Телевизионные материалы не возможны без героев. Каким бы ни был информационный повод, личные истории делают тему понятной и близкой аудитории. Медиакритики «Нового репортёра» посмотрели информационные программы главных госканалов республики — «Сафина» и «Точикистон», чтобы понять, кто сейчас главные герои новостей.
Маленькие герои великой страны
Рабочий и колхозница в качестве главных героев новостей — одна из особенностей советского телевидения. Прошло почти 30 лет, как нет страны советов, но на телевидении Таджикистана мало что изменилось. Например, в эфире телеканала «Точикистон» 8 июня в новостной передаче «Ахбор» на русском и таджикском языках показывали зарисовку о районе Кубодиен Хатлонской области. В этом районе сплошные достижения в сельскохозяйственной отрасли: 2,5 тысячи дехканских хозяйств выращивают хлопок, овощи, фрукты. Все фермеры достигли благополучия, зарабатывают на жизнь своим трудом. Главный герой этого сюжета Комилджон Фарабоев — дехканин, у него в теплицах растут лимоны, а ещё он выращивает болгарский перец, зелень и баклажаны. Есть у Комилджона и 40 голов крупного рогатого скота. Он рассказывает о тяжёлом труде фермера, просит таджиков не уезжать на заработки в Россию, ведь они с лёгкостью могут прокормить себя и свои большие семьи в родном районе. «Зачем они уезжают в Россию на заработки?» — недоумевает Комилджон. И мы вместе с ним.
В информационной передаче «Навид» на канале «Сафина» в этот же день журналисты рассказывают о другом районе Хатлонской области — Восейском. Тут простой учитель истории Абдулвахоб Амиров на пришкольном участке посадил сад и огород, которые разрослись до невиданных размеров и дают большие урожаи. Герой сюжета подробно рассказывает о том, как он добился такого результата, как ему помогают школьники и учителя.
В других новостных сюжетах на поля, в сады и огороды приходят чиновники. Особенно часто в окружении дехкан мелькает председатель Согдийской области. Он обходит сельхозугодья, даёт ценные рекомендации, дехкане слушают. Иногда журналисты телеканалов перемещаются на животноводческие фермы или на птицефабрики, и везде их встречает довольный рабочий люд, который благодарит государство за возможность работать на благо Родины, на родной земле.
Учитывая действительно тяжёлый труд дехкан и фермеров, работать в отрасли сельского хозяйства уже само по себе геройство, и такие персонажи на официальных телеканалах страны, которая делает ставку на этот сектор экономики, понятны. Однако все герои на одно лицо, интервью не отличаются друг от друга, никаких информационных поводов для их появления в телесюжетах нет. И, разумеется, если верить телевидению, у героев нет никаких проблем: труд колхозника тяжёлый, но приятный. О том, что республика Таджикистан остаётся в числе последних в индексе «Глобальная продовольственная безопасность» (The Global Food Security Index), который ежегодно составляет британский журнал The Economist, в сюжетах госканалов не говорится ни слова. Например, в этом рейтинге за 2019 год Таджикистан занимает 93 место среди 113 стран мира, расположившись рядом с Лаосом и Нигерией.
Активисты и дезинфекторы
Почти такой же популярностью пользуется у таджикских телевизионщиков и другая категория героев — представители республиканского штаба по профилактике распространения COVID-19. Таджикистан одной из последних стран зарегистрировал на своей территории этот вирус, и теперь телесюжеты на эту тему занимают всё больше и больше времени.
Например, президент Эмомали Рахмон в своих последних выступлениях говорил о строительстве инфекционных больниц в каждом районе, и этому заявлению госканалы уделили большое внимание. Каждый день в новостных передачах на «Точикистоне» и «Сафине» показывают и главных героев борьбы с коронавирусом, а именно представителей Штаба — сотрудников милиции, дезинфекторов и активистов. Зрители не знают их имён, не слышат их голосов, потому что журналисты не берут у них интервью. Они только показывают, как бдительно милиционеры или активисты следят за населением: призывают к ответственности граждан, которые гуляют по городам без масок, раздают эти средства защиты тем, у кого их нет.
Судя по картинке, на госканалах продолжается и дезинфекция страны.
Дезинфекторы с утра и до вечера опрыскивают города и веси Таджикистана, за ними следят телевизионщики. Про героизм врачей, которые провели в больнице по два месяца, мы из эфира госканалов толком ничего не знаем. Лишь в одном из сюжетов «Ахбора» на ТВ «Точикистон» о трудной работе медиков рассказал поэт Мухаммад Гоиб, который десять дней пролежал в больнице с диагнозом COVID-19 и после выписки пообщался с журналистами. Поэт говорил о том, что врачи не знают сна и отдыха, работают круглосуточно, чтобы спасти больных. Но госканалы обычно дают слово лишь представителям Минздрава.
Частым гостем информационных передач стал главный эпидемиолог Таджикистана Навруз Джафаров, который говорит, что количество больных заметно уменьшилось. В передаче «Толори Оинахо» («Зеркальный зал»), героем передачи была старший специалист министерства Хакимахон Ахмедова. Она рассказывала об обязательном ношении масок, о гигиене рук, социальной дистанции. И тоже успокаивала население: болезнь отступает.
Смежной темой стал и разговор с психологом. Он появился на канале «Точикистон» 9 июня, в передаче «Дар мавзуи руз» («На тему дня»). Эксперт Алиахмад Ерахмадов рассказывал ведущему о стрессовом состоянии и панике, которым подвергается человек во время болезни. Казалось бы, тема интересная, своевременная, но тяжёлый таджикский язык психолога с кучей трудновыговариваемых терминов понятен только ему, никак не простым зрителям, особенно в сельской местности.
Кстати, использование сложного таджикского языка в эфирах главных телеканалов страны совсем не редкость. Например, так же сложно изъяснялись на ТВ «Сафина» в передаче «Фарханги муосир» («Современная культура»). Программу ведёт кандидат философских наук Исомиддин Шарифзода, его собеседником 9 июня был эксперт в геологической отрасли Джовид Аминов. Они говорили о деформации структуры Земли, почему это происходит. Интерес к теме у ведущего и гостя был неподдельным, но что делать зрителям, которые не понимают сложный язык беседы, и которым сегодня явно не до деформации и коррозии. И которые, кстати, не понимают, почему появился геолог в передаче о современной культуре.
Деятели искусства
На третьем месте по популярности в качестве героев в информационных программах — музыканты и поэты. Практически каждый выпуск новостей заканчивается материалом на тему культуры. Герои таких сюжетов, видимо, замечательные люди, но журналисты рассказывают о них так, что ничего из увиденного не остаётся в памяти, ничего не заставляет зрителя рассказать об этом герое тем, кто передачу не успел посмотреть. Сюжеты однообразны, как будто срисованы под кальку, только лица меняются.
То же самое происходит и с другими героями: музыканты, дехкане, активисты — все говорят об одном и том же, в них нет характеров, конфликтов и сложности. Работают на благо родины, никаких проблем у них нет. А если и были трудности, так только в далёком прошлом, из них герой с легкостью вышел победителем и продолжил работать на благо Родины.
Несколько лет назад президент страны Эмомали Рахмон сам выступал в роли медиакритика государственных телеканалов. Тогда он говорил: «Посмотрев некоторые хвалебные телепередачи, порой удивляешься: ну неужели в работе государственных структур вообще нет ошибок и промахов?» С тех пор на телеканалах ничего не изменилось: правительство работает, как часы, никто не знает проблем и трудностей, и кажется, что никто из героев сюжетов не живёт в реальной стране.
Пока на экранах телевизоров ходили активисты с бесплатными масками или дезинфекторы, по всему Таджикистану с самого начала эпидемии COVID-19 жители проявили свою гражданскую активность. Люди самых разных профессий организовывали помощь медикам, бизнесмены в своих закрытых на карантин кафе и ресторанах готовили для них бесплатные обеды. На средства благотворителей — простых людей и тех же бизнесменов — активисты поддержали людей с инвалидностью, пожилых или матерей-одиночек. Ни одному из этих живых героев места на главных государственных телеканалах не нашлось.