Коронавирус официально: что о COVID-19 говорят госканалы в Таджикистане

0
148

Для подавляющего большинства населения Таджикистана телевидение — основной источник информации. Из-за пандемии COVID-19, которая, похоже, накрывает республику со всей силой, спрос на локальную информацию среди телеаудитории растёт ещё больше. Однако, если верить картинке, которую прямо сейчас передают таджикские госканалы, всю страну должны спасти люди в защитных костюмах, с утра до ночи поливающие улицу дезрастворами.

О том, что ещё показывают таджикские госканалы во время пандемии, — в материале «Нового репортёра».

После того, как ровно неделю назад, 30 апреля, в Таджикистане официально подтвердили наличие COVID-19, у государственных телеканалов не осталось выбора: о коронавирусе пришлось говорить и им. Конечно, признаки его наличия на госканалах были и до прошлой пятницы. Например, они рассказывали, как коронавирус распространялся в Китае, затем в Италии, США, показывали переполненные клиники, ретранслировали в эфире комментарии зарубежных врачей, но ни о какой связи между Таджикистаном и пандемией сказано не было.

Чуть ближе к часу Х на каналах появилась социальная реклама о мерах профилактики распространения COVID-19. В эфире «Точикистона» красивые молодые девушки в атласных платьях, с ярким макияжем и высокими причёсками показывали, что нажимать пальцем на кнопку лифта нельзя, а если согнуть его и дотронуться до кнопки фалангой, то можно. Целоваться при приветствии нельзя, а ходить без маски и перчаток, но здороваться, прикладывая руку к сердцу, находясь на расстоянии, — разрешается.

АП

После того как с «высокой трибуны» таджикистанцам сказали, что коронавирус в стране есть, информация о нём появилась и в итоговых новостях телеканала «Точикистон». Например, вечером 2 мая в выпуске «Ахбора» первым делом ведущий сообщил, что количество подтверждённых случаев COVID-19 увеличилось в стране до 76, вечером 3 мая — до 128. Эти новости действительно были новостями, и в кои-то веки независимые СМИ стали передавать их со ссылкой на главный телеканал страны.

Информацию ведущий передавал без картинки и дополнительных объяснений — только конкретные цифры; впрочем, тема коронавируса всё-таки продолжилась. Авторы сюжетов «Ахбора» показали огромные стеллажи на складах, которые под завязку заполнены коробками с медикаментами, анстисептиками и средствами защиты, закупленными на деньги из фонда президента. Потом показали людей в защитных костюмах, которые поливают автодороги в Душанбе или Хороге дезинфицирующими средствами, и представителей правящей Народно-демократической партии, которые толпой ходят по частному сектору в городах республики и раздают жителями брошюры с информацией о профилактике вируса и многоразовые маски. Всю остальную часть итоговых новостных выпусков «Точикистон» посвятил сельскому хозяйству, в их сюжетах довольные фермеры — разумеется, без масок и перчаток, — трудились на полях, показывали свои угодья, прогнозировали суперурожай-2020 и особенно нажимали на картошку, цены на которую резко подскочили в конце апреля. Естественно, о ценах в сюжетах не говорилось, только о том, как её много будет в этом году.

По такому же сценарию проходили почти все информационные передачи на канале «Точикистон» в течение последней недели. Полные склады, добрые волонтёры, женщины, шьющие защитные маски, и очень много дезинфекции. Последняя тема государственным журналистам, видимо, особенно понравилась. Можно включить любой госканал в прайм-тайм и с большой вероятностью попасть на неё. И картинка почти всегда одинаковая: вот пожарные машины медленно едут по пустым автодорогам городов и посёлков и поливают их защитными средствами; вот по тротуарам в ногу идут люди в защитных костюмах с аппаратами за спиной и опрыскивают всё вокруг гипохлоритом кальция или окуривают дымом. Какая польза от такой масштабной «уборки» — авторы толком не объясняют, но выглядит всё это действительно эффектно.

Чистые больницы, спокойные врачи

К середине рабочей недели на телеканале «Точикистон» всё-таки появились врачи. В белоснежных халатах, на фоне вылизанных палат с пустыми, новенькими кроватями, заправленными свежим постельным бельём, медики рассказывали журналистам, как у них всего достаточно и как они ко всему готовы. К этому моменту независимые медиа и в текстах, и видео уже передавали информацию, что врачи из больниц бегут, средств индивидуальной защиты им не хватает, а очки они используют плавательные — какие нашли.

Кстати, несмотря на то, что в стране переполнены больницы, и даже по официальным данным количество подтверждённых случаев COVID-19 и смертей из-за него стремительно растёт, власти республики, похоже, не собираются объявлять ЧП по примеру соседних республик. Об этом можно судить хотя бы по государственным каналам: здесь не говорят о пользе самоизоляции или карантине. Как не говорят и о других важных вещах — например, о том, куда обращаться, если появились симптомы COVID-19, и надо ли обращаться; как защитить своих престарелых родителей, которые находятся в группе риска и по таджикской традиции живут в домах с многочисленными детьми и внуками.

АП

Не говорят на госканалах и об экономических последствиях пандемии — например, о положении трудовых мигрантов, которые в большинстве своём остались без работы, а значит, и без средств к существованию; о сложном положении малого и среднего бизнеса, который стремительно теряет доходы во всём мире, в том числе и в Таджикистане. В принципе, такой тематики нет на таджикском телевидении и в более спокойное время. Тем более реальность исчезла из их эфиров сейчас, когда эпидемия распространилась в республике настолько, что скрывать её просто нет никакой возможности.

Первые попытки хоть что-то объяснить своей аудитории предприняло телевидение «Джахоннамо». Ещё в прошлые выходные они стали приглашать к себе в студию экспертов — например, руководителя республиканского центра здорового образа жизни Сураё Анварову, которая рассказывала о мерах профилактики и симптомах заболевания.

В начале недели в эфире этого канала появилось большое интервью с руководителем Международного института здоровья и обследования США в Нью-Йорке, доктором Арашем Алаи, выходцем из Ирана. Беседу с ним журналисты провели по скайпу, в ней доктор подробно и доступно объяснял, что собой представляет COVID-19, как от него защититься и как проходит пандемия. Интервью длится больше часа, и теперь его по несколько раз в день показывают все государственные телеканалы, в том числе и детский «Бахористон».

Пускать в свои эфиры одинаковые передачи и новостные сюжеты для государственных телеканалов Таджикистана — обычное дело. Так что, кроме интервью с вирусологом, в эфире всех госканалов шли одинаковые новостные сюжеты. И, кстати, президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который обычно занимает 95 процентов всех выпусков на государственных каналах, на этой неделе почти нигде не было. Герои сюжетов по-прежнему начинали свои речи с благодарности президенту. Но самого главу государства показали только во время совещания, которое прошло сразу после признания наличия коронавируса, и сообщили о Рахмоне после его переговоров с президентами Узбекистана и Азербайджана. Таджикские оппозиционеры, которые живут за рубежом, стали распространять в соцсетях слухи, что президент уехал из республики. Скоро их опроверг его советник Абдуджаббор Рахмонзода, он сказал об этом в интервью государственному информационному агентству «Ховар».

Накануне Дня Победы, 8 мая, с утра президент Таджикистана выступил на всех государственных телеканалах с обращением, поздравил ветеранов и пообещал, что с коронавирусом республика обязательно справится. «Нам удавалось держать ситуацию под контролем в течение четырёх месяцев, но в конце апреля были зафиксированы первые случаи заражения наших граждан, и на сегодняшний день сотни жителей нашей страны им заражены», — сказал президент.

Между информационными сюжетами всё государственное телевидение страны оставалось верным себе: «Сафина» и «Точикистон» целыми днями крутили концерты, в их эфирах на фоне горных пейзажей молодёжь читала стихи таджикско-персидских классиков. На «Джахоннамо» шли юморески, розыгрыши при скрытых камерах и даже куски картин Чарли Чаплина. Все фильмы, которые попали в эфир таджикских каналов на этой неделе, оказались комедиями: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу», «Фантомас разбушевался».

Соцсети НДПТ

Наверное, таким образом каналы пытались поддержать растерянное население, которое не без помощи государственных СМИ до последнего свято верило, что пандемия действительно может обойти Таджикистан стороной. И после того как в республике признали наличие вируса, люди впали не в панику, как все опасались, а в глубокое уныние. Это настроение заполнило всю страну, и на первый взгляд могло бы показаться, что оно вызвано обидой граждан на своё государство. Однако каждый вечер в спальных микрорайонах Душанбе эхом разносится знакомая музыкальная заставка «Ахбора» на канале «Точикистон». Люди продолжают припадать к экранам телевизоров и слушать всё, что там говорят. И новостные сюжеты про дезинфекторов, похожих на охотников за привидениями, или склады, битком забитые медикаментами, отвлекают их от реальности получше Фантомаса. Во всяком случае, какая-то часть этой аудитории продолжает вступать в жаркие споры со всеми, кто ставит под сомнение официальную информацию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь