Модуль 14.2. Медиа и стереотипы. Язык вражды

Шаг 4. Закрепление материала (15 минут)

Рассмотрим примеры использования языка вражды в казахстанских масс-медиа.
Международный центр журналистики MediaNet исследовал язык вражды на основе анализа публикаций пользователей Facebook, пишущих на актуальные для общества темы и имеющих десятки тысяч подписчиков. Один из авторов исследования, социолог Серик Бейсембаев, отмечает, что объектами ненависти и агрессивной критики становятся также представители власти, журналисты, общественные деятели, знаменитости и рядовые граждане. Поскольку популярность накладывает некую ответственность, местные лидеры мнений опасаются проявлять какую бы то ни было дискриминацию. Однако даже использование устоявшихся стереотипов, кажущихся на первый взгляд шуткой, вносит свой вклад в поддержание ксенофобных настроений в социальных сетях.

«Очевидно, что в онлайн-среде уже произошла определённая «нормализация» языка вражды в адрес отдельных этнических групп. Чаще всего это этнические меньшинства в стране или ближайшие соседи, уже одно упоминание о которых обуславливает появление целого ряда негативных стереотипов в комментариях. Такая ситуация является отражением более широкого социального процесса, связанного с этнизацией сознания и укреплением ксенофобских установок на фоне некоторых политических событий».

Дискуссия: Известны ли вам публикации или посты в соцсетях, в которых использовались какие-то стереотипы или язык вражды? Что вы думаете по поводу этих публикаций? Обсуждение одного из примеров, известного всем участникам.

Резюме

В Казахстане проживают люди более 120 национальностей. Как отмечает исследователь Ашимов Ж. М. в своей статье «Толерантность — дело всех и каждого», так называемый «ген кочевника», который проявляется в стремлении жить в гармонии с окружающим миром, наделил казахский народ особой ментальностью, способностью организовывать связь между людьми различных культур и плодотворно её развивать; «гипотетически, казах как представитель своего этноса обладает межкультурной компетенцией». По словам автора, казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия стала узнаваемым страновым брендом Республики Казахстан.

Как утверждает учёный, психологами доказано, «что именно стереотипы, тяготеющие над нами, рождают высокомерное отношение к представителям других наций. Их-то и нужно развенчивать терпеливо, повседневно. Учить на конкретных жизненных примерах, показывать… Межкультурная коммуникация, резюмирует автор, — это своеобразная этика, которая пытается разработать методы улучшения взаимопонимания и межкультурного обмена».

Резюме

Критический анализ содержания медийного продукта как основа медиаграмотности может помочь в преодолении одностороннего подхода и предвзятости в освещении конфликтов, в которых участвуют представители разных культурных сообществ. Медиаграмотность необходимо распространять в гражданском обществе и среди профессиональных работников средств информации как часть усилий по углублению взаимопонимания и содействия межкультурному диалогу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь