Китайский коронавирус-мутант — абсолютный информационный лидер этой недели, и этот факт признал даже «Хабар» (только Apta пока держится и более важной по-прежнему считает активность президента Казахстана). Также практически все обратили внимание на снежный коллапс на севере Казахстана и осветили эту тему кто со всех сторон, кто только с некоторых. Ну и, конечно, все, кроме КТК, рассказали про встречу Токаева с американским госсекретарём и визите президента в ОАЭ.
В остальном разброс главных материалов недели на разных телеканалах был широким — от очередной школьной реформы до тюремных пыток. В нашем мониторинге — программы КТК, «Первого канала Евразия», «Хабара» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
Казахстан готов помочь Китаю бороться с коронавирусом и вывозит из Поднебесной своих граждан. Это главная тема выпуска «Больших новостей». Уже на первых минутах журналисты «проехались катком» по Минздраву: ведомство Елжана Биртанова хотя и проводит брифинги каждый день, но задавать вопросы на них корреспондентам не разрешают. В том числе и из-за отсутствия внятной информации в мессенджерах рассылаются фейки, на которые полиция реагирует весьма споро. А лучше бы на прессу реагировал Минздрав, подводит нас к логичному выводу программа.
Мелкая, но досадная, как заноза, и очень неприятная ошибка на графике в специальном репортаже про коронавирус: казалось бы, уж журналисты КТК должны знать, как пишется слово Таиланд. Но нет. Такие мелочи очень портят имидж любого СМИ.
К содержанию сюжета вопросов почти нет. Правда, не очень понятно было, всё-таки умеют наши медики распознавать коронавирус, или они просто умеют все остальные вирусы распознавать, и таким образом, методом исключения, делают вывод, что в Казахстане пока нет заразившихся? Про Россию в этом смысле рассказали вполне чётко: учёные соседней страны уже в течение 3-4 часов могут определить этот мутировавший коронавирус.
В рубрике «Больше деталей» — важная тема: нам опять предлагают варианты досрочного снятия пенсионных накоплений. И опять этими вариантами довольны, мягко говоря, не все. И снова как не отметить «мелкую» небрежность: вот нам рассказывают, что стоимость обучения в Казахстане начинается от 150 тысяч тенге. В месяц? В год? Остаётся сидеть и гадать. Или это неважно, по мнению корреспондентов?
И вообще в рубрике проблема с балансом. Ладно, людям могут предложить брать деньги из пенсионных накоплений на образование — в кредит под два процента. Людей это возмутило. Но почему? Какой-то экономист просто сказал на это, что система работает против граждан (хотя им вообще-то предложили хоть какой-то вариант, да и процент небольшой), а в самом ЕНПФ якобы явно что-то нечисто. Абсолютно бездоказательное заявление. Далее. Нам говорит ведущая Юлия Яскевич: мол, люди хотят забрать свои накопления, потому что не доверяют государству. Допустим. Но, может, тогда стоило бы упомянуть, что эти же люди потом, в старости, это же государство наверняка начнут ругать за то, что им разрешили эти деньги снять, они их профукали, и им теперь не на что жить. Это же пенсионные (!) накопления. И в идеале государство как гарант вообще не должно к этим деньгам никого подпускать. То есть про эту сторону проблемы вообще как бы забыли. И рубрика получилась только про то, какое государство хитрое и нехорошее, и опять что-то не то предложило. А что у ЕНПФ скандалы и проблемы, ну так это несколько другая тема, и она требует другого фактажа.
Сюжеты про снежный коллапс на севере Казахстана и предложение Минобра ставить школьникам оценки по 100-балльной шкале получились полными и сбалансированными. Впрочем, погода и образование — вообще такие темы, на которые опытный журналист может делать нормальные материалы даже не приходя в сознание.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
«Аналитика» на этой неделе — в стиле дайджеста. Коронавирус, реформы в школах, снежные заносы и спасение людей. Обобщая информацию, которая стала известна к концу недели, в материале про вирус из Китая акцент сделали на борьбе со слухами: «информационная зараза» тоже опасна.
В материале о реформах в школе вспомнили об изнасиловании в школьном туалете в Таразе, видео с камер наблюдения теперь предлагается хранить не в самих учреждениях образования, а в едином центре.
В материале про снежное ЧП в Казахстане хорошо поработали с пользовательским видео. Собрали и радость после снега в Актау, и кадры из других регионов, где актаусцам предлагают забрать снег к себе, и облегчение спасённых из заносов. Вопрос о качестве работы коммунальщиков подняли только в конце материала и в общих словах. Съёмочная группа побывала в селе Талапкер недалеко от столицы, где снега насыпало на два-три метра, люди не могли выбраться и доехать до работы. Кто должен за это отвечать в селе, и почему этого не произошло? Ни этого вопроса, ни ответа на него в материале не было.
Материал о борьбе с распространением синтетических наркотиков начинается с удачной аналогии. Болид, несущийся по трассе, сравнивают с наркотиком, попадающим в вену, который с невероятной скоростью активирует процесс разрушения организма. В материале интересный стендап, в котором корреспондент, показывая, как баллончиками с краской рисуют рекламу, закрашивает объектив камеры. Эти элементы делают стандартный материал об изменениях в законодательстве по борьбе с распространением наркотиков запоминающимся.
Историю изучения вирусов и как именно они «работают», препарировали в материале «Корона для вирусов». Корона — это потому, объясняют нам, что именно вирусы — истинные хозяева нашей планеты. Главные эпидемии XX и XXI веков — от испанки до птичьего и свиного гриппа, много любопытной информации, в том числе и то, как это всё затронуло Казахстан. Немало в материале цифр, но подают их не кучно, а дозированно, поэтому воспринимаются эти данные хорошо. Единственная странность — в сюжете говорят о том, что «заканчивается эра антибиотиков» (мы потребляем их бесконтрольно, и они перестают действовать), однако один из экспертов напоминает, что на вирусы антибиотики не действуют вообще. Тогда при чём тут они?
«7 кун», «Хабар»
Главная тема на «Хабаре» — тоже коронавирус, а не кто-то из президентов. «7 кун» даёт как информацию, которую кто-то выдал ещё неделю назад (что, например, невозможно подхватить эту инфекцию через еду или посылки), так и новую — что заражённых в Казахстане пока нет.
Ну и хватит о главном, переходим к президентам. Протокольные встречи обоих, отдельный сюжет сделали о переговорах Касым-Жомарта Токаева и госсекретаря США Майка Помпео. Никакой особенной информации материал не содержал и вообще был сделан именно в форме сюжета, как выяснилось в конце, потому, что Помпео дал «Хабару» эксклюзивное интервью.
Более симпатичный — как минимум, по картинке — материал про визит нашего президента в ОАЭ. Кроме красивых кадров, много интересной информации — например, про дворец, в котором принимали казахстанскую делегацию, или про конкретные проекты, которые будут совместно развивать наши страны. Причём говорили в кадре не только чиновники, но и арабские бизнесмены.
Далее программа вновь возвращается к теме коронавируса — уже в виде сюжета. Хороший сюжет, даже китайские врачи в нём были, которые рассказали, как они болезнь диагностируют. Журналисты «Хабара» говорят, что дефицита масок в стране нет (их в этом заверил Минздрав). Но если верить КТК, чьи корреспонденты, в отличие от хабаровских, ходили по аптекам, дефицит всё-таки есть: где-то маски кончились, а где-то продают, скажем, не более 10 штук в одни руки.
Пример отлично сбалансированного, хорошо наполненного сюжета — про коррупцию в сфере сельского хозяйства. Автор дал высказаться всем сторонам, эксперты даже подробно объяснили, почему Казахстан ввёл ограничения на продажу скота за рубеж. Но так бывает: все стандарты соблюдены, а сюжет скучный. Когда корреспондент уже может такое делать, можно учиться придумывать «фишечки», которые цепляют, привлекают внимание.
Сюжет «Жизнь в долг» — на животрепещущую тему потребительского кредитования. О новых его правилах рассказала исполнительный директор кредитного бюро — то, что люди получили поддержку (напомним, в прошлом году многим людям списали их долги банкам), не значит, что они не смогут больше получить кредиты, просто условия получения ужесточатся. Эксперты, финансовые аналитики рассуждают, почему люди берут кредиты. Опросили людей, они рассказали, на что брали кредиты и как оказались в долговой яме. Эксперт-психолог смотрится очень свежо, даёт рекомендации: как решить, нужен вам кредит или нет. Очень полезная информация, кстати. Вообще сюжет и полезным получился, и интересным.
Завершило выпуск то самое эксклюзивное интервью с Майком Помпео, порадовала берущая интервью журналистка, хорошо говорящая по-английски и задающая с восхищённым лицом толковые вопросы.
Apta, QAZAQSTAN
По версии авторов Apta, главная тема недели — визит в Казахстан госсекретаря США Майка Помпео. Ведущая Жайна Сламбек быстро перечислила, с кем встретился американский гость, затем ему самому дали слово. Помпео сказал, что поддерживает экономические и политические реформы Токаева. В целом информация про визит чиновника такого уровня была подана сухо и без комментариев экспертов-политологов (а их хотелось, раз уж этот визит — главнее коронавируса, пусть бы нам хотя бы объяснили, почему). Правда, каких-то экспертов ведущая упомянула в контексте, мол, «некоторые эксперты говорят, что влияние США в Центральной Азии не такое сильное, как у России и Китая, но и они, и мы сосредоточены на укреплении отношений» («Кейбір сарапшылар АҚШ-тың Орталық Азияға ықпалы Ресей мен Қытайдың ықпалына жетпейді, дегенмен, қарым-қатынастардың барынша терең болғанына олар да, біз де аса мән береміз, әрине»). Но что именно это за эксперты, откуда они и как их зовут, не пояснила.
Далее опять тема важнее коронавируса: визит Касым-Жомарта Токаева в Объединенные Арабские Эмираты. EXPO-2020 пройдёт в Дубае, в выставке примет участие и Казахстан. Автор материала не сказала, сколько денег наша страна выделила на это участие, зато большой синхрон был посвящён описанию, каким будет наш павильон. Почему нам кажется, что стоило бы упомянуть и про деньги: в декабре прошлого года в казахстанском обществе бурно обсуждалась информация, что Казахстан потратит на участие в EXPO-2020 девять миллиардов тенге. Так что хотелось бы, конечно, услышать, правда ли это, и не изменилась ли сумма в какую-то сторону. Завершился материал словами корреспондента: «Наблюдатели говорят, несмотря на плотный рабочий график, поездка президента была плодотворной» («Бақылаушылар жұмыс кестесінің тығыздығына қарамастан президенттің сапары жемісті болғанын айтады»). А нам интересно, кто эти наблюдатели, и почему они сами не захотели это сказать.
И вот третий материал — наконец, про коронавирус. Казахстан эвакуировал казахстанцев из Уханя. В сюжете кроме прочего — интересная и полезная информация, какие именно Казахстан принимает меры, чтобы вирус-мутант не проник на нашу территорию. Причём корреспондент показывает всё это наглядно, в стендапах: вот его проверяют тепловизором, вот он на себе демонстрирует спецодежду инфекционистов и так далее. И советует: поскольку любой вирус поражает прежде всего людей со слабым иммунитетом, нужно вести здоровый образ жизни, и это пока лучшая профилактика.
Материал про жителей территорий, прилегающих к Семипалатинскому полигону, которым платят маленькие пособия и вообще нужна помощь, получился информативным и эмоциональным. Единственный вопрос: если в тексте сказали, что президент дал некое поручение, а правительство на него не реагирует, стоит спросить у правительства, почему оно не реагирует.
246 человек, которые отбывают наказание в колонии строгого режима в Уральске, опубликовали видео, где рассказали, что они подвергаются пыткам. В сюжете на эту тему есть отрывки из видео, комментарии и родственников, и правозащитников, и сотрудника прокуратуры, но слова сотрудникам или начальству исправительного учреждения (ну или хотя бы КУИС) не дали.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.