ДТП с полицейскими, закон о митингах и выход из карантина. Мониторинг итоговых ТВ-программ 25-31 мая

0
72

Зачастую надо смотреть не только на то, о чём каналы рассказывают. Но и на то, о чём они умалчивают. К примеру, на этой неделе только две из итоговых программ нашего мониторинга — «Большие новости» и «Аналитика» — рассказали в подробностях о том, как в Алматы один пьяный полицейский на машине убил двух своих коллег и покалечил ещё одного. А вот «7 кун» и Apta это происшествие проигнорировали.

Зато «Хабар» посвятил целых шесть минут теме поправок в закон о митингах. Вот только этот сюжет привёл в замешательство и породил гору вопросов без ответов.

Из других тем этой недели — постепенный выход из карантина, страдания маленьких воспитанников интерната в Павлодаре, женщины и молодёжь в парламенте, тюлени на Каспии и новые антитабачные правила.

В нашем мониторинге — итоговые программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Выпуск начался с короткого информационного сообщения о крушении АН-2 в ВКО.

Первая большая тема — ДТП в Алматы, когда один (возможно, или бывший) сотрудник полиции, сев пьяным за руль, протаранил машину с двумя другими полицейскими. Корреспонденты постарались разобраться в этой паутине лжи и недомолвок — сначала говорили, что виновник аварии не полицейский, потом — что бывший полицейский, но соседи и отец говорят, что не бывший, а погибших президент представил к награде «за отвагу и самоотверженность». При этом ведущий уже делает выводы: мол, дело «о рядовом ДТП» расследуют по более тяжкой статье. Было ли это ДТП «рядовым» — вероятно, решать не журналистам. С балансом в материале тоже проблемы: от полицейских ситуацию комментировала сухо только пресс-секретарь Салтанат Азирбек (это ещё когда она заявила — мол, сотрудник наш БЫВШИЙ), при этом в тексте материала на стражей порядка обвинения сыпались как из рога изобилия. Ни на одно из них они не ответили. Понятно, что, возможно, и не захотели ответить, но это никак не обозначено. То есть непонятно даже осталось — признали в итоге стражи порядка, что подозреваемый был действующим полицейским или нет? А если нет, почему тогда наказали его начальников?

Следующий сюжет — о пробках на блокпостах на подъездах к городам (кстати, согласно последним словарным нормам, правильно говорить на блокпостАх, а не блокпОстах). Корреспондент решила узнать, правда ли, что на границах Алматы машины застревают уже в пять утра? Оказалось, нет, в шесть ещё было свободно, пробки начинаются примерно в семь. Ирина Криштоп также выясняла, сколько надо времени, чтобы преодолеть пробки и пересечь границу города. Спойлер: 1 час 22 минуты. Если вы на машине с логотипом КТК, конечно.

Согласно поправкам в конституционный закон «О выборах», в партийных списках женщин и молодёжи теперь будет не менее 30 %. Сюжет смотрится легко, он сбалансирован, риторики, унижающей кого-то по половому признаку, в нём нет. А что до темы — невозможно же делать вид, что в казахстанской власти существует гендерное равенство. Есть, правда, лёгкий налёт эйджизма (эйджизм — дискриминация по возрастному признаку, прим. авт.): нам показали депутата Косарева, которому уже за 80, и вот поэтому якобы он спит на заседаниях Мажилиса.

Выпуск завершается сюжетом актауского корреспондента Станиславы Хапиной про то, как на Каспии от браконьеров спасали тюленей и рыбу. Он явно сделан с подачи чиновников, а в нём хотелось бы видеть поменьше голов, говорящих на канцелярите, и побольше тюленей и рыбы. А также людей, которые эту живность реально спасают, а не составляют про неё отчёты.

«7 кун», «Хабар»

«Я зажёг эту свечу и оставлю её здесь до самого конца эфира в память о тех, кто много лет назад мог и очень хотел сделать так, чтобы жизнь сегодняшних поколений была лучше. (…) Вот уже больше 20 лет 31 мая мы вспоминаем их имена. Имена, которые были несправедливо оболганы, втоптаны сапогами палачей-надзирателей в казарменную грязь лагерей». Так начинается очередной выпуск программы «7 кун» на телеканале «Хабар». 31 мая — День памяти жертв политических репрессий. Конечно, зрителям сообщили самое главное — эту дату учредил первый президент, а с обращением в этом году выступил второй.

Тема продолжается в отдельном сюжете. Зрителям дали бэкграунд, что было неожиданно и хорошо, рассказали об указах, показали экспертов, которые раскрыли тему, взяли интервью у людей, которые были в Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Сюжет про визит Касым-Жомарта Токаева в крестьянские хозяйства. Фермеры отчитываются перед президентом: благодаря госсубсидиям всё растет и развивается. Используются элитные семена, которые разработаны нашими учёными. В общем, нам опять рассказали, что в нашем сельском хозяйстве всё хорошо.

Сюжет об очередной встрече Национального совета общественного доверия. На этот раз обсуждали проблемы образования — необходимо повышать престиж профессии, увеличивать зарплаты, лучше готовить педагогов и т. д. Без конкретики.

«Либеральный и прогрессивный» — так «Хабар» начинает сюжет про новый закон о митингах. Директор Экспертного института европейского права и прав человека Марат Башимов участвовал в разработке концепции и считает, что новый закон — беспрецедентный: проведение митингов носит уведомительный характер во многих странах, но только в Казахстане уведомлять нужно всего за пять дней (в других странах якобы за 10, 12, 15 и т. д.). Хотя даже беглая проверка в поисковиках показывает, как легко журналисты могли бы уличить этого спикера во лжи: к примеру, в Зимбабве можно уведомлять за четыре дня, в Италии и Франции — за три, в Германии — за два, в Таиланде — за сутки. Но спикер Марат Башимов выбрал для сравнения Россию, Узбекистан, США (где у каждого штата вообще-то свои сроки) и Кыргызстан (в котором сроки на самом деле два дня, а не 12, как сказал «эксперт»). Таким образом, слова спикера — это ложь, которую журналисты даже не удосужились проверить (да, он говорил не о перечисленных в этом тексте странах конкретно, но значение слова «беспрецедентный» знают все). Беспрецедентными эти пять дней не являются точно, а то, что слово «беспрецедентный» произнёс именно корреспондент, а не спикер, — чистой воды манипуляция уже не от спикера, а от редакции.

Очень большие проблемы у сюжета с балансом — собственно, кроме оды новому закону, в материале нет ничего. Да и «эксперт» только один. И к нему тоже есть вопросы: если зайти на страницу того самого Экспертного института европейского права и прав человека, совершенно непонятно, что это за институт, на чьи деньги существует и откуда он взялся. В разделе «О компании» перечислены лишь «цели и задачи института» и регалии самого Марата Башимова. Даже в названии разделов на сайте — орфографические ошибки. Адрес — жилой дом в Нур-Султане. Нет формы собственности этого учреждения, нет его в соцсетях. И, тем не менее, его глава — главный спикер целого сюжета на государственном телеканале! Более того: он на этом канале, оказывается, частый гость.

В следующем сюжете корреспондент разбирается с социальными выплатами: в редакцию программы поступило много жалоб от зрителей. В материале истории людей, оставшихся без заработка во время карантина. Люди рассчитывали на 42 500, но государство им отказало. Дали слово и работодателям — с точки зрения закона они чисты, ведь их сотрудники написали заявление об отпуске без содержания. Высказалось и профильное министерство — если отказало государство, должен помочь работодатель, и рассказали, почему могла сложиться ситуация, когда никто не выплатил деньги.

Заключительный сюжет связан с предыдущим — теперь речь о помощи предпринимателям, которую оказывает фонд «Даму». Истории предпринимателей, которые удержались на плаву и даже нарастили обороты. В общем, как у фермеров: у некоторых всё хорошо.

Выпуск завершился минутой молчания на фоне горящей свечи.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Выпуск начинается с авторской рубрики шеф-редактора программы Олега Журкевича «Не до шуток». Она посвящена ДТП, в котором погибли двое полицейских, но рассказ не столько о подробностях трагедии, сколько о лжи вокруг личности виновника аварии. Его лицо заблюрили, но называют имя и фамилию. Автор подробно восстанавливает хронологию события, кто и когда говорил, что виновник работает или не работает в полиции, разбирает сообщение МВД. Весь материал сопровождается медленным движением камеры к лицу автора материала, который на чёрном фоне рассказывает, что отмыть репутацию сложнее, чем её замарать.

Больше 10 минут в программе посвятили материалу о поправках в законы о политических партиях и выборах и закону о мирных собраниях. Понятно, что журналист Светлана Пенькова пыталась сделать материал максимально неформальным, включив в него сразу несколько героев — молодых депутатов, лидера политической партии, политолога, который хочет свою партию создать, — и разбавляя текст замечаниями «блогеры с миллионными подписчиками могут создать несколько партий». Но из этого набора интервью, в которых спикеры иногда сами себе противоречат, сложно понять суть самих поправок. Наиболее подробной получилась часть, где автор рассказывает о законе о мирных собраниях. «Первый канал Евразия» сделал запросы в местные акиматы, и оказалось, что места для митингов ещё не определены, хотя закон начнёт действовать уже на этой неделе.

В режиме дайджеста рассказали об онлайн-заседании Национального совета общественного доверия и поручениях президента по реформам в сферах образования и здравоохранения и последних звонках в школах — они тоже прошли онлайн.

Тема коронавируса в этом выпуске оказалась почти в конце, рассказали одновременно и о ситуации в мире, и о том, как Казахстан будет выходить из кризиса.

Завершил программу материал о новых антитабачных правилах, которые предусмотрены в Кодексе здоровья Казахстана. Запретов на курение станет больше, они коснутся в том числе и электронных сигарет, и кальянов в барах. Хотя автор говорил о существующем табачном лобби, никому из производителей высказаться в материале не дали.

https://youtu.be/HKX5tcLay9s

Apta, QAZAQSTAN

Apta, как и «7 кун», началась с Дня памяти жертв политических репрессий и обращения по этому случаю Касым-Жомарта Токаева. Историки, общественные деятели, которым дали высказаться на эту тему, говорили в том числе и про то, как хорош президент, поднимающий такую тему.

27 мая прошло третье заседание НСОД с участием Токаева. После сообщения и синхрона Токаева следовало интервью с министром образования и науки Асхатом Аймагамбетовым. Поговорить с ним удалось всего шесть минут, зато содержательно, ведущая проанонсировала вторую часть беседы на следующей неделе.

Далее — материал про жуткие новости из павлодарского психоневрологического центра, где содержались дети с инвалидностью. Возбуждено уголовное дело в отношении 18 сотрудников этого интерната, где воспитанников избивали и привязывали к кроватям. Показали кадры с камер видеонаблюдения, но лица детей не заблюрили.

Обстоятельный материал был про снятие блокпостов, о мерах карантина, о людях, нарушавших правила карантина в Алматы и Нур-Султане. Хвалили работу полицейских (о ДТП в Алматы не сказали ни слова).

Границы закрыты, товары возить трудно, наблюдается дефицит одежды. Во всяком случае, бюджетной. Страдают и продавцы, и покупатели. А отечественная лёгкая промышленность не развита. Хороший сюжет, в котором слово дали всем — и покупателям, и продавцам, и экспертам, и сотрудникам департамента внешней торговли. Правда, почему у нас до сих пор всё так плохо с лёгкой промышленностью, сотрудники профильного министерства не объяснили.

Российские учёные делают искусственное мясо. Сюжет из Москвы начался с интересного стендапа-эксперимента: корреспондент держит в руках две ёмкости — с натуральной говядиной и её «альтернативой». Журналистка просила прохожих попробовать и понять, где какое мясо. Не все смогли. Мы было подумали, что реклама, — но нет, никаких брендов, просто познавательный материал про прорывы в российской науке.

В Или-Балхашском резервате планируют размножать тигров, которые обитали здесь в XX веке, а потом люди их уничтожили. Это был туранский тигр. Пока только увеличивают популяцию корма: бухарского оленя и кабана. В 2024 году сюда завезут тигра амурского, его пока ещё под корень не извели. Он генетически очень близок к туранскому. Сюжет красивый, интересные воспоминания местных стариков.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь