О чём пишут и говорят журналисты на таджикском языке?

0
174

Пропаганда действующей власти, поиски врагов народа, а ещё разоблачение таджикской «фабрики троллей» и подробности закулисной жизни местных чиновников — этими и многими другими темами занимаются таджикоязычные СМИ, о которых зарубежной аудитории почти ничего не известно.

Мы приготовили для вас короткий обзор главных медиа на таджикском языке.

Телевидение

В Таджикистане нет частных общереспубликанских телеканалов, хотя попытки их создания были. В разное время и по разным причинам в регистрации каналов власти отказывали, поэтому на общереспубликанском рынке сейчас работают только государственные медиа. Таких каналов шесть: «Телевизиони Тоҷикистон», «Сафина», «Ҷаҳоннамо», «Баҳористон» (детский телеканал), «Варзиш» (спортивный телеканал), «Шаҳнавоз» (музыкальный телеканал). Они считаются основными игроками на телевизионном поле страны. Учредителем всех этих телеканалов является Комитет по телевидению и радиовещанию при правительстве Таджикистана. Все эти каналы (кроме «Шахнавоза») доступны на спутниковой антенне. По данным Комитета и ОАО «Телерадиоком», охват территории страны телеканалами выглядит так: от 99,72 % «Телевизиони Точикистон» (максимальный показатель) до 60,01 % «Варзиш» (минимальный показатель).

Общереспубликанские телеканалы (за исключением «Варзиша», «Бахористона» и «Шаҳнавоза») занимаются пропагандой действующей власти, транслируют репортажи с различных мероприятий, поездок и встреч, которые проводит президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Во время активности главы государства почти весь эфир этих телеканалов занимают сюжеты об этой работе; если события были важные — например, запуск станции «Рогунская ГЭС», — телеканалы передавали участие Рахмона в церемонии пуска в течение нескольких дней.

Пресс-служба президента РТ

Критика на телеканалах, особенно в отношении представителей государственной службы, практически отсутствует; критические замечания тележурналисты могут позволить себе только по незначительным и неактуальным вопросам или в адрес зарубежных властей.

Ещё одной характерной общей чертой для таджикских государственных телеканалов является почти полное их отсутствие в социальных сетях (за исключением канала «Варзиш»). Телевидение «Варзиш» является единственным государственным телеканалом, который активно представлен в социальных сетях (Facebook, Instagram, YouTube, ВК, ОК и некоторых мессенджерах).

Основными источниками информации для республиканских телеканалов являются государственные органы; информацию о зарубежных событиях госканалы находят в интернете, причём, используя её в своём эфире, зачастую даже не приводят ссылку на первоисточник. Своего зарубежного корреспондента (в Москве) имеет только «Телевизиони Тоҷикистон».

Частные региональные телеканалы в большинстве своём работают в Согдийской области страны. Причины такого широкого распространения регионального телевидения именно на севере страны — относительная экономическая стабильность этой области. Кроме того, доступ к регистрации телеканалов открыли местным предпринимателям во времена непростых отношений с соседним Узбекистаном, чтобы новые СМИ снижали влияние узбекских телеканалов, чьи сигналы хорошо ловили телевизоры согдийцев.

Тематика вещания частных телеканалов сосредоточена на инфомационно-развлекательных, образовательных программах. Контент, посвящённый политическим темам или важным социально-экономическим проблемам, практически отсутствует. Тем не менее, на частных телеканалах гораздо больше интересных программ, чем на государственных.

На таджикских телеканалах часто транслируют вот такой развлекательный контент, АП

Но кроме местных — государственных или частных — телеканалов, в телевизионном пространстве Таджикистана большую роль играют государственные федеральные телеканалы России, афганский телеканал «Тулуъ» и группа телеканалов сети GEM. Общественное мнение в основном формируется под влиянием телеканалов России. Например, когда в 2017 году медиагруппа «Азия Плюс» вслед за российским «Левада-центром» провела опрос среди таджикистанцев с просьбой назвать выдающихся людей современности, результаты российских исследователей и таджикских журналистов почти совпали. У российского «Левада-центра» тройка лидеров выглядела так: Иосиф Сталин, Владимир Путин и Александр Пушкин, у «Азия Плюс» вот так: Иосиф Сталин, Владимир Путин и Абуабдулло Рудаки.

Печать

Роль печатных СМИ в Таджикистане, как и в большнстве стран мира, с каждым годом становится всё более незначительной.

Сейчас на печатном рынке таджикоязычных СМИ работают шесть основных игроков: две государственные газеты, одна партийная и три частных издания.

Государственные газеты имеют самые высокие тиражи, которые, впрочем, достигаются за счет обязательной подписки среди работников бюджетных организаций и государственного сектора. Например, газета «Чумхурият» — официальное издание Таджикистана, учредитель — правительство и президент, тираж — 48 тысяч, периодичность — пять раз в неделю. «Садои мардум» — издание парламента Таджикистана с тиражом более 33 тысяч, периодичностью три раза в неделю. «Минбари халк» — издание правящей Народной демократической партии Таджикистана, тираж — 64 000, еженедельник.

На государственные газеты госслужащие обязаны подписаться, АП

Для сравнения: еженедельник «Точикистон» считается самым тиражным частным изданием с тиражом 14 тысяч экземпляров. Впрочем, такой высокий тираж (для частных изданий) у «Точикистона» неспроста: дело в том, что несколько лет назад эта газета тоже числилась в списке изданий принудительной подписки, которую составлял и утверждал Исполнительный аппарат президента Таджикистана. Однако сейчас, по словам редактора газеты Усмона Ниёзова, в этом списке «Точикистон» не числится, но его основными подписчиками так и остались государственные министерства и ведомства.

Другие частные издания — например, еженедельники «Фараж» и «СССР» — выходят тиражом около 1-1,5 тысяч экземпляров (неофициальные данные).

Контент в государственных печатных изданиях кардинально отличается от независимых. Государственные издания, в категорию которых мы включили и «Минбари халк», как и государственные телеканалы, заняты пропагандой деятельности правительства и президента. Но, в отличие от государственных телеканалов, правительственные газеты публикуют на своих страницах на постоянной основе критические и даже порой оскорбительные материалы о представителях таджикской оппозиции, проживающих за рубежом, или просто о не согласных с политикой страны гражданах Таджикистана. Причём все эти тексты подписаны не известными в журналистских кругах авторами. Согласно недавнему расследованию «Радио Озоди», эти авторы — сотрудники так называемой «Фабрикаи чавоб» — «фабрики ответов». Что касается визуальной составляющей, то государственные газеты практически не используют инфографику, диаграммы или таблицы.

Тематика вышеперечисленных частных изданий Таджикистана в основном социально-политическая, но и эти газеты, за редким исключением, воздерживаются от публикации критических материалов, связанных с властью.

Сегодняшний контент таджикоязычных газет невозможно сравнить с тем, что публиковали в них ещё пять-семь лет назад; в тот период газеты выходили со статьями на остросоциальные или политические темы.

Газеты воздерживаются от публикаций критических материалов о власти. АП

Кстати, в частных печатных изданиях также публикуются материалы из «Фабрикаи чавоб», особенно в еженедельнике «Фараж». Объём этих материалов в каждом экземпляре достигает 25-40 %. Печатает тексты неизвестных авторов и газета «Точикистон».

Ещё одной отличительной особенностью частных газет являются авторские колонки. Они есть в еженедельниках «Фараж» и «СССР», их ведут главные редакторы, которые считаются лидерами мнений. Эти колонки — самые обсуждаемые материалы еженедельника, хотя анализ событий в них достаточно поверхностный. Кроме того, в этих изданиях коммерческие материалы смешиваются с авторскими текстами, так что читатель не всегда разбирает, где проплаченный или заказной контент, а где работа журналиста.

Из сегодняшних трендов журналистики печатные СМИ, в частности, «Точикистон» используют дата-журналистику. «Фараж» публикует журналистские расследования, но большинство из них — в рамках конкурсов и грантов региональных и журналистских организаций. Очень мало расследований выходит по инициативе самих изданий.

Интернет-СМИ

Немногочисленные игроки на рынке таджикоязычных онлайн-изданий достаточно разнообразные. Конечно, в последние годы были потери — частные успешные информационные агентства «Тоджньюс» и «Озодагон» закрылись; первый — в 2016 году, второй — в 2017-м, оба из-за разогласий между учредителями и властями. Но кое-что всё-таки осталось.

Самые главные онлайн-медиа на таджикском языке — это национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар», таджикская служба «Радио Свободы» — «Радио Озоди» и частное издание «Ахбор», которое выпускает журналист Мирзо Салимпур в Праге.

У «Ховара» исключительное преимущество: оно имеет право на получение и распространение важных государственных новостей, но этим правом пользуется так, что его тексты набирают не больше 800-1000 просмотров. Для сравнения: тексты о важных событиях на сайте «Радио Озоди» набирают десятки тысяч просмотров.

Таджикский контент «Радио Озоди» пользуется большой популярностью среди аудитории и активно перепубликуется в других онлайн- и офлайн-изданиях. После того как издание Eurasianet опубликовало большое расследование деятельности этого СМИ, в котором в том числе рассказала о связи сотрудников «Радио Озоди» с таджикскими властями, руководство издания было уволено, а контент на этой площадке несколько изменился — в нём появилось больше актуальных текстов.

Эфир «Радио Озоди» в интернете

Впрочем, в медиапространстве Таджикистана считают, что эта свобода продлится недолго.

Самым обсуждаемым и неоднозначным ресурсом является «Ахбор». Сайт создан таджикским журналистом, бывшим работником пражского офиса «Радио Озоди» Мирзои Салимпуром, которого уволили в 2016 году. Он утверждает, что причиной его увольнения стали интриги со стороны бывшего руководителя службы Соджиды Мирзо.

В год своего увольнения Салимпур выпустил новое издание. Он говорит, что портал «Ахбор» — независимое СМИ, его главный источник финансирования — это гранты.

Но «Фабрикаи чавоб» так не считает, они не раз обвиняли «Ахбор» в том, что издание финансируется со стороны запрещённой в Таджикистане «Партии исламского возрождения» (ПИВ) и его стран-покровителей. Однако Салимпур категорически отвергает эти обвинения и говорит, что не получал никаких денег из опппозиционных Таджикистану организаций или групп.

«Ахбор» неоднократно доказывал свою осведомлённость о скрытых процессах в высоких эшелонах власти Таджикистана, но бывали случаи, когда горячие новости, появившиеся на сайте, не соответствовали действительности. «Ахбор» постоянно подвергается критике и даже оскорблениям и со стороны чиновников различных органов, его обвиняют в разжигании ненависти, вражды, предательстве родины и прочем.

Мирзо Салимпур, ahbor.com

Кстати, кроме «Радио Озоди» ни одно из перечисленных изданий не использует мультимедийные форматы и толком не работает в социальных сетях. Тогда как таджикоязычная версия «Радио Озоди» является для СМИ на таджикском языке образцом использования новых медиа и работе в соцсетях.

Таким образом, немногочисленные таджикоязычные СМИ в республике относительно разнообразны в том смысле, что подают одну и ту же информацию под разным углом зрения. К сожалению, большого разнообразия тем, форматов всем этим изданиям крайне не хватает. И за редким исключением (чаще на «Радио Озоди») это один и тот же контент, просто в совершенно разной упаковке.

Автор: Иршот Сулаймони

Перевод: Наим Халимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь