О выборах и еде. Обзор итоговых ТВ-программ 13-19 мая

0
117

Послепраздничная неделя в Казахстане выдалась довольно насыщенной. Во-первых, пресс-конференцию собрали возвращённые из Сирии казахстанцы, поэтому новые материалы об операции «Жусан-2» сделали многие телеканалы. Почти все рассказали о горящем под Алматы мусорном полигоне, но кому-то не хватило времени на этот важный сюжет, потому что они посчитали, что Астанинский экономический форум интереснее и актуальнее. Что ж, каждому своё.

Ну и странным образом сразу в трёх программах так или иначе возникла тема того, что мы с вами едим и пьём, и насколько это вредно и даже опасно. На этой неделе «Новый репортёр» посмотрел на русском и казахском языках телеканалы КТК, «Первый канал Евразия», «Хабар» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

На прошлой короткой неделе БН отдыхали. Поэтому на неделе нынешней собрали всё актуальное не за семь дней, а за 14. Таким образом в выпуск попали обзор кандидатов в президенты, возвращение казахстанцев из Сирии по программе «Жусан-2» (о которой все итоговые рассказали ещё неделю назад) и даже материал о поддельных брендах (ну или похожий, не калька): в итоговой КТК на казахском языке «Аптап» он вышел две недели назад. Солянка получилась сборной, но не вполне свежей. Из очень актуальных — только пожар на мусорной свалке под Алматы. Но обо всём по порядку.

Поскольку «Большие новости» идут в прямом эфире и позиционируют себя не только как итоговую программу, но и как расширенный выпуск новостей каждодневных, программу начали со свежих новостей: в Алматы автобус врезался в столб, водитель уснул за рулём. В течение программы ведущие то и дело будут возвращаться к тому, «что произошло сегодня».

Ну а затем — то, что остальные итоговые рассказали ещё семь дней назад: что же предлагают избирателям семь кандидатов на пост президента Казахстана? Учитывая, что КТК всегда был каналом, который говорил немножко больше, чем остальные, посмотреть на программы через эту призму было довольно любопытно. Вот какие акценты сделали журналисты «Больших новостей»:

  • Садыбек Тугел переживает за моральный облик казахстанцев, отправился в ночной клуб, где убеждал посетителей не пить. А если пить, то кумыс. Вернуть суд биев и отобрать льготы у чиновников. Отринуть западные ценности. Политолог Марат Шибутов комментирует: Тугел хочет проверять сексуальную ориентацию въезжающих иностранцев. Но как? Картинки им показывать?
  • Амангельды Таспихов сосредоточился на защите прав трудящихся. Но программа у него самая короткая. Политолог Максим Казначеев комментирует: программа Таспихова показывает его не как кандидата, а как лоббиста Федерации профсоюзов.
  • Амиржан Косанов взял курс на Европейский союз. В его предвыборной платформе много политики. Политолог Досым Сатпаев комментирует: Косанов хочет создать в Казахстане парламентскую республику.
  • Дания Еспаева как кандидат от бизнес-партии («Ак жол» — прим. авт.) собирается поддерживать предпринимателей, потому что это основа экономики. Политолог Марат Шибутов комментирует: о правах женщин она собиралась говорить, но не стала, говорит просто как акжоловец. То есть не использует гендерный фактор. А могла бы.
  • Касым-Жомарт Токаев пропагандирует преемственность, справедливость и прогресс. Его программа — самая большая. Политолог Максим Казначеев комментирует: она во многом повторяет программу партии Nur Otan.
  • Жамбыл Ахметбеков требует предать суду «всех беглых олигархов», бороться с бедностью и… интернет-зависимостью. Политолог Досым Сатпаев комментирует: тогда предложите людям что-то другое. «Фишка» синхрона Ахметбекова: «Нам, кандидатам, предоставлены разные… равные возможности». Оговорка по Фрейду? Эту оговорку показал только канал КТК.
  • Толеутай Рахимбеков поддерживает фермеров и сельское хозяйство в целом. Он хочет, чтобы Казахстан стал агродержавой. Политологи программу Рахимбекова не комментировали.

В материале про возвращённых из Сирии казахстанцев журналисты сделали акцент на историях людей (женщина, вернувшаяся на родину, в кадре нервно потирает наманикюренные — видимо, уже после возвращения — пальцы, лицо заблюрено), но в целом ничего нового сказано не было.

Один из центральных сюжетов программы — пожар на мусорной свалке под Алматы. Как раз к вечеру субботы (горело со среды) его, наконец, потушили, поэтому материал смотрелся свежо и актуально. Особенно когда показали охранника «Вольдемара», который заявил: «Там группа AC/DC дымы просто пустила, а у вас нет билетов, вот мы вас (журналистов — прим. авт.) [на свалку] и не пускаем. И что мне за это сделают? Убьют?!» Видео взяли из интернета.

Среди других тем выпуска:

  • в упаковки молока в Казахстане иногда разливают воду, а чтобы определить, какое молоко хорошее, журналисты использовали в том числе и кошек. Кошки тоже делали выбор;
  • Нацбанк обещает стабильный курс тенге после выборов;
  • республику заполонили поддельные бренды. В этом материале, кстати, заметно, как часто журналисты стали использовать видео, снятое смартфонами. В том числе и стендапы.

«7 кун», «Хабар»

Этот выпуск программы «7 кун», наверное, можно было бы назвать «Неделя Ак-орды». В короткой, всего 30-минутной программе не было ни одного материала, не связанного с президентами. Началась программа с аудиописьма Трампа Назарбаеву. Аудионовости вообще постоянный жанр программы. Хабар озвучивает новости с сайта Акорды, письма и телеграммы президентов.

Так как главная особенность формата современного «7 кун» — сначала первый президент, потом второй президент, потом всё остальное (иногда остального не бывает вовсе, как и в этот раз), к главному ивенту недели — Астанинскому экономическому форуму — в программе делали три подхода. Сначала большой сюжет о том, как Назарбаев выступал на форуме. Потом как Токаев встречался с участниками. А ближе к концу программы — о том, что это было за событие.

Все три материала с АЭФ были разными. Материал Айгуль Адиловой изобилует канцелярскими оборотами, например, «классическая парадигма развития общества». В нарезках про Токаева с участниками АЭФ — алаверды первому президенту, а третий материал построен на стендапах журналиста Марата Токмагамбетова, которые демонстрируют красоту форумной площадки. И хотя нам изначально обещали рассказать о важности форума для развития инвестиций в стране, общее впечатление получилось очень невнятным.

Сам Назарбаев, кстати, на АЭФ отметил: «Я создаю некоторые неудобства для спикеров, приходится говорить «первый президент», «просто президент». Такой ситуации двойственности в Казахстане не будет, есть один президент». Но в некой двойственности сейчас живут не только спикеры форума, но, видимо, и журналисты Хабара, а вместе с ними и зрители.

Завершился выпуск материалом о предвыборной президентской гонке. Журналисты очень старались сделать материал с одинаковыми временными рамками для всех кандидатов, дать возможность высказаться и кандидатам в президенты, и представителям штабов, и избирателям. В материал не вошли интервью первой женщины-кандидата Дании Еспаевой (её позицию выражал лидер партии «Ак жол» и руководитель штаба Азат Перуашев), оппозиционного политика Амиржана Косанова и действующего президента.

Впрочем, его в выпуске и так было много. «7 кун» также рассказал о рабочих визитах Токаева в Западно-Казахстанскую и Кызылординскую области, там среди других событий — второй президент Казахстана сыграл в настольный теннис. Любопытно, что в этом выпуске были использованы синхроны Токаева на трёх языках: английском, казахском и русском.

В выпуск также вошли встречи Назарбаева с руководителем Фонда Первого президента, руководителем МФЦА, посещение центра зелёных технологий, совещание Токаева по социальным вопросам.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Несмотря на то, что неделю назад программа уже рассказывала об операции «Жусан-2», на этот раз здесь вышел ещё один сюжет — со множеством жутких подробностей. Основная мысль: женщины, возвращённые из Сирии, жертвы. А вот мужчин будут судить — если не всех, то многих. Женщины рассказывали, как за желание вернутся на родину им грозили отрезать голову, как некоторые выходили замуж по 15-20 раз, потому что мужей-боевиков быстро убивали, а их жёны доставались родственникам, как трофеи. И подробность: первое, чего попросили на обед вернувшиеся из Сирии казахстанцы, — гречку.

После довольно динамичного и интересного сюжета про «сирийцев» — объемный, но ничем не примечательный материал про Астанинский экономический форум. Очевидно, что авторы «Аналитики» вслед за КТК и рады бы перестать рассказывать о скучном, но что-то мешает.

Зато довольно коротко дали про рабочую неделю Касым-Жомарта Токаева:

  • сыграл в настольный теннис с молодежью;
  • пожелал успеха фигуристке Элизабет Турсынбаевой;
  • посетил паралимпийский центр и пообещал спортсменам поддержку.

Сюжет про выборы-2019 получился довольно креативным за счёт экспрессивных стендапов: журналист в кадре практически «прожил» весь процесс голосования. А там, где стендап был неуместен, авторы сюжета сняли сценки. Например, о том, что произойдёт, если милая юная девушка ну очень захочет проголосовать без удостоверения личности. Прямо сцена из театральной постановки.

У КТК было про молоко, у «Первого канала Евразия» про опасность уличной еды. И он всем был бы хорош, если бы корреспондент не употреблял слово «покушать».

Основная мысль: чиновники не могут проверять предпринимателей, которые кормят народ, без веских на то причин, поэтому сами смотрите внимательнее, что вы едите и где. Зато, оказывается, каждый покупатель может потребовать у продавца общепита личную медицинскую книжку и документы, подтверждающие качество продуктов.

В рубрике «Мелочей не бывает» очередной винегрет под девизом «То, о чём важно знать». Сюда на этот раз вошли: девальвации не будет; в Талдыкоргане девочка выпала из окна второго этажа детсада; руководитель Департамента полиции Атырауской области покатался на коне и теперь его (руководителя, не коня) увольняют; приговор полицейскому Беристемову, который убил своего родственника-полицейского; невиновным признали учёного из «Казатомпрома»; в Рудном остановили колесо обозрения; выпускники отказываются от празднования выпускных.

И два традиционно качественных «бантика» от «Аналитики»: про Каннский кинофестиваль и про то, что результаты финала «Голос. Дети» пересмотрят, а значит, наш Ержан Максим ещё не проиграл.

«Аптап», КТК

Как и все остальные итоговые программы, «Аптап» сделал материал о вернувшихся из Сирии казахстанцах. Материал был подан через историю героини по имени Шырын, которая рассказала, что она прошла через ад. Как всегда, в подводках ведущий использует разнообразный реквизит. На этот раз в руках он держал пучок полыни: именно так («Жусан», полынь) называется операция по возвращению казахстанцев на родину.

С запрещённых мусульманских течений программа плавно переходит на запрещённые христианские: в Актобе люди вышли на акции протеста против свидетелей Иеговы. И снова — истории: бабушка отдала сектантам своё жильё и осталась без крыши над головой. Мать не позволила перелить кровь собственной дочери.

Комментировали события теологи и чиновники, а сами Свидетели от комментариев традиционно отказались.

Перед сюжетом про пожар на мусорном полигоне ведущий показал пластиковый мусор в пакете и рассказал, что в развитых странах мусор превращают в топливо, а наш горит просто так.

Из других тем программы:

  • предстоящие выпускные (госшколы от них массово отказываются), ведущий рубрики «Человек в тени» озвучивает цифры: торжества порой обходятся в 300-400 тысяч тенге, такую сумму многие родители просто не тянут;
  • в одном из сёл Акмолинской области директор психбольницы по всему населённому пункту развесил камеры видеонаблюдения. Он — бывший начальник тюрьмы;
  • новости из соцсетей ведущий проанонсировал с неводом в руке. А в самих соцсетях активно обсуждают, действительно ли помолвлена скандально известная Айжан Байзакова.

В заключении программы ведущий целую минуту говорил о том, как важно нам сейчас ориентироваться на национальные ценности и традиции.

Apta, QAZAQSTAN

Мы ждали-ждали, и всё напрасно. На этот раз в студии программы Apta не появилось ни лёгкой, ни тяжёлой техники. Ни даже самой завалящей игрушечной машинки. Но это не значит, что журналисты обошлись вообще без фишек.

Программу начали с письма, которое Дональд Трамп прислал Нурсултану Назарбаеву. Интересно, что оно было послано в Акорду, хотя технически Елбасы не должен там уже находиться.

Далее — пятиминутный сюжет про Астанинский экономической форум. Ничего принципиально нового, что не показали бы другие каналы, он не содержал.

Ещё из «президентского» блока: большой материал о поездках Токаева в ЗКО и Кызылорду, другие его визиты и немножко о работе премьера Аскара Мамина. На весь этот официоз было потрачено изрядно эфирного времени, что в целом для Aptap не слишком характерно.

Примерно 10 минут было выделено на «предвыборный» блок. Каждому из семи кандидатов уделили одинаковое количество эфирного времени. Стоит отметить, что журналисты сделали акцент на активностях кандидатов: например, Жамбыл Ахметбеков играл в футбол, штаб Рахимбекова организовал в Костанае экологическую акцию, волонтёры Еспаевой раздавали брошюры, Таспихов встретился с работниками завода в Караганде, а Тугел в Акмолинской области — со студентами и школьниками.

Украшением выпуска стал стендап, который записала журналист для сюжета про написание казахских имён и фамилий в документах. Изображение корреспондента «вклеили» в удостоверение личности.

Мировые новости Apta выделила в отдельную рубрику Jahan-sarap, в этот раз в неё вошёл крупный сюжет про торговую войну между США и Китаем.

И в завершении: пока КТК рассказывает, из чего состоит казахстанское молоко, а «Первый канал Евразия» про уличную еду, авторы QAZAQSTAN озабочены составом отечественного хлеба. Журналисты подробно рассказали, что в него добавляют, как вреден хлеб белый, и сколько вообще его нужно есть в день.

Напоминаем, что обзор итоговых программ казахстанских телеканалов «Новый репортёр» делает на постоянной основе. Ждём новых фишек и нестандартных поворотов через неделю!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь