Ролик о мини-юбке и первый год Токаева. Мониторинг итоговых ТВ-программ 8-14 июня

0
137

Главная новость недели — коронавирусная: в регионах ужесточают карантин, а смертность от COVID-19 в Казахстане резко выросла.

На этой неделе исполнился ровно год, как второй президент Касым-Жомарт Токаев принял полномочия после выборов. Про это вспомнили три программы из четырёх («Большие новости» тему проигнорировали, зато на КТК вышел сюжет про скандальный ролик о девушке в мини-юбке и таксисте, который решил, что раз она в мини, ему всё позволено.

«Аналитика» сняла сюжет об издевательствах над животными (у «БН» он был неделю назад), а «7 кун» — о том, где отдохнуть в Казахстане (у «БН» он тоже был неделю назад). Apta рассмотрела проблему подросткового буллинга.

«Большие новости», КТК

Выпуск начался со сводки — в каких регионах и почему ужесточают карантин. Также в Казахстане растёт число смертей от коронавируса, санэпидемиологи невнятно объясняют, с чем это связано.

На этой неделе в Казахстане избили и пытались убить сразу трёх женщин. Два случая произошли в Алматы. Один — в Шымкенте. И в Шымкенте же молодой режиссёр снял социальный ролик про девушку в мини-юбке, которую таксист из-за этого принял за проститутку. Многие пользователи Сети сочли видео оскорбительным для женщин. К тому же оказалось, что снято оно было по заказу акимата и стоило шесть миллионов тенге! В подводке к спецрепортажу на эту тему ведущий Алексей Рыблов объяснил: авторы ролика и их защитники с журналистами говорить не захотели. В акимате и вовсе от этой «пропаганды насилия» (так выражаются общественники) открестились: мол, да, тендер объявляли, но ничего не утверждали и ни за что не платили. В итоге защитник «традиционных норм и женской скромности» — писатель Болат Бопай — таки нашёлся, сюжет нельзя назвать несбалансированным. А вот этические нормы соблюдены не полностью, хотя видно, что авторы старались. В сюжете упомянули книгу Каракат Абден «Ты — казашка. Гордись!», в которой она советует девушкам не носить мини-юбки, хранить девственность до свадьбы, не перечить мужчинам и освоить рукоделие. «Книга вызвала критику у многих казахстанок, ведь далеко не все они соответствуют идеалу, что пропагандирует Каракат Абден», — говорит журналистка. То есть она считает, что книгу критикуют только потому, что критики не соответствуют каким-то там средневековым «идеалам»? А не потому, что она сексистская?

https://www.youtube.com/watch?v=A1TUEzPIDnc

Материал про то, как казахстанцы после карантина вынуждены экономить на продуктах — это череда историй: кто и от чего сейчас отказывается из-за того, что выросли цены. При этом поесть в кредит наши граждане умудряются даже в ресторанах. Истории во многом похожие, но и разные, каждая заслуживает внимания и хорошо снята.

https://www.youtube.com/watch?v=w4DDYZlk82w

Под Алматы уже несколько суток горит мусорный полигон — этому посвящён следующий сюжет «Больших новостей». В нём есть пара ярких портретов жителей, страдающих от дыма, в остальном сюжет чисто информационный, без аналитики и прогнозов: всё тлеет, дышать нечем, тушат, когда потушат — не знаем. Ответ на вопрос, заданный в анонсовой плашке — «Когда закроют мусорные полигоны?», не прозвучал.

«7 кун», «Хабар»

Программа продолжает выходить «в карантинном режиме» — несмотря на предположения, высказанные в предыдущем выпуске, ведущий Александр Трухачёв по-прежнему вещает из дома.

Главная тема выпуска — заражение министра здравоохранения Елжана Биртанова коронавирусом. Затем нам коротко рассказали о том, как пандемия влияет на Казахстан и на мир: кинотеатры открывать пока не будут, но, может, возобновят международное авиасообщение. В Европе «Люфтганза» сокращает персонал и флот, а в Америке 43 миллиона людей обратились за соцпомощью к правительству, так как оказались без работы: «Для тех, кто любит поязвить на тему того, о чём мы тут в эфире говорим, особо подчеркну, что я сейчас совсем не о том, как «у них» там на Западе всё плохо, а у нас хорошо. Я о том, что всем от пандемии достаётся ощутимо. И 43 миллиона безработных на 328-миллионное население — это тоже немало», — говорит ведущий.

Первый сюжет рассказывает об ужесточении карантина в некоторых регионах Казахстана. Комментируют главные санитарные врачи, акимы, доктора. Причин роста числа заражённых несколько: люди и бизнес не соблюдают защитные меры, проводят больше тестов. Кстати, о тестах. Мобильные центры забора анализов оказались не такими уж эффективными: они работают всего четыре часа в сутки и не экономят время людей, ведь пациенты вынуждены ждать в километровых очередях. Комментарии из очереди прилагались.

Сюжет про год Токаева у власти начинается с краткого опроса людей на улицах: знаете ли вы, кто такой Касым-Жомарт Токаев? Люди уверенно отвечают — президент. Непонятно, для чего был этот опрос. В каком же информационном вакууме нужно жить (тем более в городе), чтобы не знать, кто руководит страной? Кроме корреспондента, в материале президента восхваляют многочисленные эксперты. В результате в сюжете по пунктам перечислили всё, что Токаев сделал для страны за год. Далее опрос уже более осмысленный: чем запомнился вам президент — закрытием кредитов, соцвыплатами, повышением стипендий. Были ли те, кому Токаев ничем не запомнился, — вопрос, на который мы не узнаем ответа.

Финальный сюжет выпуска посвящён грядущим отпускам и отдыху. Амир Саменбетов проехал по популярным туристическим местам Казахстана и рассказал, как до них добраться, где разместиться, сколько это стоит. Туристы рассказывают о проблемах инфраструктуры — не хватает парковочных мест, много мусора, отсутствуют туалеты.

Ну а ведущий в конце сказал, что будет отдыхать дома, в бассейне, и запустил в него надувного крокодила.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Тема коронавируса в «Аналитике» вновь первая. Число заболевших в Казахстане выросло, о положительном анализе на COVID-19 сообщил министр здравоохранения Елжан Биртанов. В программе напоминают правила безопасности — соблюдать дистанцию, использовать маски и санитайзеры.

По всем законам создания конспирологических теорий выстроен материал, который открывает тайну: что же (или кто же) стоит за протестами казахстанцев против нового Кодекса о здоровье. Вначале ставят под сомнение электронную петицию, которую создали на сайте, где легко зарегистрировать любой аккаунт без подтверждения личности. Потом объясняют, что есть «третьи силы», которые за этим стоят. Дальше выдвигают гипотезу заговора табачных и/или алкогольных компаний, которым не нравятся «уникальные» поправки при продажах сигарет и алкоголя. Фоном проходит тема, как важно делать прививки, и как в Казахстане тщательно проверяют вакцину. «Почему надо верить вакцинщикам, тем, кто выступает против донорства, но не верить в гипотезу, что антитабачное лобби активно включается в этот процесс?» — вопрошает PR-специалист Ляззат Коккозова, компания которой занимается коммуникациями Минздрава. В материале нет комментариев людей, которые выступали с критикой Кодекса о здоровье, нет представителей табачных компаний. Журналист говорит, что казахстанские поправки могут оказать влияние на другие страны, но никак не развивает эту тему. На волне конспирологических заявлений о принудительной вакцинации и чипировании и вместо подробных разъяснений Кодекса выстраивается новая теория заговора — на этот раз не силами неизвестных хакеров, о которых говорят журналисты в начале материала, а самими журналистами.

Полный и подробный сюжет рассказывает о необходимости ужесточения мер за издевательство над животными. Количество шокирующих случаев, которые привлекают внимание благодаря публикациям в соцсетях, растёт, но до суда доходят единицы дел. Депутаты разработали проект нового закона, полиция признаёт проблему. Единственный вопрос, который вызывает материал: почему тему «кто издевается над животными, переходит на людей» комментирует не психолог, а хозяйка приюта для собак.

«Аналитика» вспоминает, каким был первый год президентства Касым-Жомарта Токаева. В материал вошли митинги после выборов и, как следствие, — принятие поправок об уведомительном характере для акций протеста, взрывы боеприпасов в Арысе, наводнение на юге и восстановление домов за счёт государства, беспорядки в Жамбылской области и ужесточение законодательства. Точка в споре по поводу строительства курорта Кок-Жайляу, введение нового формата адресной социальной помощи и обращения Токаева во время ЧП в связи с коронавирусом. Все события связаны постами президента в Twitter, которые журналисты считают ещё одним «показателем слышащего государства».

Этот выпуск программы, как и предыдущий, завершается портретным материалом. 12-летний мальчик из Павлодара делает маникюр, чтобы помочь маме поднять на ноги младшего братишку с инвалидностью, студент на алматинском Арбате танцует зумбу, чтобы заработать деньги и создать хорошее настроение, пенсионер выращивает на крыше в Нур-Султане цветы и рисует закаты. Случайными среди этих хорошо снятых историй кажутся две — художницы и проходящей мимо девушки; мы не видим их жизненного пространства, не знаем деталей их судеб. И это напоминает подход казахстанских телевизионщиков 90-х: если чего-то не хватает в сюжете, иди на алматинский Арбат. Это, как и штампы «не опускать руки, искать и не сдаваться», привносит в материал о личных историях испытаний и побед нотку фальши.

Apta, QAZAQSTAN

Программа началась с новости о заражении министра здравоохранения Казахстана коронавирусом. Далее — о пандемии, ужесточении карантина в регионах и так далее.

Сюжет о «годе Токаева». QAZAQSTAN тоже вспоминал главные события: ЧП в Арысе, крушение самолёта Bek Air, конфликт в Кордае, объявление ЧП в связи с коронавирусной пандемией, наводнение в Мактааральском районе. Говорили также о прощении кредитов, увеличении социальных выплат и стипендий, создании НСОД. Дали слово политологам, советникам, спикеру Сената. Закончился материал стендапом: корреспондент прочитала отрывок из книги Касым-Жомарта Токаева.

По статистике Национального центра общественного здравоохранения, в Казахстане каждый пятый подросток 11-15 лет подвергается буллингу. В сюжете — несколько анонимных историй. Есть синхроны консультантов ЮНИСЕФ, директора школы, эксперта по кибербезопасности. Лица детей заблюрены.

Новость о горящем под Алматы мусорном полигоне Apta использовала как инфоповод для сюжета о том, как в Казахстане собирают и сортируют мусор. Хороший видеоряд, проблема рассмотрена со всех сторон.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь