Региональное телевидение загадочно для жителей казахстанского «центра», как НЛО. Кто-то его видел, и зачем-то оно, наверное, есть. Но готов утверждать: для жителей областных городов и районов местные телеканалы — один из важных способов ощутить «малую родину». Начав смотреть выпуск новостей костанайского телеканала «Алау», я побывал в шкуре местного жителя, для которого истории о чиновниках в духе «ленинских рассказов» — часть родного культурно-информационного ландшафта.
Грета разочаровалась бы
Выпуск новостей от 3 октября костанайского телеканала начался с бенефиса главы области Архимеда Мухамбетова.
Аким появился в первом же сюжете о награждении учителей в преддверии их праздника с поздравлением со сцены. Затем стал главным героем второго сюжета о высаживании сосен-берёз вместе со школьниками.
И вроде бы вёрстка новостного выпуска, как все «девяностые» и «двухтысячные» учили наших профи в западных ТВ-школах, сделана по науке: два сюжета, оба про школу и про акима, составляют тематический блок. Вопрос, почему этот блок оказался самым первым и важным в выпуске, я поднимать не буду. Я ничего не знаю об аудитории новостей «Алау», а барахтаться в области догадок не хотелось бы. Гораздо интереснее, что из себя представлял второй журналистский материал этого самого важного 3 октября 2019 года информационного блока.
«Аким области Архимед Мухамбетов и градоначальник Костаная Кайрат Ахметов провели сегодня «экочас» в средней школе № 29. Такая акция проходила сегодня по всей республике, — подводил к репортажу ведущий. — В рамках экокампании руководители вместе с учащимися высадили саженцы берёз и сосен во дворе новой школы. Практическая работа по посадке деревьев стала весьма познавательной, так как глава региона и города с большой ответственностью подошли к уроку на свежем воздухе».
И разве не понятно тебе уже сейчас, простой костанайский зритель: сюжет будет не об экочасе, а о том, как руководитель региона и градоначальник проявили большую ответственность?!
И Грета Тунберг, ставшая за несколько минут выступления в Нью-Йорке самой обсуждаемой экоактивисткой планеты, без сомнения, восхитилась бы Мухамбетовым и Ахметовым, посмотри она первые секунды сюжета от 3 октября на «Алау ТВ». Двое чиновников выделили в плотном рабочем графике время и приехали к школе № 29 города Костаная.
Вот простому костанайскому зрителю показывают областного госменеджера.
«Деревья сажают предки, тенью пользуются потомки», — говорит аким Мухамбетов на торжественном открытии акции. Как актуально это высказывание именно сейчас, когда дымок информационного взрыва на Саммите ООН по климату ещё не развеялся! Вспомним же слова 16-летней шведской школьницы о предательстве ныне живущими будущих поколений. Не сомневаюсь, что шведке речь акима точно понравилась бы.
Понятно, что никакую Тунберг автор новостного сюжета из Костаная не упоминала. Это разыгралась моя фантазия, окунающая местечковое действо в большой контекст. Но дальнейшие попытки поиронизировать, представив казахстанских акимов идейными сподвижниками шведской прогульщицы, были обречены на провал.
Потому что сюжет костанайского телеканала получился не столько про экологию, сколько про образцово работающих, пример подающих акимов. И никакой завуалированности: цели автора понятны, как транспарант.
«Глава региона рассказал, что с детства родителями был приучен к труду», — раздаётся за кадром голос журналиста Балслу Алекеновой. В кадре в это время — приученный к труду с детства руководитель.
«Занимался уходом за деревьями, плодовыми деревьями. Поэтому имеем практический опыт. Сейчас вспоминаем, как деревья сажать», — в подтверждение слов журналистки признаётся аким области Мухамбетов.
За первые две минуты (при общем хронометраже в две с половиной) журналистского рассказа о событии реплики-синхроны Архимеда Мухамбетова показали четыре (!) раза. Журналистская работа к тому времени начала напоминать старания советских художников, переносящих на холсты легенду о Ленине и бревне.
Репортаж оказался по-настоящему познавательным. По нему можно было судить не только о физических и нравственных потенциях акима области, но и понять иерархические особенности местной короткой вертикали власти: так, акиму города было посвящено чуть больше 20 секунд приближающегося к завершению сюжета. Концентрацию биографической правды при этом автор сохраняла постоянной.
«С лёгкой руки акима города Костаная Кайрата Ахметова и старшеклассников на территории школы появилась новая аллея. Озеленением он также занимается с детства. Поэтому сколько посаженных деревьев было в его жизни — не припомнит», — принялась за нового героя журналист.
«Я считал: много раз. Очень много. У нас как говорят: мы должны сажать деревья, построить дом, естественно, обеспечить семью. Я думаю, это долг каждого гражданина», — подтвердил аким города. Вспомнилась история бразильского фотографа, облетевшая недавно мир: за 20 лет тот высадил больше двух миллионов деревьев. Жаль, автор сюжета не упомянула сей факт. На фоне расчётливого бразильца, тщательно подсчитывающего саженцы, казахстанский аким вполне мог показаться зрителю светилом экологической идеи с по-настоящему чистыми помыслами.
Наконец-то, за 15 секунд до окончания сюжета, наступил долгожданный момент. Пришёл черёд оценить «экочас» и массовке.
«Старшеклассники с гордостью помогали чиновникам в посадке. Для многих это был первый в жизни экоурок», — успела произнести журналист в оставшееся время.
«Надо его посадить с душой, любовью, а потом полить водой. И в будущем оно вырастет», — свободно интерпретировал азы растениеводства десятиклассник Ашим, стоя у тонкого деревца.
Но его вмонтированные в сюжет слова остались формальностью. Отведённое время истекло. На словах казахстанского сверстника Греты неожиданно (неожиданно, потому что нестандартно — на синхронах сюжеты обычно не заканчиваются) появилась заставка новостного выпуска. Занавес.
Снова о «Хабаре»
Чтобы подвести читателя к своей главной мысли, я просто перечислю первые 10 тем сюжетов, которые показывали в тот же день в итоговом вечернем выпуске новостей по главному государственному каналу.
Гибель избитого отчимом ребенка; передача родственникам малыша, родившегося у садистки; годовая статистика преступлений против детей; суицид школьницы; суд над чиновниками по обвинению в хищении средств; изъятие в исправительных учреждениях мобильных телефонов; падение автомобиля в реку; статистика ДТП с автомобилями на иностранных номерах в ЗКО; скорое окончание льготного периода на оформление иномарок — репортаж из Армении; дискуссионный клуб «Валдай» с участием Токаева (только на 16-й минуте!) — и это был репортаж без интонаций «жития святых».
Вы всё ещё хотите жить в стране, «которую показывают по «Хабару»»?! В очередной раз подмечу: телеканал, ставший притчей во языцех из-за своей прямолинейной информационной политики, меняется на глазах. Другое дело, являются ли эти изменения всего лишь мимикрией — вопрос для меня открытый.
Однако факт остаётся фактом: на фоне хабаровского выпуска новостей выпуск костанайского телеканала с первым «школьно-акимным» блоком и эпическим вторым сюжетом в нём кажется карикатурой на новости стран со специфическим пониманием свобод. А рассказ о сажающих деревья чиновниках — записью на глиняных табличках о похождениях древних героев.
Чтобы было понятно: я осознаю сложности работы журналистов в регионах. Но требования к «Алау ТВ» и одноимённому интернет-порталу высоки неспроста.
Потому что у меня не вызывает никаких сомнений: «Алау ТВ» — одно из лучших региональных СМИ в стране, обладающее уникальным опытом создания собственного контента и сильной командой.
Чтобы это понять, стоит посмотреть новостной выпуск целиком и обнаружить признаки большого телевидения: шпигели (короткие стартовые анонсы сюжетов выпуска), стендапы (появление корреспондента в кадре с репликой), понятную вёрстку, рубрикатор (ЧП совершенно оправданно выделены в отдельную рубрику), не плавающий от сюжета к сюжету уровень качества.
И я мог бы придумать множество причин, почему явно небесталанная Балслу Алекенова посвятила большую часть сюжета «об экологической акции» областному и городскому акимам.
Но нужно ли это делать? При желании оправдать можно всё, что душе угодно.