«Специалисты рассказали, какими продуктами можно очистить лёгкие в период пандемии», — такого рода публикации — один из примеров ошибки, которую допускают медиа. Мы не привыкли писать о науке, поэтому время от времени теряемся в потоке научной информации. Это неудивительно — её сейчас действительно много, и в ней легко запутаться.
Нина Курьята, редактор, журналист, микробиолог, автор университетского курса «Научная журналистика», Александр Коляндр, в прошлом журналист бизнес-отделов BBC и Wall Street Journal, ныне банковский аналитик, и Артём Лисс, редакционный советник и менеджер программ Internews, рассказали, как правильно работать с цифрами, учёными и научной информацией на втором вебинаре из цикла «СМИ в эпоху COVID-19». «Новый репортёр» продолжает делиться самыми полезными тезисами вебинара.
Что такое надёжный источник и как с ним работать?
Ни для кого не секрет, что любые научные новости должны быть опубликованы на авторитетных научных ресурсах. Сейчас проблем с доступом к академическим материалам нет: многие платные базы открыли доступ для всех желающих на период пандемии. Медиаспециалистам важно не только найти достоверный источник, но и правильно обработать полученную информацию. Несколько рекомендаций для работы с научными статьями и ресурсами:
- Если вы хотите взять какую-то научную информацию из незнакомого для вас источника, внимательно изучите раздел «О нас», посмотрите, откуда берутся данные, как и кем они проверяются, кто финансирует проект. Это поможет вам определить, насколько ресурсу можно доверять.
- В научных журналах все статьи проходят проверку. Если материал был напечатан/опубликован на научном ресурсе, значит, он соответствует параметрам и может тоже считаться достоверным. Однако есть ещё категория материалов «препринт» — значит, этот материал готовится к публикации, но проверку на достоверность ещё не прошел.
- Если вы цитируете любое издание, обязательно посмотрите условия использования информации из этого источника. Университет Джонса Хопкинса, к примеру, требует письменного разрешения на использование любых материалов.
- У всех научных материалов одинаковая структура: вступление, методология, результаты и выводы. Особо внимательно нужно читать методологию, потому что в выводах речь может идти об одном, а методы исследования могут показать совершенно другое. К примеру, украинские медиа растиражировали материал об исследовании, которое подтвердило эффективность местного медикамента в борьбе с коронавирусом. Если прочитать данные самого исследования, выясняется, что учёные исследовали штамм коронавируса свиней. И препарат действительно дал хорошие результаты. Но говорить об эффективности против COVID-19 — вируса, поражающего людей, — говорить не приходится.
- Внимательно проверяйте авторов и спонсоров исследования. Нередко можно встретить конфликт интересов — компания, которая производит лекарство, финансирует исследование, которое проводят учёные этой же компании. В примере, о котором мы рассказывали в предыдущем пункте, получилось именно так.
- Читая информацию на иностранном языке, особо внимательно относитесь к особенностям перевода. Многие медиа напечатали новость, что прививка от туберкулёза защищает от коронавируса. Ссылались при этом на достаточно авторитетные издания. Однако если открыть первоисточник, то окажется, что эти издания говорили только об изучении, а не о доказанной эффективности.
Когда надёжный источник — человек
Достоверную информацию можно получить не только через тексты, но и у живого человека. Интервью с учёными, докторами, исследователями до сих пор остаются актуальными и читаемыми материалами в медиа. Работа с людьми научных профессий тоже требует от журналиста определённой внимательности:
- Определитесь, кто может рассказать вам проверенную и надёжную информацию. Скорее всего, это будут специалисты, напрямую связанные с изучением вирусов. Вирусолог, эпидемиолог, исследователь могут рассказать вам много полезного, а вот врач-ортопед, вероятнее всего, будет менее компетентен в вопросах COVID-19.
- Тщательно подготовьтесь к беседе. Изучите исследования по теме, о которой будете говорить. Посмотрите, какие интервью давал спикер другим изданиям. Тогда у вас получится профессионально поговорить с экспертом о его работе, и вы расскажете читателям то, что не рассказывали другие.
- Смертность, летальность, морбидность. Казалось бы, это слова об одном — о смерти, но на самом деле это разные величины, которые по-разному считаются. Если учёный говорит на научном языке, не бойтесь уточнять и задавать глупые вопросы. Вы не обязаны знать эти темы также хорошо, как и он. Ваш читатель тем более не должен их знать. Но ваша задача — донести до читателя сложную тему простым языком.
- Ставьте цифры в контекст. Сравнивайте их между собой, давайте относительные величины. Все вирусы мутируют и передаются. COVID-19 более заразен, чем грипп, но менее заразен, чем корь, и менее летален, чем эбола. Качественно-количественные характеристики должны быть в контексте. Эксперты могут вам этот контекст рассказать.
От коронавируса сегодня умерли N человек. Что теперь?
Зачастую министерства и комитеты разных стран преподносят информацию именно в таком формате: в такой-то день заражены N человек, X — выздоровели, Y — скончались. Что нам даёт эта информация? Мы должны научиться в цифрах читать смыслы и интерпретировать. Что можно с этим делать? Рассказываем несколько примеров работы с цифрами:
- Financial Times сравнивает локальные цифры с мировыми. Так они показывают скорость распространения в разных странах. Отправная точка — день, в который зарегистрировано 200 случаев COVID-19. Из того же графика можно узнать, что в Британии карантин ввели раньше, чем в Германии. По календарю позже, но по эпидемиологической ситуации раньше. Это один из способов говорить о цифрах и данных.
- Цифры могут рассказывать много историй и, в то же время, могут обманывать. Если взять график распространяемости смертей по возрастным группам, то можно сделать вывод, что смертность среди пожилых в десятки раз выше, чем среди молодёжи. На самом деле эти цифры показывают вероятность того, что человек определённой возрастной группы с положительным результатом на COVID-19 умрёт. То, что вы выносите в заголовок материала, должно достоверно отображать ситуацию.
- Разберитесь, о чём говорит та или иная цифра. Зачастую то, как вы воспринимаете данные, не отражает то, что есть на самом деле. Если вы говорите о смертности, узнайте, как её считают в той стране, о которой вы говорите. В некоторых странах к летальным исходам от коронавируса причисляют всех умерших с положительным статусом COVID-19. Если на такого пациента неудачно упала люстра, он всё равно будет отображаться в статистике смертности.
- Узнайте, что подразумевается под понятием «среднее». Среднее арифметическое или медиана? Если на улицу, у жильцов которой средняя зарплата 100 рублей, переедет миллиардер, средняя арифметическая зарплата существенно вырастет. Однако она ничего не скажет о реальном уровне жизни или доходах жителей.
- Говоря о цифрах, расскажите: много это или мало? Измеряйте понятным аршином. Нам сложно представить визуально, что такое 500 человек или триллион денег. Но всё можно измерить — сказать: столько людей живёт в пятиэтажной хрущевке, или триллиона хватит на то, чтобы выплатить зарплату всем швеям страны.
Правило четырёх параграфов Bloomberg
Один из способов сделать хороший материал — воспользоваться правилом четырёх параграфов:
- Что и почему произошло? Первый параграф должен быть без цифр.
- Какие главные детали? Здесь уже появляется статистическая информация.
- Кто и что сказал? Важно объяснить, почему это достоверно.
- Почему нам это важно, и что это сулит? Здесь мы рассказываем о контексте, чтобы читатель смог сделать какие-то выводы.
Организаторы цикла вебинаров о работе СМИ в эпоху COVID-19 обдумывают возможность проведения совместных онлайн-планёрок один раз в неделю. Можно будет пообщаться с коллегами из других стран, обсудить идеи, поделиться опытом. Если вас заинтересовала эта идея и вы хотите, чтобы такие онлайн-планёрки действительно появились, пожалуйста, напишите свои идеи и почему это будет для вас полезно, на адрес: aliss@internews.org.