Задачи модуля
Студенты:
- рассмотрят гендерные стереотипы в отношении к многожёнству;
- изучат гендерные аспекты религиозных учений;
- познакомятся с примерами внутреннего сексизма;
- проанализируют стереотипы освещения СМИ жертв бытового насилия;
- узнают о стереотипах гендерного равенства в политике.
Современному обществу свойственно стереотипное восприятие гендерных отличий. Самый распространённый стереотип — это представление о типично женских и типично мужских качествах.
Существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчёркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.
Смотрим видео What does it mean to do something “LIKE A GIRL”? с титрами на русском языке (1 минута 25 секунд).
Критический анализ гендерных стереотипов, существующих в медиа, поможет студентам понять, что эти стереотипы в определённой степени являются отголосками патриархального сознания. Очень важно, чтобы СМИ не укрепляли стереотипные образы мужчин и женщин, а наоборот, помогли их видоизменять с развитием общественного сознания. Гендерные стереотипы нуждаются в изменении для преодоления отставания от потребностей современного общества. Сегодня на повестке — активная реализация творческого потенциала людей в различных профессиональных и личных сферах независимо от принадлежности к конкретному полу.
Пример:
В американских школах апробировали уборные для девочек, мальчиков и тех, кто ещё не определился со своим полом. По мнению одного из борцов за гендерное равенство (интервью на Fox News), о таких детях надо заботиться, создавать для них комфортные условия и защищать их права, а пол — это, по сути, выдумка человека. Трансгендеры, мужчины, женщины и т. п. являются таковыми только потому, что они себя таковыми считают. Девочке достаточно только почувствовать себя мальчиком и сказать, что она мальчик, как в одночасье она перестаёт быть девочкой.
Журналист резонно спрашивает: если пол — это выдумка, то любой преступник может назвать себя женщиной и требовать, чтобы за содеянное преступление его поместили в женскую колонию?
Внятного ответа на этот вопрос не последовало, связный диалог прекратился.
Борец за гендерное равенство много рассуждал о сострадании, о трансгендерах, о правах, но когда речь коснулась конкретной ситуации, его логика упёрлась в непреодолимый барьер. Так и многие другие стереотипы — они работают в рамках одних мировоззрений и концепций, но в рамках других буксуют.
Рассмотрим некоторые аспекты сексизма на конкретных примерах.
Шаг 1. Внутренний сексизм, многожёнство и религия (45 минут)
Задание 1 (10 минут):
Участники образуют в произвольном порядке две группы.
Первая группа знакомится с материалом Гульмиры Камзиевой «Женский взгляд на многожёнство в Казахстане». Вторая группа знакомится с результатами соцопроса Алтын Ныгмановой из Караганды «Казахстанцы о многожёнстве: На одного мужчину должно быть семь жён».
Вопросы для обсуждения:
- С какой точкой зрения в прочитанных материалах вы больше согласны?
- Какой из материалов более убедителен?
- Согласны ли вы с мнением, что идею многожёнства в большей степени склонны поддерживать мужчины?
- Насколько, с вашей точки зрения, эффективна и убедительна информация об ущемлении прав женщин из уст самих женщин?
- Является ли подборка историй Гульмиры Камзиевой примером внутреннего сексизма?
Резюме
В данных материалах мы сталкиваемся с рядом манипулятивных технологий. Мнение человека складывается во многом из того, что думают и высказывают по этому поводу другие люди, а тем более люди, близкие по гендерно-социальным признакам. Здесь деление на «свой — чужой» играет не последнюю роль. Одно дело, когда новые взгляды озвучивает представитель противоположенного лагеря — это всегда будет вызывать некоторую скептическую реакцию. И совсем иная ситуация, если апологетика звучит из уст «своего».
В щепетильных, неоднозначных вопросах женщина будет больше доверять мнению женщины, чем мужчины.
Да и для мужчин очередные аргументы в пользу многожёнства из уст женщин — образно говоря, бальзам на душу.
Ещё один манипулятивный момент — это так называемый доброжелательный сексизм, когда ущемление интересов объясняется патрональной заботой.
«Доброжелательный сексизм» — явление не столь однозначное. В радикальных трактовках понимание его сводится к тому, что любой жест внимания и заботы со стороны мужчин — это скрытая форма доминирования.
Например, когда Путин в Сочи встречался с Меркель и подарил ей букет роз, немецкий многомиллионный таблоид «Бильд» посчитал это проявлением маскулинности. Немецкий журналист Ральф Шулер тасует контекстные интерпретации, и в итоге читатель получает следующее: «То, что выглядит как жест вежливости, в действительности оскорбление. Среди высокопоставленных политиков принято пожимать друг другу руки, а не дарить цветы. Вот что должны были символизировать эти кадры: могущественный мужчина приветствует милостивую госпожу».
Рассматривая пример с многожёнством, следует обратить внимание на аргументацию Данияра и Георгия. Они повторяют друг друга практически слово в слово. Данияр: «Я за многожёнство, ведь столько незамужних девушек ходит, а на всех мужчин не хватает. Нужно поднимать демографию Казахстана». Георгий: «В наше время много одиноких женщин, поэтому я думаю, что многожёнство помогло бы решить некоторые проблемы». И тот, и другой вроде «заботятся» о представительницах прекрасной половины человечества, но при этом абсолютно не учитывают другие факторы: число разводов, морально-нравственные аспекты, судьбу детей и т. п. В данном случае мы имеем дело с доброжелательным сексизмом, когда под благовидным предлогом скрывается стремление занять более выгодное социальное положение, и по сути оправдывается элементарная похоть.