Central Asia’s Got Talent: шоу с фокусами

0
26

Central Asia’s Got Talent — версия знаменитого телешоу, идущего с успехом уже 14-й сезон в США и адаптированная в 70 странах мира. Центральноазиатский вариант, как это часто у нас бывает с лицензионными копиями, оказался неплохо сделанным технически, но и без огрехов не обошлось: внимательный зритель заметит интригующие фокусы от организаторов шоу.

О чём шоу

Шоу талантов создаются для того, чтобы хотя бы на отведённое в эфире время скрыть от зрителя червоточину стереотипа о частой несправедливости успеха.

И магия телевидения здесь абсолютно необходима. Осознание зрителем причастности к вершению судеб в прямом эфире масштабирует инстинкт справедливости до коллективной идеи. Как-то я писал о феномене народного гнева из-за итогов очередного сезона шоу «Голос. Дети», и случай с нашим соотечественником Ержаном Максимом был очень показательным.

Сознательное использование авторами идеи справедливости, игра со зрительским сопереживанием и любопытством — сочетанием этих трёх элементов шоу талантов отличаются от более прямолинейных ярмарочно-цирковых зрелищ, не вызывающих приступа эмпатии.

Я ещё не упомянул слово «талант»? Не от забывчивости: талант — это лишь условие игры. Потому что формат Got Talent интересен тем, что, в отличие от более специализированных шоу вроде The Voice, он хоть и посвящён выявлению особых способностей, но вот профессиональному развитию этих способностей в рамках проекта — не совсем. Его «фишка» в другом.

Got Talent представляет собой вынутый на всеобщее обозрение кастинг — розыгрыш шанса под равнодушными взглядами заведомо не заинтересованных в тебе людей. И здесь особо интересен процесс подглядывания за личным триумфом или драмой. Перед зрителем — маленькая модель войны за успех в жёстких условиях конкуренции, упрощённая до наглядной схемы: «труд и страдания (где-то за кадром) — выход в люди — испытание — справедливое признание».

Но где та самая обещанная «фишка»? Ведь эта схема описывает любое шоу талантов? Пожалуй.

Но добавьте к этому коктейлю под названием «Американская мечта» ещё один ингредиент, забывающийся в условиях современной устроенности. Он пришёл из тех давних времен, когда Штаты ещё покоряли с десятью баксами в кармане: я о «мифе маленького человека». Беспроигрышный компонент начинает работать сразу после выхода участника на сцену. Потому что Got Talent — это, по большому счёту, конкурс любителей и «ноунеймов». Зритель моментально узнаёт в людях с неприметной внешностью, угловатыми движениями и простодушной мимикой «своих». Вся незаурядность этих людей часто скрыта от глаз, и процесс раскрытия таких участников является важной частью шоу. И «народность» этого нашего конкурса важна особенно. Объясню, почему.

Такой большой регион

И тут же отмечу очевидный плюс Central Asia’s Got Talent. Технически это хорошо сделанный телепродукт: ни к свету, ни к звуку, ни к режиссуре и монтажу вопросов не возникает (конечно, сравнивать наш вариант с тем же американским нельзя, но следует учесть, что и там проект за более чем 10 лет заметно эволюционировал).

Также хотел бы отметить абсолютно правильное, на мой взгляд, решение продюсеров. Формируя лицензионную копию в очертаниях усечённого региона — из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана — создатели нашей версии одним выстрелом убили двух зайцев.

Во-первых, так был обеспечен выход на рынки сразу четырёх стран (как известно, населены наши страны по-разному, и увеличение таким образом охвата очень остроумно). Во-вторых, продюсеры шоу кардинально решили проблему количества и качества участников. Могу предположить: стоило продюсерам сделать четыре «страновые версии», и они получили бы в результате четыре очень местечковых проекта.

Да, объединение в телеформате нескольких стран не решило полностью проблемы невыгодного сравнения копии с оригиналом. Но это не тот случай, когда так уж необходимо бежать вдогонку за сверхдержавой, аккумулирующей творческую энергию чуть не всей планеты (на America’s Got Talent и правда можно увидеть гостей из разных стран мира, порой с очень сильными номерами). Наш вариант программы имеет другой понятный смысл: он всё-таки о богатой на таланты отчизне.

А ещё Central Asia’s Got Talent достигает интересного эффекта.

Как видится мне, простые жители стран-участниц шоу никогда не мыслили и всё ещё не мыслят категорией «Центральной Азии». Недавняя перезагрузка, начавшаяся после перемен в Узбекистане, сдвинула вопрос сближения стран региона с мёртвой точки. Но она продемонстрировала и последствия долгой политической и гуманитарной дистанции стран друг от друга.

Едва ли Got Talent в таком «совместном» формате был бы возможен ещё три-четыре года назад. Но сейчас, в 2019 году, совместные проекты оказываются не просто возможными — зритель из Казахстана искренне переживает за танцора из Таджикистана, и это представляется само собой разумеющимся. Решение создателей программы не делать акцента на происхождении участников видится мне абсолютно правильным. Страны, из которых конкурсанты прибыли, указываются лишь в титрах и на маленьких номерных табличках, они не заявляются членам жюри вслух. Эта важная мелочь подчёркивает равноправие и взаимное уважение: здесь нет «хозяев» и «гостей», и мне этот подход нравится.

Неожиданные фокусы

Чтобы сразу было понятно: я не собираюсь оспаривать тот факт, что жюри на современных конкурсах талантов является ключевым элементом шоу. Посмотрите выпуск старой советской программы «Алло, мы ищем таланты», где появление жюри в кадре уже после всех отыгранных выступлений было по сегодняшним меркам какой-то формальной, свободной от эмоций частью передачи.

Но есть и другая данность: эксперты на таких шоу — всего лишь одна из трёх «отборочных комиссий». Кроме зрительского голосования в конце, есть и предварительный, самый первый, продюсерский отбор участников, который скрыт от глаз, но он технически едва ли не важнее остальных. Видимо, казахстанские авторы настолько увлеклись формальной стороной создания программы, что позабыли о деталях.

В последнем выпуске был показан больше весёлый, нежели профессиональный фокус, когда участник, который вроде бы должен был находиться на сцене, неожиданно выбегал из-за кулис в костюме белки. Жюри этим простовато исполненным трюком восхищалось.

Но меня больше удивил другой фокус.

Похоже, один из членов жюри, певец Нурлан Абдулин, освоил исполнение сложнейшего номера с исчезновением. Он будто растворялся в воздухе студии во время некоторых выступлений участников, и режиссёры даже не пытались этот факт скрыть: общие видеопланы с опустевшим местом эксперта за столом появлялись на экране неоднократно.

При этом никак не объяснялось, почему некоторые конкурсанты оказывались в неравных условиях, когда их труды оцениваются не четырьмя, а тремя членами жюри (что теоретически снижает шансы на прохождение). И этот фокус явно более замысловат, чем понятные, в общем-то, трюки выступающих на шоу иллюзионистов. Потому что логического объяснения у Абдулинских исчезновений нет. Чудо, не иначе. Подобная небрежность всегда оставляет неприятный осадок.

Ещё более сильное впечатление на меня произвел другой прокол.

Один из предыдущих выпусков. Талантливый мальчик-композитор играет на фортепиано вальс собственного сочинения, посвящённый Денису Тену. Перед этим юный участник уже рассказал, что сочинил произведение под тяжёлым впечатлением от гибели фигуриста. Трогательное, виртуозное исполнение, тяжёлые взгляды членов жюри, понимающих серьёзность момента и, кажется, впечатлённых прекрасной музыкой.

Неожиданно в самый разгар выступления на экране появляется рекламный слоган производителя зубной пасты, спонсора программы. «Талант начинается с души, а красота начинается с улыбки…» — гласит слоган.

Тут же крупный план: нам показывают влажный, задумчивый взгляд одного из членов жюри — нет, тут явно не до улыбок.

Я готов смириться с огромным количеством вмонтированной в шоу рекламы (крупные планы баннеров, стаканов на судейском столе и прочий продакт-плейсмент, регулярные появления ведущих и участников с рекламируемой продукцией) — телевизионные шоу такого масштаба требуют и вложения значительных средств. И, допустим, мне всё равно, что эти средства выделены на условиях постоянного рекламного давления на зрителя. Но такой механический, бездумный подход к показу этой самой рекламы (пусть этот случай был единичным) меня неприятно удивил.

К сожалению, эти мелочи смазывают в целом положительное впечатление от программы. Жаль, потому что шоу сделано на неплохом уровне, и его по-зрительски интересно смотреть — до тех пор, пока на глаза не попадутся досадные изъяны.

Предыдущая статьяНурали Карим
Следующая статьяМухаммад Овулов
Сергей Ким
Журналистикой я занимаюсь примерно треть своей жизни, уже (или «всего» — кому как) 11 лет — газеты, телевидение, интернет-издания... Критиковать работу коллег раньше приходилось только во время дружеских бесед — бывало, обращались с просьбой оценить: каково, удалось или нет? Хочу, чтобы у всех всё получалось, а критика, если она остра, пусть будет не во вред. Она же нужна не для удовлетворения чьих-то личных амбиций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь