Life is food с Еленой Кукеле: как в телеке, но для YouTube

0
34

Когда Елена Кукеле, ведущая YouTube-канала Life is food за сотни километров от родного Алматы доит верблюдицу и готовит какую-нибудь выловленную в местном водоёме форель, ты сразу понимаешь, что именно пытаются продать тебе авторы: природные красоты Казахстана и восторги от них горожанки, невесть как очутившейся на этих богом забытых просторах. Да, о закоулках страны и раньше рассказывалось немало, но далеко не всегда внятно, и я не вижу причин отказаться от попыток делать это снова и снова. Но, забегая вперёд: к каналу Life is food, который, как уже ясно из моего анонса,— о презентации живописных уголков страны широкой публике, у меня возникает очень много вопросов. Перечислю их вперемешку с описанием сильных сторон — они, конечно, тоже есть.

Отсутствие драматургии

Да, при желании любой большого хронометража видеоролик о похождениях в краю далёком можно разбить на завершённые по смыслу эпизоды с локальной драматургической линией в каждом. Следуя вспышкам памяти: вот ведущая у прилавка с соленьями-вареньями интересуется струёй бобра, а продавщица-травница её окуривает, изгоняя бесов; вот Елена катается на снегоходе, добираясь до ледника Туюксу, а вот эпизод из «байкальской серии», где Елена Кукеле подыгрывает бурятскому певцу-горловику на народном инструменте. Но каждый из этих ярких эпизодов представляет собой лишь мозаичный фрагмент, который не подчиняется общему замыслу всего выпуска. Иногда кажется: Кукеле добирается до дальних населённых пунктов (а иногда это просто чабанские стойбища вдали от больших дорог), и там ведущая занимается, чем придётся.

Возможно, это происки съёмочной группы, которая выдумывает «челленджи» и пытается сделать шоу уже на месте. Например, ничто не предвещало, что поездка на озеро Тузколь каким-то образом обернётся имитацией чабанского быта с переноской на руках ягнят в загоны, дойкой коровы и изготовлением сметаны на ручном сепараторе, а пострелушки из ружья в выпуске про город Текели показался каким-то чужеродным вкраплением, непонятно с какой целью созданным и какую мысль выпуска развивающим.

Непонятная мотивация

Да, авторы будто занимаются строительством без архитектурного плана. Хуже, что зрителю даже не объясняют мотивацию ведущей. Желание создателей разнообразить выпуск совершенно понятно, однако зрителя швыряют из одних эпизодов (например, рассказ об озере, застревание экспедиционной машины в грязи) в другие (чабанское хозяйство с милыми телятами, где уже вовсю хозяйничает Кукеле) стремительно и без каких-либо объяснений. Такой же резкий переход получился в выпуске про Туркестан, где ведущая, гуляющая по местным святыням, вдруг оказывается в гончарной мастерской с желанием сделать своими руками кувшин. Но зачем нам показывают этот урок лепки, авторы снова утаивают.

«Ребята, знаете, что мы будем сейчас делать? Мы будем пытаться лепить горшок из глины, поэтому мы пришли к мастеру, попросили научить меня всё это делать», — говорит в кадре Елена Кукеле. Но совершенно непонятно, как связан этот эпизод с остальной частью выпуска — может быть, это урок по какой-то древней местной гончарной технологии? Чем эта мастерская отличается от любой другой в Алматы, Атырау или Павлодаре? Ответа, конечно, нет. Шоу маст гоу он, и всё тут.

С такой же загадкой в одном из выпусков ведущая Кукеле вдруг принимается примерять украшения казахской невесты. Пространство и действие сменяются пред глазами зрителя, как по щелчку пальцев, но никаких указательных знаков ему не дают — для проекта, явно созданного телевизионными профессионалами, потребительский сервис оставляет желать лучшего.

В этой калейдоскопической режиссёрской манере я вижу отголосок клипового мышления, когда драматургия полностью подчинена сиюминутному видеоряду. Принцип годится для музыкальных клипов, однако выглядит странно в программе, созданной по консервативным телевизионным лекалам. И здесь я вижу вторую проблему.

Режиссёр визуалист, а не драматург

Видеоряд в Life is food вообще первичен. Бывает, что и отдельные эпизоды создаются по инерции от какого-то внешнего впечатления, а не от содержания. Например, в одном из выпусков съёмочная группа отправляется на экскурсию по горной местности. Нам объясняют, что здесь когда-то добывали золото. Группа с проводником добирается до старой шахты. Ведущая вдруг начинает разбивать камни маленькой киркой, однако смысл этого действия остаётся совершенно непонятным. Пыталась ли она добыть золотую руду, каковы итоги этой попытки — в отсутствие объяснений манипуляции с инструментом кажутся (и, скорее всего, являются) лишь игрой на камеру, но есть ли в этой игре смысл? Действие ради действия отдаёт судорожной попыткой заполнить выпуск хоть чем-то.

Вообще, по моим наблюдениям, таким явным акцентом на визуальное наполнение в ущерб содержанию грешат режиссёры, вышедшие из операторской среды. С технической точки зрения снято, может быть, и неплохо: съёмочная группа вовсю использует спасительный квадрокоптер, и это один из примеров уместного его применения. А в целом картинка сделана на том адекватном уровне, что не привлекает внимание какими-либо явными недочётами. Более того, некоторые видеопланы отличаются чуть ли не кинематографическим качеством. Но одной лишь красотой сыт не будешь, и операторское мастерство не отменяет фундаментальных проблем, которые я описываю. Кроме того, я бы назвал спорным монтаж — видеоинженер злоупотребляет склейками одноразмерных планов и чередованием кадров, снятых с близких точек съёмки, — но, признаться, это всё вкусовщина.

Отсутствие внятных второстепенных героев

Выпуски Life is food предваряются красивой заставкой, в которой содержится краткое описание проекта через некие ключевые слова. «Эмоции. Путешествия. Люди. Природа. Кулинария. Стиль. Мир. Вкус. Дороги. Приключения. Вдохновение. Друзья. Жизнь. Энергия», — обещает заставка.

И если этот список обещает нам людей, то в самой программе их маловато. Я бы даже определил проблему точнее: выпуск от выпуска отличается по количеству и качеству второстепенных героев так явно, что это остаётся моей постоянной «заметкой на полях». Сгущение проекта вокруг ведущей и идея эгоцентризма, заложенная в концепцию, сама по себе понятна — любой внятный блог о путешествиях — это, в первую очередь, история о личности в разных обстоятельствах и под влиянием специфических местных, отличающихся от привычных, условий.

Но тут значимость других людей, встретившихся на пути виновницы торжества, скачет от совершенно проходных, безымянных фигур (как было во множестве случаев) до «героя выпуска» (как случилось с гляциологом на Туюксу, который тот выпуск, что называется, «сделал»). Фокус с ведущей не сходит ни на минуту, и вот он, показательный случай: о людях в том же городке Текели, как и о том, что город переживает не лучшие времена, она предпочитает рассказать, просто расположившись на гостиничном диванчике. На мой взгляд, природные и антропогенные ландшафты можно было бы показывать в большей степени через людей, их населяющих, либо вообще отказаться от всех этих «попутчиков» и сосредоточиться на изображении пейзажей (но в последнем случае необходима совершенно новая драматургическая идея).

Невыполненные обещания

Одна из главных моих претензий к Life is food состоит в том, что название «Жизнь — это еда» не вполне оправдывается содержанием. Например, в одном из выпусков Елена Кукеле обещает: «Мы найдём для вас лучшие продукты, мы покажем вам самые красивые места вокруг Алматы и во всём Казахстане. И я уверена, что мы вытащим вас заниматься аутдором, пешими прогулками, поездками на машинах в поисках интересных приключений, атмосферы, получения эмоций и сильных впечатлений от того, что вы увидите и попробуете. Оставайтесь с нами».

Обещание это неплохо звучит. Но тут же возникает вопрос к соотношению тревел- и кулинарного наполнений этого блога. Ясно как белый день, что за автором выбор: будет ли его детище в первую очередь кулинарным шоу, разнообразие которого обеспечивается идеей открытия (в том числе через приготовление пищи) новых мест, либо это будет проект в первую очередь о путешествиях, и только в качестве небольшого дополнения к череде впечатлений автор добавит кулинарию. И столь же очевидно, что Life is food, несмотря на название, как бы обещающее первый вариант, не оказывается даже вторым. Потому что кухонно-походной теме в каждом выпуске, как правило, посвящается один небольшой, двух-трёхминутный эпизод, а выбор блюд далеко не всегда привязан к новой местности. И если «жизнь — это еда», то точно не такое её количество — название обещает нечто большее. В сухом остатке вывод: Life is food — это блог о путешествиях Елены Кукеле, но по большому счёту это не кулинарный блог: изъятие из выпусков любого эпизода с приготовлением блюд не скажется на нём драматично, и это по-прежнему будет блог о путешествиях по стране.

Телевизионный продукт для YouTube

Это, скорее, не минус или плюс, а особенность. Микс из кулинарного и тревел-блогинга — это вполне обычная затея: мы привыкли к нему уже давно. У проекта есть одна ключевая проблема: авторы создают типичный телевизионный продукт (подходящий для нишевого телеканала про путешествия или презентацию страны, вроде Kazakh TV), просто волею судеб изначально размещённый на видеохостинге.

Этот мой вывод отдаёт некоторым субъективизмом, потому что форматы и технологии традиционных медиа и блогов давным-давно смешались. Как-то раз я писал, что традиционные медиа и блогинг в первую очередь отличаются каналом распространения, а всё остальное вторично. Но если не воспринимать этот вывод категорично, то отличия, обусловленные разной эволюцией и спецификой аудитории, не принципиальные, но всё же есть. Телевизионщики по-прежнему продают зрителю информацию, продюсерский план и качество «картинки». Блогеры до сих пор продают аудитории эмоцию, импровизацию и то, что превратно называется «новой искренностью». Кукелевский блог, несмотря на пресловутое отсутствие крепкой драматургии, всё-таки про первое, а не про второе. И даже харизма ведущей не превращает телевизионный, по сути, проект в блогерский.

И о харизме ведущей

У Life is food, кроме качественного визуала, есть и другая сильная сторона — ведущая Елена Кукеле. Сдаётся мне, она из тех самородков, что прекрасно чувствуют себя перед видеокамерой и, более того, обладают способностью интуитивно понимать, как они будут выглядеть в тот или иной момент времени на экране. Это своеобразное умение ориентироваться в пространстве можно и наработать, и, возможно, у Кукеле есть опыт какой-либо деятельности на телевидении.

Есть и другой признак, выдающий опыт взаимодействия с телекамерой: Кукеле умеет говорить со зрителем, будто со своим старым знакомым, оказавшимся случайно рядом, при этом не рождая ощущение заученного текста.

Бесстрашие — другое интересное качество ведущей. Не так много я знаю городских дам, готовых поскакать по степи на брыкающемся осле и способных посмеяться над собой после падения. Внешне Кукеле типичная изнеженная жительница большого города, вроде бы не представляющая жизни без благ цивилизации, но едва доходит до дела, в ней будто просыпается озорной первооткрыватель.

В Казнете не так много авантюристов, которые могут выразить мысль без мата. Жаль, что Life is food вызывает ощущение продюсерского продукта, в котором Кукеле, несмотря на всю сосредоточенность на ней, как бы выполняет роль ведущей в проекте своего имени, по моим ощущениям, являясь исполнителем в коллективно созданной под неё программе. Всё-таки мы привыкли, что в блогосфере больше личности автора, которая практически полностью формирует структуру и стилистику повествования. А Life is food — это попытка вписаться в некий заготовленный формат, и этот факт будто нивелирует харизму вынужденной действовать в узких рамках ведущей.

В какую сторону плыть?

Пока я писал этот материал, на канале Life is food вышел новый выпуск — про Баянаул. И по многим параметрам он оказался лучше всего, что было снято до того. Качество видео, и ранее не особо хромавшее, взлетело на новую высоту (правда, монтажные решения снова заставляли меня время от времени скептически ухмыляться). Кроме того, в выпуске оказалось больше людей и больше кулинарии.

Думаю, и просмотры, небольшие, но в несколько раз превышающие средний уровень на канале, говорят сами за себя. Возможно, авторы смогут в дальнейшем подчеркнуть свои преимущества и искоренить недостатки. Последний выпуск, по крайней мере, даёт основания на это надеяться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь