На Международной конференции в Алматы «Медиа в цифровой среде: возможности для развития» Анна Качкаева выступала с презентацией «Оцифрованный мир и образ медиа будущего: цифровой разрыв, интерактивная публика, мультимедийное содержание, медиаграмотность».
Это выступление необходимо посмотреть медиаспециалистам, которые осознают происходящие в мире и сфере медиа перемены и задумываются над тенденциями дальнейшего развития отрасли.
Анна Качкаева, журналист, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей Школы Экономики, Москва, Россия.
Презентация «Оцифрованный мир и образ медиа будущего: цифровой разрыв, интерактивная публика, мультимедийное содержание, медиаграмотность».
Основные тезисы:
Задумайтесь, как дети 10-13 лет сегодня делают уроки? Рядом с ними не меньше 4 экранов. Сам процесс – у детей открыт чат, играет музыка, параллельно скачивается презентация, запущена игра.
Если мы перейдем с ребят возрастом 10-13 лет к тем, кто младше, мы увидим – дети, которые еще не разговаривают, уже естественно находят нужные ярлыки на вашем телефоне.
Они не заглядывают за плоскую панель экрана, как это делали мы. Они смотрят, есть ли возможность воткнуть флешку или мышку.
Поколение до 14 лет существует с медиапространством и с технологиями, даже на бытовом уровне, принципиально иначе.
И это — новое поколение аудитории.
В ближайшее время мир ждет множество изменений.
Мировые тенденции:
- Гуманитаризация технологий
- Гуманитаризация конфликтов – меняются ценности «войны и мира», виртуализация противостояния
- Деинституционализация
- Конкуренция за будущее
Коммуникации реального времени. Независимо от часового пояса, языка люди могут следить за происходящим на другом конце Мира. Медиа везде и это трудно осознать до конца.
Массовое вовлечение аудитории в создание, модерирование и модификацию СМК (средства массовой коммуникации), которые становятся площадкой для бесконечной интерпретации.
YouTube
Дополненная реальность
“Подвижная” связь и мобильные СМИ
Человечество все больше разговаривает картинками.
К какими профессиями должно быть молодое поколение? IT, облачные технологии, виртуальная реальность, мобильные технологии.
Мы погружены в коммуникации, мы превращаемся в медиалюдей. Медиа становятся соединительной тканью.
Люди, которым сложно общаться, могут выразить себя. Конечно, это меняет саму концепцию медиапотребления:
Концепция A:
- Anything – любой контент
- Anywhere – в любом месте
- Anytime – в любое время
У каждого из нас с собой несколько гаджетов постоянно. Мы движемся к новой концепции разворачивания медиа, которое просто не может быть линейным.
К 2020 году количество подключенных к Сети устройств будет больше, чем людей. Значит, медиа не избежит концепции 5 экранов. Если медиа не разворачивает свой контент в эту сторону, это может означать, что медиа останется без аудитории.
— Ноутбук
— смартфон
— планшет
— ТВ
— мультимедиа в авто
Нужно задавать вопрос – что и где интереснее рассматривать с каждого экрана. Люди все больше передают текстовые сообщения, чем разговаривают, все больше смотрят, чем читают.
Потребитель 2.0:
Представитель новой аудитории многозадачен, существует в нескольких коммуникационных сферах, он смотрящий, интерактивный. Он готов к новому типу экономики – офис там, где вайфай.
Контенту, который производится пользователями, противостоять профессиональному медиа невозможно. С этим нужно работать, каким-то образом использовать.
Вызовы, которые журналистике еще предстоит осознать:
- Narrative Science в спортивной и деловой журналистике. Роботы вместо пишущих людей
- Агрегация, обработка и анализ данных машинами
- Автоматическая генерация и публикация сообщений
Редакция вынуждена думать не только о типе текста, качестве истории, источниках, но еще о визуализации, интерактивности, мобильности.
Все возможности взаимодействия с медиасредой собранный на одном экране – «смарт-визор» или «ТВ-твиттер».
ТВ-контент должен быть представлен в социальных сетях, люди должны получать возможность коммуницировать друг с другом.
Можно рассказывать о том, как делаются истории, показывать «внутренности редакции» – это привлекает внимание зрителей, делает их со-создателями, соучастниками.
Без лояльности аудитории традиционным медиа становится все труднее. Редакции играют и работают со своей аудиторией – учат профессиональным журналистским навыкам, совместно программируют.
Для всех ярких проектов создаются отдельные сайты и страницы в соцсетях – здесь можно общаться, узнавать подробности, дополнительные серии и так далее.
Часть компаний создают специальные библиотеки медиаконтента, чтобы работать в соцсетях с легальным контентом.
Трансмедийные сюжеты – создается сюжет и контент совместно с пользователями для разных платформ. Пример трансмедийного проекта — winteriscoming.net.
Радио: расшифровка текста во время эфира. Можно не слушать, а читать. Ведущий в прямом эфире выводит на экран комментарии, записи в социальных сетях. Это создает дополнительную вторую и третью реальность.
Еще один вызов традиционной журналистике – корпоративные медиа. Которые могут и сами производить мультимедийный контент. В рекламе как таковой компании больше не будут нуждаться.
Медиаграмотность
Люди хоронят тех, кто не умер. Обвиняют в том, чего человек не делал.
Точно так же, как мы учим детей чистить зубы, мы должны учить их медиаграмотности. Не верить всему, что происходит, учить перепроверять и так далее. во многих странах такие программы обучения вводятся в школы.