На семинаре Дмитрия Сурнина, главного редактора газеты «Мой район», «Журналистика в условиях конфликта — как не разжечь и не обжечься», вопросы рассматривались самые разные. В чем состоит задача СМИ, как правильно формулировать лид, какие темы вообще привлекают читателя. Новый репортер вел тви-трасляцию с семинара по хештегу #newrep. Здесь – подборка наиболее интересных сообщений.
Выбор темы СМИ
Для чего вообще человеку нужна информация? Когда я в курсе, что происходит, я чувствую себя в безопасности.
Наша задача — не находить точку зрения, журналисты должны рассказывать историю
Работа над темой начинается с формулировки гипотезы. Она может подтвердиться или нет, но начинать нужно с нее. Далее — было ли где-то такое уже, и чем оно закончилось.
Если журналист говорит — выбрал тему, потому что просто интересно, он, скорее всего, не понимает, о чем будет писать.
Человеку важно чувство сопричастности. Это следует учитывать. Главный вопрос читателя должен быть таким – «А как бы поступил я?»
Еще группа вопросов — что по этому поводу предпринималось, предпринимается или будет. Что могут сделать люди, чтобы повлиять на ход событий.
Нужно искать знаменитого человека. Это привлекает внимание.
Ответить на вопрос – «Кому придется менять свои планы из-за случившегося?». На это всегда острая реакция.
Есть понятие «географическая слепота», оно свойственно местным СМИ. Географическая близость важна, но это не критерий для отсечения темы. К примеру, проблема многих российских СМИ — называя себя федеральными, они не знают, что происходит за пределами Садового кольца.
Когда ориентируешься на среднего читателя, пишешь ни для кого.
Всегда интересны истории столкновения ординарного и экстраординарного.
«Мы об этом уже писали» – еще один стереотип, отсекающий огромный пласт тем. Задача журналиста – искать такие пути, чтобы тема была всегда интересной. Большое количество людей интересует одинаковые вопросы, но интересуют они их по разным причинам и поводам.
Если тема кажется сложной, то в ней надо разобраться и донести ее простым языком. Но никак не отсекать. Это касается, в частности, отчетов госорганов и тому подобного.
Эмоциональная близость – история не имеет границ, когда она близка по ощущениям.
Всегда интересны истории о великодушии — о том, что люди все-таки остаются людьми. Но замыкаться на историях несчастья не надо.
Лучше рассказывать об успехах людей, о том, как они меняют жизнь, важно дать ощущение возможности. Нас пытаются убедить, что народ тупой, злой, государству выгодна инфантильность. СМИ должно давать другие примеры — митинги в Москве сильно изменили эмоциональный фон в городе, люди вышли и поняли, что нормальных много.
Интересна борьба малого с большим — человек и система, человек и природа. Человек, делающий нечто невозможное.
История морального выбора, истории о справедливости и законности — в сводках нужно искать это.
Журналист не часть истории, он пишет о людях, жанр «журналист меняет профессию» надо применять в крайних случаях.
Текст и читатели
Когда журналист идет на репортаж, он должен все записывать. Все, что видит. Деталь можно не увидеть, не понять. Талант журналиста в том, чтобы найти одну деталь, которая расскажет всю историю.
Текст должен быть организован так, чтобы читатель в любой момент прекращения чтения был уверен, что получил главное.
Чем сложнее и длиннее текст, тем меньше шансов, что его прочитают.
Только 25% текстов в СМИ вообще замечается, и лишь половина из них читается. Читатели смотрят фотографии людей — первым делом, на глаза.
Важно не сколько текстов на сайте или в газете прочитал читатель, а насколько эти тексты «его».
Если журналисты нужно больше одного предложения для описания сути истории, значит, он не понимает до конца, в чем эта самая суть.
«Уникальный», «знаменитый» и «эксклюзивный» – слова-паразиты, от которых надо бежать. А еще кавычки и лишние восклицательные знаки свидетельствуют о «лингвистической инвалидности».
Проблемы начинаются, когда журналисты выдумывают эмоции героев. Людей это раздражает.
Не нужно считать, что ваше личное мнение кому-то важно. Если журналист вставляет оценочные суждения, значит, у него нет фактов. В странах бывшего СССР нет традиции разделения мнения и факта.
Чем отличается хороший писатель от плохого? Хороший дает толчок к рождению эмоций. Плохой говорит прямо «хороший» или «негодяй».
К вопросу о профжаргоне — мы регулярно пользуемся языком чиновников и госслужб. И это ужасно.
СМИ и конфликт
СМИ — важный инструмент диагностики при конфликтах.
Задача СМИ — заранее указать на конфликт, а не решать его.
Что может сделать СМИ при конфликте?
1. Помочь людям вербализировать свои ощущения,
2. помочь людям найти «своих» — тех, кто придерживается подобной же точки зрения.
3. Помочь создать ощущение, что твой голос услышан.
Photo Credit: gogoloopie
Photo Credit: James Vaughan