Социальный меппинг в СМИ: сдаем карты

0
60

Социальный меппинг – таким англицизмом в профессиональной среде называют картографирование событий при участии пользователей. «Большие данные», нанесенные на карту, предлагают СМИ и их аудитории потрясающие новые возможности по работе и анализу информации.

bike-map

В Москве на форуме «Медиа будущего» Арон Пилхофер, редактор отдела интерактивной журналистики The New York Times, показал интерактивную карту ДТП с участием велосипедистов (http://secret-taiga-2483.herokuapp.com/data/bike-accidents/) в Сан-Франциско, созданную в рамках сотрудничества NYT с проектом «The Bay Citizen» («Гражданин Залива»). Первоначально эта карта наполнялась сотрудниками проекта на основании данных, получаемых от десятков различных полицейских управлений. Позже данные стали получать от Калифорнийской дорожно-транспортной полиции, которая обладает базой данных происшествий по всему штату. Наконец, отдельные пользователи получили возможность добавлять происшествия на карту.

С помощью этой информации велосипедисты (а их в Сан-Франциско полным-полно) могли отследить, какие места в городе (перекрестки, мосты, дороги с плохой видимостью) являются наиболее опасными для них и какой тип ДТП (наезд на пешехода или столкновение с машиной) наиболее вероятен в данном конкретном месте.

Весь этот проект был реализован с помощью открытых технических решений. Таким образом эксперт иллюстрировал свой тезис об отсутствии оправданий у современного СМИ, пренебрегающего визуализацией больших данных. Но в рамках темы этой статьи данным примером можно проиллюстрировать необходимость привлечения аудитории к сбору данных и целесообразность разработки инструментов на базе уже существующих открытых решений, со знакомым пользователю интерфейсом (в нашем случае – Google Maps).

Еще один пример использования меппинга, помимо социальных проектов, — благотворительность, которая становится обязательной частью информационной повестки дня в любом уважающем себя СМИ. К примеру, колумбийский проект «Спасение детей» (Kid rescue, http://bit.ly/1bhyC5n) возник для того, чтобы вернуть детей с улиц в школы, чтобы противодействовать эксплуатации детского труда и содействовать распространению образования.

Проект представляет собой интерактивную карту, на которую с помощью специального приложения пользователи могут наносить информацию о работающих на улице детях (фото, описание, геолокация). Интерфейс привычен любому пользователю Foursquare (приложение для «виртуальных» отметок в тех или иных местах – прим. ред.). Только вместо зданий пользователи наносят на карту работающих детей. Сотрудники проекта производят опознание детей и предпринимают меры к тому, чтобы вернуть их с улицы в школу. У проекта уже есть 67 успешных, результативных примеров взаимодействия с пользователями.

В Нидерландах похожую механику использовали для агрегации информационных поводов. Речь идет о проекте Twitcident (http://twitcident.com/). 1300000 активных пользователей Twitter в Голландии производят в среднем 5000000 сообщений в день. Приложение позволяет вычленять и картографировать информацию о происшествиях, которая может быть важной для правоохранительных органов, социальных работников, журналистов. Своего рода «народное информагентство». Рассказывают, что среди подписчиков сервиса уже есть охранные предприятия, обеспечивающие безопасность культмассовых мероприятий.

В России пока нет проектов аналогичной механики, нет редакции, которая взяла бы на себя ответственность за проверку достоверности пользовательской информации и осуществление действий на основе проверенной информации. Например, созданный при поддержке администрации Ханты-Мансийского автономного округа региональный проект «Карта добрых дел Югры» (http://ugramaphelp.ru/) не является журналистским и пока не привлек внимания аудитории.

На сайте 31 просьба о помощи и 20 предложений. Информации о решенных проблемах на сайте нет. В чем же дело? Вероятно в том, что сайт полностью лишен инструментов распространения информации в популярных социальных медиа. Ни одного социального плагина Facebook, «ВКонтакте» или Twitter на сайте нет. Более того, сама карта не интерактивна. А ведь создатели проекта могли взять за основу «Народную карту» от Яндеска (http://bit.ly/1cQ90hC). В рамках этого проекта уже существует сообщество пользователей (http://clubs.ya.ru/narod-karta/), лояльных к любым картографическим инициативам. И вместо того, чтобы тратиться на разработку собственного мэппинга, можно было поработать с аудиторией имеющегося сервиса. И интегрировать фрагмент «Народной карты» на сайт. Карта стала бы интерактивной. Она была бы реализована с помощью известного пользователям интерфейса. И сама по себе обладала бы аудиторным ресурсом.

Как можно было бы реализовать интеграцию Яндекс.Карт? Зайдем на сайт проекта: http://maps.yandex.ru/. В самом низу страницы, справа от карты, видим четыре ссылки: О проекте, Помощь, Блог и API. Нас интересует последняя. API – аббревиатура английского выражения «application programming interface». На русский язык это можно перевести как «интерфейс прикладного программирования». Помните модель «черный ящик», любимую Станиславом Лемом, инструмент, который неизвестно как, но выполняет задачу? API – это пример такого «черного ящика». Вам не важно, как он работает. Важно, что именно он может делать и как встроить его в страницу опекаемого сайта.

Итак, мы кликаем на ссылку и переходим на страницу, где перечислены типовые области применения API проекта Яндекс.Карты (http://api.yandex.ru/maps/): корпоративные сайты, городские и тематические порталы, интернет-магазины и электронные СМИ. Как видите, создатели проекта изначально предполагали использование данного приложения медиапрофессионалами: «Покажите место события на карте. Создайте карту всех новостей, и ваши читатели смогут узнавать, что происходит рядом с ними или в интересном им районе. Дополните сайт актуальной информацией о ситуации на дорогах города. Читатели выбирают то издание, которое показывает новостную картину дня наиболее полно и оперативно. Простой способ увеличить информативность — больше рассказать о месте события. Это удобно делать с помощью карт».

Яндекс.Карты устанавливаются на сайт бесплатно, но возможности использования приложения ограничиваются пользовательским соглашением (http://legal.yandex.ru/maps_api/). Некоторые системы управления контентом (CMS) имеют модули на базе этого приложения: бесплатные WordPress, Joomla, Drupal; коммерческая 1С-Битрикс. Среди крупных медиапроектов, использующих Яндекс.Карты, разработчики указывают «Ведомости» и «Фонтанка.ру».

Аналогичное приложение есть и у международного гиганта Google. Только найти API карт от Google сложнее (https://developers.google.com/maps/?hl=ru). На сайте сервиса соответствующей ссылки нет. Но если вы все-таки нашли это заповедное место – обратите внимание на возможность разработки мобильных приложений на его базе (https://developers.google.com/maps/mobile-apps?hl=ru).

Итак, социальный меппинг – информационная реальность сегодняшнего дня. Условиями успешного проекта являются:

  1. использование знакомых пользователям интерфейсов
  2. простота участия в проекте
  3. наличие мобильных приложений
  4. осознание пользователями конкретной пользы от участия в проекте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь