывает аналогии. Репрессии по политическим мотивам и преследования за взгляды никуда не ушли. Экспертов, которые готовы проводить параллели, немного, но они нашлись, и я им очень благодарна, — рассказывает журналистка.

Для Кыргызстана тема политических репрессий советской эпохи пока не табуирована. Однако, учитывая тенденции, ситуация может измениться.

— Пока ещё есть возможность говорить об этом. Но в ближайшие полгода-год тема репрессий и в целом постановка вопроса о колонизации будет закрыта, так как идёт мощное сближение с Россией, особенно в сфере образования. Например, российская организация «Евразия» создала рабочую группу для разработки принципов единого образовательного пространства России и Кыргызстана. При этом Россия переписывает свою историю, закрыла фонд «Мемориал», музей ГУЛАГА (якобы на ремонт), вновь восхваляет Сталина, а значит эти тенденции скоро будут и у нас. К сожалению, в Кыргызстане много сторонников Сталина, которые пишут оскорбительные комментарии под нашими публикациями, называя нас, журналистов, «врагами народа», «провокаторами» и «рабами Запада», — признаётся Лейла Саралаева.

О том, что в Казахстане поклонники Сталина тоже есть говорит и Назира Даримбет:

— Этот тренд, к сожалению, усиливается. В интервью один из экспертов рассказывал, что многие в Казахстане до сих пор считают, что благодаря Сталину появилась индустрия, были построены дороги. Эта тенденция существует, и поскольку Россия — наш ближайший партнёр, она проникает и в наше информационное поле. Мы видим, как это проявляется: споры о «Бессмертном полке», портреты Сталина на шествиях — это уже происходит и в Казахстане, и может принять более массовый характер.

Чего боятся герои?

ЛейлаСаралаева говорит, что несмотря на то, что в целом информации о трагических событиях почти вековой давности достаточно в свободном доступе, а местные историки охотно дают комментарии, в республике до сих пор остаётся засекреченным архив КГБ. Несмотря на то, что полгода назад в стране был принят Закон о реабилитации репрессированных по политическим мотивам.

— Эксперты, историки, дети репрессированных открыты для комментариев, делятся информацией и говорят на эту тему открыто. У нас возникла проблема с потомками депортированных в Украину кыргызов, так называемых «кулаков», и экспертами, которые эту тему исследовали в архивах Украины. Одна из потомков отказалась давать интервью, заявив, что сейчас не самое подходящее время.  

В Казахстане ситуация с поиском информации ещё сложнее.

— Найти спикеров и героев в Казахстане было сложно. Потомков депортированных и репрессированных людей трудно уговорить говорить на эту тему. Даже те спикеры, кто работают в научных институтах, часто отказываются или ссылаются на занятость. Особенно сложно было с темой депортации — хотелось привлечь независимых экспертов и историков из Института Валиханова, но они оказались недоступны, — говорит Назира Даримбет.

Почему важно говорить о трагедиях прошлого?

Обе журналистки уверены, что тему политических репрессий необходимо постоянно поднимать, чтобы не допустить повторения:

— Об этих темах необходимо продолжать говорить с разных ракурсов постоянно, потому что политические репрессии возвращаются, — объясняет Лейла Сарапаева. — Многие полагали, что раскрывая правду о голодоморе, депортации, большом терроре в 90-е, общество получило прививку от репрессий. Но история доказала, что люди быстро забывают, не анализируют, не проводят аналогии. В результате мы имеем подобные преследования критиков и инакомыслящих. Возможно, не в таких масштабах, но суть та же самая и эффект страха в обществе такой же. Поэтому важно продолжать говорить о репрессиях, чтобы общество осуждая репрессии прежних готов демонстрировала власти, что так поступать со своим народом неприемлемо. И рано или поздно возмездие ждёт тех, кто чинил даже самые страшные репрессии.

Медиапроект «Белые пятна колонизации» создается в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь