Хорошие герои: как о них говорят в новостях

0
18

Труднее всего казахстанским журналистам писать о хорошем. А если речь о людях, то пиши пропало (в буквальном смысле). Оно и понятно. О героях пишем редко. Отсюда и лексика убогая, структура как под копирку, стоические герои похожи друг на друга, как братья-близнецы, причём на разных каналах, да и новость уже не новость: она неизбежно превращается в «повесть о настоящем человеке» с напичканными наспех синхронами (частями интервью). Рассмотрим три материала в информационных выпусках — КТК, телеканала «Астана» и «Информбюро» («31 канал»).

Награда для героя. КТК

КТК представляет «сладкий» материал про восточноказахстанца, который 50 лет борется с диабетом, за что и получил специальную медаль. Всё прекрасно в жизни этого человека. Инсулин, видимо, дают вовремя и бесплатно, да и неустанной заботой врачей окружён — можно предположить.

Конечно, сама по себе проблема — за рамками материала, но есть же стратегия телеканала, когда-то провозглашённого народным. Кроме того, информация диссонирует с сюжетами о катастрофической нехватке бюджетного инсулина и детском диабете. Что могло бы спасти в этой ситуации? Старый и добрый способ — статистика. «Напомним…» и так далее.

Цитата героя живёт самостоятельной жизнью. Без подводки и объяснения, там, куда «воткнули»: «Сам номинант живёт на инсулине и, говорит, благодарен за заботу врачам и своей семье». Банально.

Виктор Пестряков:
— Главное — руки не опускать, тогда всё будет. Со всем можно справиться. Когда работал, я и не замечал, что я болел. Заботы, заботы, заботы, беготня. Всё это. Так что не надо думать, что это конец.

Наверное, сам герой говорит совсем о другом — о более важном и поучительном, но без подводки и это смотрится как банальность.

Бабушка-диджей из Алматы отправляется в тур по стране. «Астана»

Героиня сюжета телеканала «Астана», прямо скажем, не новостная. Эпатажная апашка в белом парике лихо «крутит» The Limba, треки Скриптонита, обрушивая на алматинцев какофонию звуков. Кому-то нравится, кому-то — дело вкуса. Или безвкусицы?

На волне сотен отзывов, обретя славу, пенсионерка становится героиней интернета. Там-то, в обширной «питательной» среде журналистов, её и выловили коллеги из телеканала «Астана». Такой тематический плагиат — явление для нашей (и не только) новостной журналистики не новое. Здесь вообще всё не новое. Заезженные образы эпатажных бабушек и дедушек заполонили интернет, ворвались в диджеинг, или они просто прогуливаются голиком по морозцу.

Известная «радужная» пенсионерка с завидным воодушевлением демонстрирует открытые неоновые наряды, ничуть не стесняясь 90-летнего тела. Слава DJ Mamy Rock, Рут Флауверс — бабушки из Бристоля — не даёт покоя отечественным старушкам. И о них, конечно, надо писать. Но вопрос: как? Словесный китч, безвкусный и бесполезный, предложил автор.

Но даже не это главное. Черпая темы из бездонного интернета, подпитанного пёстрой текстовой стилистикой и сомнительной (с точки зрения информационной и нравственной ценности) системой образов, в новостной контент экспортируют не информационные, а развлекательные тенденции. Новости — это всё-таки объективный взгляд на вещи. И должна быть и иная точка зрения, кроме массового вопля радости, поддержанного журналистом.

В Нур-Султане молодые предприниматели получили гранты на 75 млн тенге.«Информбюро»

Периодически в новостных эфирах появляются одинаково улыбчивые, перманентно надоевшие молодые бизнесмены, начинающие учёные, молодая творческая поросль. Вот и герои сюжета «Информбюро»: без труда получили государственные деньги; совсем небольшие, кстати, чтобы открыть школу юного химика или художника-мультипликатора, и уж тем паче выпускать мультфильмы.

После просмотра больше вопросов, чем ответов. Каковы возрастные ограничения? К примеру, есть ли финансовые обязательства, будет ли акимат оказывать организационную или юридическую поддержку, предоставляется ли помещение на первых порах и т. д.?

Сюжет без информации, хоть сколько-нибудь полезной зрителю. И речь даже не о фактах, а о простой арифметике. Давайте посчитаем! Журналист заявляет: «Ежегодно выделяется 120 миллионов тенге». Гранты получили 25 человек. Делим… получается пять миллионов на брата. Хотя в начале ведущий говорит о трёх.

И в довершение автор сообщает: «Сумма грантов увеличится до пяти миллионов». А ещё и 75 миллионов подкинут. С математикой надо дружить, «она ум в порядок приводит».

Недостаёт в сюжете других героев — получивших гранты одними из первых. Успешны ли они или потратили государственные денежки, не преминув начислить себе зарплату? В новостном медиатексте важны, скорее, не сами цифры, а их оценка. Что они значат для всех нас, много это или мало? Если они в основе информации, нужен сравнительный анализ.

Сам жанр новостного сюжета в казахстанском медиапространстве вдруг превратился в некую повествовательную форму, где неожиданно всплывают лирические отступления и даже пейзажные зарисовки. Где-то это уже было… Ах, да… Похоже на малую прозу, но в телевизоре.

Истории о людях в новостях в основе своей, как и все другие, строятся по законам драматургии: с завязкой, развитием, но сжато и динамично; фактурный герой и антигерой, конфликт (не героев, мнений)… А вот выводы не нужны — их сделает сам зритель, если досмотрит сюжет до конца.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь