Не смешно. Ток-шоу о «Тамаше»

0
199

Легко ли снять ток-шоу о юмористической передаче? Тем более, если передача эта — ветеран казахстанского телевидения, любимая старшим поколением казахстанцев «Тамаша»? Юбилей знаменитого театра стал поводом для отдельного выпуска «Астарлы ақиқат» на телеканале КТК.

«Астарлы ақиқат» («Скрытая правда») — это вечернее шоу, которое идёт на телеканале КТК чуть больше года с понедельника по четверг. Ведёт его известная журналистка Дина Толепберген. Из описания программы: «Астарлы ақиқат» распутывает клубок личных проблем людей, помогая им переносить трудности. Бытовые тяготы, мошенничество, сложные семейные отношения. Известная телеведущая Дина Толепберген будет решать проблему с героями в студии».

На этот раз ведущей не пришлось решать чьи-то проблемы, разбираться в запутанной истории, критиковать кого-либо и быть свидетелем очередной драмы. Начало выпуска «Астарлы» было многообещающим. Зрители увидели уникальную архивную видеозапись первых выпусков телевизионной версии программы «Тамаша».

Астарлы ақиқат

Гостья студии — заслуженная артистка КазССР Лидия Каденова — рассказала, что дебют юмористической программы был в декабре 1978-го. «Тамаша» сразу же завоевала огромную популярность у казахстанцев, составив конкуренцию таким телемонстрам советской юморы и сатиры, как «Вокруг смеха» и КВН.
Сын Лидии — Дидар — тоже с удовольствием вспоминает:
— Мне было два года, когда меня впервые вывели на сцену.
— Ваша мама получала за вас тогда гонорары? — живо интересуется ведущая Толепберген.
— Какой там! — машет рукой Лидия. — Не то что дети, даже мы, родители-артисты, не получали в первые годы гонорары. Просто раздавали близким пригласительные билеты на наши концерты, и всё!

В этот момент я как зритель ждала рассказа об истории возникновения юмористической программы «Тамаша». Кто был её идейным вдохновителем и создателем? Почему выбрали именно такое название? На какие уловки пускались режиссёры и сценаристы, чтобы утвердить сценарии у строгих цензоров? Как проходили репетиции и капустники? Как в эпоху тотального дефицита создавались сценические костюмы и декорации? Как сложилась судьба актёров?

Увы, эти ожидания не оправдались. Пару раз в программе упомянули бессменного режиссёра программы «Тамаша» Лукпана Есенова, но ни разу не назвали автора идеи и первого редактора Койшигулу Жылкышиева. Ветераны сцены очень сухо и коротко рассказывали о творческом процессе. Ведущая Дина Толепберген обращается к одному из постоянных авторов сценария, сатирику Толымбеку Алимбекулы:
— Скажите, какая сатирическая сценка была самой популярной в первые годы «Тамаши»?
Аксакал отвечает:
— «Сиротский угол».
— Отлично, вы можете пересказать нам её содержание?
— Нет. Извините, но я не хочу этого делать.

Пассивная реакция гостя и откровенно скучающие лица молодёжной части зрительской аудитории. Может быть, они просто не знают, что это за юмористическое шоу, чем оно лучше или хуже современных «Камеди вумен», «Дизель шоу» или «Уральских пельменей»? Старшее поколение казалось более эмоциональным, тепло приветствуя гостей и смеясь над их шутками. Такой откровенный диссонанс в поведении разновозрастной аудитории смущал некоторых гостей, поэтому они держались зажато. Эту скованность передавала камера, показывая их лица крупным и средним планом.

Астарлы ақиқат

В студии — дочь покойного режиссёра программы «Тамаша» Лукпана Есенова Алия, и вновь вопрос про возраст.
— Ваше детство прошло за кулисами сцены, вы видели изнутри всю кухню программы. Поделитесь своими впечатлениями о том периоде! — просит её ведущая.
Алия рассказывает, что ей было 11 лет, когда вышел первый выпуск юмористической программы.
— После окончания школы я не поступила в институт. Вот отец и взял меня к себе, мы вместе проработали с 1984 по 1991 год, — рассказывает Алия.
Казалось бы, здесь и сейчас директор театра юмора и сатиры «Тамаша» должна будет рассказать о феномене популярности старой версии программы, о том, какая это была мощная школа актёрского и эстрадного мастерства для начинающих служителей Мельпомены.

Артисты «Тамаши» выступали в жанре пародийной сатирической миниатюры. Поначалу в семейных сценках, где главными героями были дядя с племянником, отец с сыном или муж с женой. Потом актёры стали высмеивать кумовство, разгильдяйство, лень и особенности менталитета — например, традиции неоправданно дорогой свадьбы. Единственной запретной темой была политика. При этом юмор актёров был тонкий, ироничный и в то же время деликатный. Интересно, что в сетке вещания казахского ТВ юмористическая программа была, пожалуй, одной из немногих, что выходили без субтитров на русском языке. Ни один специалист-филолог не взялся за перевод текстов «Тамаши», потому что в литературном казахском языке есть много идиом и речевых оборотов, не поддающихся переводу из-за обширной смысловой нагрузки.

Зритель ждёт эксклюзива от Алии Есеновой. Интересно знать, как «Тамаша» удержалась на плаву в 90-е, когда часть артистов покинула её состав. В нулевые ситуация изменилась к лучшему, появился даже телепроект «Тамаша city». И что в итоге? Алия Есенова обошла стороной эту тему и честно призналась, что дела в театре идут не так успешно, как ей хотелось бы. При этом не называла причин такого спада. Ещё она обмолвилась, что в какой-то период уходила из проекта, занималась продюсированием своего супруга Парвиза Назарова. Ведущая уцепляется за эту информацию. Парвиз тоже когда-то выступал на сцене «Тамаши».
— Скажите, а почему мы сейчас редко видим вашего супруга? Его вообще приглашают в телепрограммы и ток-шоу, он даёт концерты? — спрашивает Толепберген.
— Да всё у него хорошо в творческом плане, не переживайте, — успокаивает её Алия. — Он по-прежнему востребован как сольный исполнитель.
Здесь в разговор вступает Лидия Каденова.
— Знаешь, Алия, тебе не надо было уходить из театра, — по-матерински наставляет она её. — Парвиз и сам бы мог заниматься своей раскруткой. Тебе надо было тогда продвигать «Тамашу», чтобы сохранить тот костяк коллектива!

Вот вроде повод поговорить, но программа уходит на рекламную паузу, и после эта тема уже не продолжается. Мы вспоминаем актёров, безвременно ушедших в разные годы: Кудайбергена Султанбаева, Уайса Султангазина, Мейрмана Нурекеева, Токсына Кулыбекова. Архивная телезапись показывает лучшие сатирические сценки с участием этих прекрасных артистов. Вдова одного из них, Карлыгаш Онапова, делится воспоминаниями:
— Однажды ребята торопились на какое-то мероприятие. Они проигнорировали сигнал инспекторов ГАИ остановиться и помчались дальше. Те бросились в погоню. И как, вы думаете, ребята выкрутились из щекотливой ситуации? Они просто схохмили. Сказали: «Товарищи милиционеры, если вы так хотели взять у нас автографы, не обязательно было гнаться за нами, мы и так с удовольствием дадим их вам». Инцидент был исчерпан…

Астарлы ақиқат

Очень кстати в студии появляются две гостьи — замечательные актрисы Данагуль Темирсултанова и Гульбаушан Тлеубекова. Обе были звёздами «Тамаши» 30 лет назад. Стоило именитым актрисам увидеть архивные кадры программы 30-летней давности, как они тут же дали волю эмоциям. «Господи, какими мы были хорошенькими, миленькими и, главное, стройными в молодости! — умилялись актрисы. — Весили всего 45 кг, щёчки были румяными, голоса звонкими, глаза горящими!»

Зрительская аудитория тепло встречает Данагуль и Гульбаушан. Наконец-то в студии воцаряется праздничная атмосфера, у всех на устах появляются улыбки. Но из-за ухода на рекламный блок гостьи не успели поделиться со зрителями воспоминаниями. Место актрис заняла известная певица Бахыт Шадаева, дебютировавшая на сцене «Тамаши» в 1987 году.
— Сколько вам было тогда лет, и каково это ощущение — проснуться наутро знаменитой? — интересуется ведущая.
— Мне было 17 лет, когда меня заметил режиссёр «Тамаши» Лукпан Есенов. Он дважды приглашал меня выступить в программе, поэтому меня быстро стали узнавать на улице, — говорит Бахыт.
Действительно, тогда иного способа раскрутки певца или певицы практически не было. Все знали, что стоит попасть на ТВ, популярность обеспечена. В программе «Тамаша» в разные годы успешно выступали Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Нагима Ескалиева, «Ялла» и многие другие. Но никого из них не было в юбилейном шоу на КТК.

Пропустив целые десятилетия в истории программы, ведущая приглашает нынешний состав актёров театра во главе с режиссёром Нуржаном Тутовым. В своё время Нуржан сам выходил на сцену с пародиями на Ельцина и Горбачёва, его заметил Лукпан Есенов и пригласил на работу. Спустя много лет Тутов занял место учителя и сейчас сам обучает молодое поколение артистов.

Закончился праздничный выпуск вечернего ток-шоу «Астарлы ақиқат» душевным исполнением песни «Тамаша» — её спели Лидия Каденова и её сын Дидар. Зрители в студии подпевали им и танцевали.

Программа оставила двоякое ощущение. Первая половина ток-шоу была на редкость затянутой и скучной. Вторая получилась более-менее весёлой и заводной, но или гостям не хватало времени поделиться эксклюзивном, или им не задали нужных вопросов. Мы не узнали чего-то уникального о «Тамаше» — за исключением того, когда актёры попали на сцену. Раскрыть успех феномена первого отечественного юмористического телешоу не получилось. Хотя хронометраж программы — 60 минут — позволял это сделать. В результате праздничный выпуск, посвящённый юмору и сатире, получился не очень смешным и не совсем праздничным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь