Реалити-шоу «Нестеватр»: карманное «шоу Трумана», в котором можно увидеть себя

0
24

На пешеходной улице Панфилова в Алматы построили две стеклянные комнатки. В них заселили девушку Зульфию и парня Аблая. Участники шоу две недели жизни за стеклом будут выполнять разные задания организаторов и набирать «лайки» зрителей. Победитель получит миллион тенге.

Это краткий синопсис реалити-шоу «Нестеватр», старт которого около недели назад стал заметным событием.

Когда-то на российском ТВ настоящей сенсацией стало реалити-шоу «За стеклом». Оно задало на телевидении постсоветской цивилизации новую планку откровенности — правда, совсем скоро его участники на фоне последователей из «Дома-2» выглядели выпускниками духовной семинарии, а потому вскоре были позабыты. Впрочем, и то сверхрейтинговое «застеколье», как это принято в той же постсоветской цивилизации, было лицензированной копией креативной мысли нидерландских творцов, выступивших за два года до, в 1999-м, с шоу «Большой брат» (название — отсылка к роману Оруэлла).

Кстати, в Казахстане уже был опыт помещения людей в стеклянную «пробирку». Тот проект назывался «Дом-Весы».

Пять лет назад «31 канал» построил прозрачный дом, заполнив его гражданами с комплексами из-за избыточного веса, которые под присмотром телезрителей и гуляющих зевак, соревнуясь, худели.

Все эти шоу про то, как общечеловеческая склонность к вуайеризму удачно встречается с не менее свойственной Homo sapience тягой к эксгибиционизму, неизменно оказывались заметными событиями в медиажизни взволнованных зрителей.

Реалити-шоу «Нестеватр» (название происходит от разговорно-игрового сокращения с казахского «не iстеп отыр?» — «что делает?») исключением не стало.

Драматургия террариума?

Создала новое реалити-шоу компания Salem Social Media, активно завоёвывающая казахстанский сегмент YouTube спродюсированными проектами. Они выгодно отличаются от самодеятельных выступлений на платформе грамотными планированием и наличием стратегий развития. Аудитория этих проектов, как и положено, молодёжь, но иногда авторы под покровительством Salem Social Media, кажется, стремятся привлечь к просмотрам и поколение постарше, отправляя на теплые моря пенсионерок (радость апашки в дальнем зарубежье, и правда, трогательна для представителей всех возрастов) и используя навыки известного профессионала-интервьюера Амана Тасыгана (о нём я уже говорил в материале «Дуди Центральной Азии…»).

Стратегический дар менеджеров продюсерской команды неоспорим. Они хорошо чувствуют вкусы целевых аудиторий. И их развлекательные проекты набирают обороты.

Самое главное, они хорошо понимают, что нужно загадочному поколению казахстанцев, фанатеющих от Instagram. Интерактивность и связь с аудиторией в «Нестеватр» доведена до максимума. Во-первых, любой желающий может в любое время суток зайти на YouTube и посмотреть, чем занимаются Зульфия и Аблай. Может проехать на метро до улицы Панфилова и подойти к стеклянной прозрачной стене, чтобы увидеть их вживую. Может отправить комментарий — участники его прочтут: в каждой комнатке висят экраны, стилизованные под дисплеи смартфонов.

Собственно, основное время у ребят в стеклянных коробках проходит за общением: они то каким-то образом реагируют на подходящих к стеклу прохожих, то вслух отвечают на некоторые комментарии с экранов. Так как участники отделены друг от друга глухой стеклянной перегородкой, они могут общаться только на языке жестов, либо написав что-то маркером на стенах.

Признаюсь, я следил за жизнью обитателей застеколья урывками. То ли мне не везло, но всё больше я попадал на не очень активных парня и девушку, разговаривающих вслух с виртуальными комментаторами. В один из моментов выяснилось: Аблаю за что-то очень стыдно, и он это неустанно повторял, всячески изображая раскаяние. В другом эпизоде грустила уже Зульфия. Но вот парень приветливо подбегает к прильнувшим к стеклу прохожим, а девушка что-то радостно говорит и разгуливает по комнате. В другом отрывке целую вечность заняла почти безмолвная переписка наших героев друг с другом с помощью маркеров. Я скучал из-за полного отсутствия какой-либо драматургии и буквально заставлял себя смотреть шоу дальше — хотя бы ещё несколько минут. Когда становилось скучно до душевного зуда, читал комментарии зрителей и не понимал их. Тогда казалось — шоу по событийной насыщенности приближается к жизненному вакууму черепашьего террариума.

Только потом я догадался проматывать видео вперед-назад в поисках экшена — обещанных в анонсах конкурсов. Участники ели бургеры на скорость, освобождались наперегонки от скотча и пели: весь этот «свадебный креатив» набил оскомину очень быстро. И я уже, нахмурив брови, хотел написать что-нибудь разгромное о «Нестеватр» и людях, его придумавших. О том, что конкурсы кажутся мне безвкусными и лишенными остроты, о том, что я абсолютно не вижу развития героев (что вообще-то присуще хорошим реалити-шоу), что речь участников бедна, а им самим не хватает харизмы.

Но тут я кое-что вспомнил.

«Нестеватр» как символ

Я вспомнил, как когда-то давно, будучи младше примерно вдвое, и сам буквально «залипал» на то, казавшееся откровением, шоу «За стеклом» и с нетерпением ждал новых выпусков в эфире. Вспомнил, какими остроумными мне казались его участники, и как я переживал за их судьбы. И понял, что сейчас то «застеколье» показалось бы мне не намного лучше этого.

Не зря я уже упоминал попадание в целевые аудитории. Будь я 15-летним подростком во время летних каникул, вполне возможно, строчил бы сейчас комментарий за комментарием, глядя на завтракающих и явно скучающих участников. К сожалению, я уже не вхожу в поколенческий круг потребителей попсовых музыкальных каналов, брендированных вайнерских мороженых и шоу «Нестеватр».

Но если я сделаю самому себе скидку на разницу в возрасте с главной аудиторией этого, на первый взгляд, примитивного шоу, совершенно искренне и без натяжек найду, за что его можно и похвалить.

Сама идея заточения двух людей в маленькие прозрачные мирки комнатушек, выставленных на всеобщее обозрение, — богата. Человек, благодаря соцсетям живущий в иллюзии свободы и отсутствия преград, — это «шоу Трумана», которое всегда и с каждым из нас. Аблаю и Зульфие сквозь стекло улыбаются прохожие — они улыбаются в ответ; им пишут комментарии «ноунеймы», они отвечают, забывая через минуту о виртуальном диалоге. И они так хотят понравиться незнакомцам, чтобы заработать свой миллион.

Авторам проекта удалось, случайно или нет, поместить на предметную пластину видеохостингового микроскопа интересный образец самого блогерского существования. А если шире — реальность каждого человека, хотя бы следящего за количеством лайков и комментариев под постами. Драматургия, которая ускользала от меня во время долгих минут слежки за «подопытными», с этой точки зрения просто оказалась феноменом более высокого порядка. Смешно, но чтобы её понять, не обязательно смотреть шоу в течение двух недель. Одиночество в сети отделенных перегородками друг от друга и от окружающего мира современных людей — его наглядную модель легко рассмотреть и за более короткое время. Как это сделал я.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь