Тесты на коронавирус и карантинный алкоголизм. Мониторинг итоговых ТВ-программ 13-19 апреля

0
86

«Сводки с фронта борьбы с коронавирусом» более-менее похожи у всех итоговых программ. Также все на этой неделе сделали материалы о том, как нелегко приходится сейчас медикам, о скандале вокруг массового их заражения в Алматы. Только кто-то сделал акцент на фактах, а кто-то «давил на эмоции».

«Фишечки-эксклюзивчики» на этой неделе были у всех. Так, на КТК задались вопросом, почему некоторые казахстанцы не верят в опасность коронавируса, ведущий хабаровского «7 куна» познакомил зрителей со своей собакой, «Аналитика» показала, как казахстанцы пережидают пандемию в разных странах мира, а Apta сделала любопытный сюжет про то, что наши сограждане начали существенно больше пить.

В нашем обзоре традиционно — итоговые программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

В студии вновь только Алексей Рыблов. В начале выпуска — привычные уже «сводки с фронта»: сколько заболело, вылечилось, умерло. Первый сюжет — про «дело врачей», в 12 горбольнице коронавирусом «заразилось почти 200 медиков». Сюжет достаточно полный, высказались все стороны. Правда, даже после его просмотра не очень понятно: как всё-таки заразились медики, почему так много? Вроде говорят — и средства защиты есть, и пользуются ими. Да, лечить на безопасном расстоянии не получается — подчёркивают гинекологи. Поэтому, что ли? Хотя ответа на этот вопрос, судя по всему, внятного ещё пока просто нет ни у кого. Да и будет ли?

Сюжет «вести из регионов». В прошлом выпуске такой уже был, формат прижился. ВКО на карантине, там вовсю борются с фальшивыми пропусками и бизнесменами, которые используют пропуска в личных целях. В Жамбылской области тоже строгий карантин, но на улицах Тараза всё равно толпы людей: жители этого города оказались самыми злостными нарушителями карантинного режима. В Актау борются с людьми, которые ходят в магазины за продуктами: покупать еду в городе разрешено как раз в то время, когда запрещено передвигаться на личном автотранспорте.

Сюжет о том, как делают тесты на коронавирус. Из подводки стало ясно, что есть два способа: «профессиональный анализ» на основе мазка и «экспресс-тест» с кровью из пальца (две полоски — у вас коронавирус). В сюжете журналистка все тесты испробовала на себе. «А вскоре появится возможность проводить ПЦР-диагностику», — говорит корреспондент, и зритель зависает, размышляя, что это за зверь такой — ПЦР. Из контекста потом становится понятно, что ПЦР — это, видимо, тот самый анализ на основании мазка изо рта и носа. Но загадочную аббревиатуру нам так и не расшифровали.

Любопытный сюжет о казахстанцах, которые или не верят в вирус, или просто игнорируют правила карантина по им лишь понятным причинам. Осторожно: от некоторых героев может бомбануть.

«7 кун», «Хабар»

Впервые за то время, что мы мониторим итоговые выпуски, команде «Нового репортёра» передали своеобразный «привет» в прямом эфире: «Выгнавший на время эфира всех домашних из своей гостиной Александр Трухачёв, которого медиакритики прозвали «самым социально ответственным телеведущим страны», по-прежнему приветствует вас из своего дома». В таком формате программа выходит уже месяц, и ведущий признаётся — очень хочется вернуться в студию.

Первый сюжет — о том, как страна борется с коронавирусом, и как в эту борьбу вкладывается Nur Otan. 152 тысячи семей получили помощь из нового фонда, людям раздали защитные маски, поблагодарили инвесторов, которые вложили деньги в фонд, — озвучили полный список имён и суммы, которые вложили эти бизнесмены. Народ должен знать своих героев.

Касым-Жомарт Токаев встречался по вопросам ЕАЭС в формате видеоконференции. Для самых несведущих ведущий поясняет — это как если бы он говорил одновременно с несколькими корреспондентами. Технически — креативно, по смыслу — ну уж совсем на пальцах. Но мы за любой креатив, фишечки и эксперименты — именно это заметно выделяет «7 кун» среди остальных во время пандемии.

Карантинные эфиры программы действительно смотрятся, как сериал: на связь выходит журналист, который живёт в прежде изолированном доме. «Уже только по моей довольной физиономии можно понять, что заточение закончилось. Карантин с нашего дома два дня назад сняли, и я выехал в город», — рассказывает он. Выехал он, конечно, снимать сюжет. Довольный корреспондент катается по городу, общается с людьми, показывает — какие объекты работают, а какие нет. Он побывал в мечети, на базаре, на окраинах, понаблюдал за детскими площадками. Смотреть за жизнью снаружи, пусть и через экран телевизора, невероятно увлекательно.

Здесь же журналист добавил баллов в программную копилку соцответственности: рассказал, что люди неправильно носят маски, спросил граждан, почему они гуляют, а не находятся дома, рассказал, что Минздрав официально разрешил родителям «детей с аутизмом» выходить на прогулки, ведь «люди с аутистическими расстройствами» особенно тяжело переносят жизнь в четырёх стенах.

В сюжете #birgemiz рассказывают о докторах — заражённых, вылечившихся — в общем, о ситуации в больницах и не только. Опять говорят о надбавках врачам — от 300 до 800 тысяч тенге. Комментируют врачи — говорят, что дело не в деньгах, главное, чтобы никто не болел. Рассказали и о проблемах — из надбавок «выпали» санитары, диспетчеры и работники скорой помощи. В Мангистауской области местные власти не стали ждать решения Минздрава и поддержали врачей из городских бюджетов. А в Павлодарской области врачей поддерживают неравнодушные граждане. Другие предприниматели помогают нуждающимся продуктами. В общем, много хороших и интересных историй.

Неожиданно завершается эфир программы — Александр Трухачёв знакомит зрителей со своим псом по кличке Марс. Он ждал завершения эфира и теперь наконец-то идёт гулять. Милота. В общем, «7 кун» всё интереснее… Вот уж кому коронавирус пошёл на пользу!

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Выпуск начинается с трогательной речи ведущей о врачах. Каждый из них — герой, каждый вылеченный пациент — победа. Сейчас нужно их поддерживать, чтобы они смогли спасти нас.

Тема продолжается в сюжете про непростые будни докторов. Почти четверть заражённых в Казахстане — медики. Главный госсанврач РК Айжан Есмагамбетова рассказывает, что бессимптомное носительство — это страшно, оно быстрее передаётся. Корреспондент «Аналитики» пытается разобраться: как получилось, что врачи заражаются? Рассказала, что сообщения поступили из разных регионов, и некоторые уже наказаны. Что за сообщения? За что наказаны? Объясняют только потом — недостаточно средств защиты. Врач, чуть не плача, рассказывает, что детей не видела больше месяца, переживает, что они тоже могут заболеть, желает, чтобы всё поскорее закончилось. Сюжет очень трогательный, до слёз.

В сюжете «Железный занавес» корреспондент связался с казахстанцами из разных стран. Любительские кадры прогулок по городам, комментарии этих людей о ситуации в стране. В Канаде, к примеру, не только дали отсрочку по кредитам и ипотеке, но и запретили арендодателям выселять жильцов. В ОАЭ запрещён выгул домашних животных — теперь собаки гуляют на балконах. А девушка, которая переживает карантин в Гоа, рассказывает: она рада, что оказалась именно здесь, где всего шестеро заражённых. Получилось любопытно и тоже очень эмоционально — кто-то переживает за детей, которые остались в другой стране, кто-то — из-за того, что знакомые массово заражаются коронавирусом.

Блок не про коронавирус: ещё 24 человека задержали из-за конфликта в Кордае. «Потенциально это те, кто избивали и убивали людей, поджигали здания и машины». «Bek Air лишили неба» — то есть лётной лицензии. Другие новости не про пандемию вошли в один сюжет: в Карагандинской области упал истребитель, главного бухгалтера аэропорта столицы обвиняют в хищениях, главбух сельской школы в Атырауской области начисляла себе премии, в Павлодаре водитель такси избил попутчицу, которая отказалась платить.

Четыре препарата и три вакцины проходят исследования по эффективности против COVID-19. Это подводка к ещё одному сюжету о ситуации с коронавирусом в мире. Каннский фестиваль перенесён на неопределенный срок, во Франции дроны распыляют дезинфицирующие средства, в Японии опасаются, что погибших будет намного больше, в Южной Корее относительно спокойно — ежедневно не более 30 новых случаев, в Великобритании 99-летний ветеран Том Мур прошёл 100 кругов вокруг своего дома и собрал больше 13 миллионов фунтов на поддержку системы здравоохранения.

Apta, QAZAQSTAN

В программе Apta на этой неделе прозвучала фейковая новость. В сюжете-подборке о коронавирусе из Брюсселя, Анкары и Москвы московская журналистка сообщила, что некие жители Новокузнецка назвали новорождённого сына Ковидом. Но это фейк. Эта «новость» вначале появилась на сайте «Кузпресса». И авторы в самом тексте написали, что это первоапрельская шутка.

Когда сегодня казахстанские пользователи написали в соцсетях, что телеканал QAZAQSTAN сообщил фейковую новость, журналистка из Москвы извинилась в комментариях за ошибку. И написала, что, тем не менее, по её сведениям, в Москве есть родители, которые назвали ребёнка именем, связанным с коронавирусом. Но в сюжете-то речь шла про Новокузнецк.

После этого полный выпуск Apta за 19.04.2020 исчез с YouTube-канала QAZAQSTAN. Но отдельные сюжеты остались, и нам удалось их посмотреть.

Программа началась последних новостей о коронавирусе в Казахстане и шумихи вокруг возврата 42 500 тенге. Потом говорили о негативном влиянии пандемии на мировую экономику и перешли на скайп-интервью с политологом Айдосом Сарымом. Он перечислил, какие проблемы обнажил вирус в Казахстане. Оценил стратегические решения властей как правильные. Но, по его словам, само выполнение указаний властей выявило неподготовленность некоторых структур.

Главный санитарный врач Алматы Айзат Молдагасимова покинула свой пост. Алматинские врачи собираются с ней судиться. Эту новость в конце сопроводили видео, на котором ребёнок вместе с отцом пришёл в больницу, чтобы поздравить маму с днём рождения, и принёс торт. Мама работает врачом и домой возвращаться не может. Муж и сын говорили с ней через небольшое окошко. Трогательный момент, который наглядно показал, как тяжело сейчас приходится нашим медикам.

Эксклюзивным сюжетом в программе Apta стал материал об увеличении на 70 % продаж алкоголя. По крайней мере, такие данные привели руководители двух столичных супермаркетов. Герой сюжета — Кайрат — во время карантина стал больше выпивать. Есть комментарии продавцов, психолога, нарколога, полицейских, врачей. Рассказали (с комментариями от ВОЗ) о ситуации в странах Европы (там тоже стали много пить) и о запрете продажи алкоголя в некоторых странах.

Ещё один интересный сюжет программы — на тему киберспорта. Во время пандемии почти все состязания онлайн отменили, а киберспорт, наоборот, стал развиваться. Так что ставки стали делать именно на такие соревнования. Сюжет получился полным, внятным, с хорошими героями-геймерами, есть представитель Федерации киберспорта (он рассказал о его видах), экономист (говорил о положительном влиянии киберспорта на экономику), люди, которые делают ставки (не особо прибыльно, но есть чем заняться), психологов (надо думать и о здоровье, соблюдать режим). Но с цифрами в материале что-то странное. В сюжете корреспондент говорит, что оборот доходов от киберспорта в прошлом году превысил 1 млрд долларов, сейчас ежедневный объём в турнирах в мире доходит до 540 тысяч долларов. А ожидается, что в 2021 году прибыль от этой индустрии достигнет 180 млрд долларов. То есть что — за два года увеличится в 180 раз? К тому же, в сюжете не сказали, откуда взялись эти цифры.

Странным показалось и онлайн-интервью, которое авторы Apta взяли у эмигранта из Казахстана Медета Кенжебаева, который сейчас живёт в США. Он опубликовал видео с критикой «ленивых казахских парней» (это видео не показали). Так вот, в интервью, например, он сказал, что люди, которые просят помощи у правительства, — ленивые; мол, в США многодетные не митингуют. Далее: в Америке девушки работают на стройках, а в Казахстане здоровые парни на площади поджигают себя, облившись бензином. Даже если такое и было в нашей стране, может, стоило бы уточнить — где и когда? Ничего не понятно. Хотя, в общем, понятен посыл: в США лучше, чем в Казахстане. Но потом корреспондент задаёт вопрос про зарплаты — мол, в Казахстане есть семьи, которые живут на 100 тысяч тенге в месяц, и им не хватает, а как в Америке? Медет рассказывает: в Казахстане у тех, которые получают 100 тысяч тенге, в конце месяца остаётся 10-15 тысяч (откуда он знает?), а в США, даже если ты получаешь пять тысяч долларов, к концу месяца не остаётся почти ничего. Выходит, всё-таки в Казахстане лучше, чем в США? Но даже не это главное. Странно, что Apta беседует об экономике двух стран, таких разных по своему экономическому развитию(!), да ещё и с… установщиком антенн.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь