Ажиотаж по поводу коронавируса в мае, похоже, упал до минимума, о чём убедительно свидетельствуют данные телевизионных рейтингов. Кроме ежедневных новостных сводок, зрителей стали заботить вполне мирские вещи вроде судьбы любимых героев мыльных опер. В майском топе нашлось место и для непотопляемого Леонида Якубовича, и для несдающегося Леонардо Ди Каприо. Даже телерепортёры будто поверили в то, что кризис исчерпан, и настало время обратить внимание на обывателей, обивающих пороги сельских акиматов, и столичных цветочников. Предлагаем обзор десяти самых популярных телепродуктов мая*.
1. Новости КТК (6,23**). Официальное завершение режима чрезвычайного положения казахстанцы встретили за просмотром новостей. Вечерний выпуск от 11 мая собрал у телеэкранов рекордное для месяца количество зрителей. В назначенное время перед аудиторией появился глава государства «с целым рядом инициатив, направленных на поддержку не только бизнеса, но и самих казахстанцев». Не все из этих инициатив, к слову, впечатлили бывалых репортёров КТК: «слегка размытым, но весомым» они, например, назвали поручение президента о необходимости выстроить новую систему экономики. В остальном двухчастный сюжет, вторая половина которого оптимистично называлась «Пойдём на поправку», не предвещал коллапса, о котором телеканал будет вещать своим зрителям уже через месяц.
2. Новости КТК (5,7). 4 мая хедлайнером выпуска стал не коронавирус, а новое «второе лицо» государства, спикер сената Маулен Ашимбаев. В лаконичном сюжете зрителям показали стройные ряды единогласно голосующих за кандидатуру Ашимбаева сенаторов и показали синхрон, в котором новоявленный глава верхней палаты парламента говорит, что после окончания режима чрезвычайного положения все госорганы должны заняться «поддержанием преемственности политики Елбасы». О том, что всё идет к благополучной отмене режима ЧП, говорили и другие сюжеты выпуска: о главном санвраче, указавшем на стабилизацию ситуации с COVID-19; об индексе самоизоляции казахстанцев, который «упал ниже тройки»; о столичных «романтиках», которые остались без цветов, и поэтому «воркуют здесь только голуби».
3. Новости КТК (5,48). В выпуске от 19 мая сюжеты о коронавирусе составляли явное меньшинство: корреспонденты КТК во всей красе представили аудитории демоверсию летней новостной повестки. Так, выпуск начался с рассказа о «страшной трагедии» — подросток в Таразе якобы убил свою младшую сестру из-за планшета. «Поговаривают, что планшет, который не поделили в тот злосчастный день, выделили школьникам для дистанционной учёбы», — намекает на неслучайность произошедшего закадровый голос. Темы других сюжетов выпуска захватывают не меньше: на окраине Шымкента в большегрузах из-за простоя начал гнить лук; жители посёлка Калкаман пригнали скот на газон перед сельским акиматом в знак протеста; казахстанцы могут найти собутыльников в интернете.
4. «Поле чудес» (5,32). В самом популярном майском выпуске капитал-шоу с трибун исчезли жёлтые шары, имитирующие зрителей. В предпраздничном выпуске от 8 мая трибуны наглухо закрыли, что, однако, никак не отразилось ни на количестве аплодисментов, ни на качестве закадрового смеха. Но, отдавая дань ограничениям, которые пандемия внесла в нашу жизнь, Леонид Якубович предпочел всё же отказаться от объятий, довольно неуклюже заменив их соответствующими жестами на расстоянии. Гостями программы, посвящённой Дню Победы, стали граждане многих постсоветских стран — в том числе Казахстана. Республику представлял алматинский музыкант, который вместе с вокалисткой исполнил знаменитый вальс о весне из комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор».
5. «Диверсант. Крым» (5,3). Спустя 13 лет «Первый канал» выпустил на экраны продолжение известного сериала про разведчиков — Лёню Филатова и Лёшу Бобрикова. Казахстанская аудитория «Евразии» в мае имела счастье насладиться премьерой двухсерийного фильма одновременно с российским зрителем. Сюжет разворачивается вокруг нового боевого задания: товарищам поручено в Крыму ликвидировать капитана, ответственного за сдачу одного из рубежей Севастополя немецким войскам (это полностью выдуманная история). Режиссёр новой части обращает внимание, что в этот раз экшена и юмора будет меньше — создатели решили сделать акцент на психологизм и драму. Они претендуют и на некоторые кинооткрытия: например, утверждают, что впервые в картине показана южная немецкая форма.
6. «Кулфи» (5,21). Индийский сериал, который благодаря программной политике телеканала «Астана» сопровождал телезрителей на протяжении всего карантина, в мае поднялся в топе, улучшив свой мартовский рейтинг. «Кулфи» — ремейк другого индийского сериала на бенгальском языке. Критики, если верить приведённым в «Википедии» ссылкам, очень позитивно восприняли премьеру мыльной оперы. По их словам, талантливая исполнительница главной роли, несмотря на свой юный возраст, вызвала живой отклик у самой разной аудитории. Популярность у зрителей принесла актрисе аж три награды за два года — все, правда, от индийских профессионалов в сфере кино и телевидения. Признания от коллег, к слову, удостоилась и продюсер «Кулфи», на чьём счету уже порядка 30 многосерийных фильмов.
7. «Выживший» (5,08). В сентябре прошлого года НТК уже впечатлил своих зрителей демонстрацией этого голливудского киношедевра. В мае рейтинг Леонардо Ди Каприо, сражающегося с суровой природой за выживание, поднялся ещё выше. С фильмом, который принёс исполнителю главной роли, режиссёру и оператору по «Оскару», вероятно, не могло быть иначе. К тому же, эпидемическая ситуация в мире вынудила многих в прямом смысле бороться за собственное выживание. В таких условиях кажется неудивительным, что любители кино выбирали для просмотра фильмы о самоспасении в откровенно безнадёжных обстоятельствах. Чего только стоит одна сцена схватки Ди Каприо с медведем! И хотя в действительности роль медведя исполнил каскадер, актёру пришлось выдержать четыре часа грима, чтобы на него нанесли все необходимые «раны».
8. «Женщина в беде — 2» (4,78). Этот мелодраматический детективный сериал показал аудитории «Первый канал Евразия». «Женщиной в беде» во второй части оказывается подруга главной героини: дизайнер Лена, приехав к состоятельному заказчику, обнаруживает его убитым. Детский ортопед Аня с собственной свадьбы срывается на помощь подозреваемой в убийстве девушке и вместе с мужем начинает распутывать многоходовую мошенническую схему. Претензии к сериалу все под стать средней руки мелодрамы: главному герою не мешало бы похудеть ко второй части, «стрелялки-догонялки» дополняют фальшивые диалоги, а свадебное платье — якобы не в моде. В то же время поклонники жанра восхитились тем, как камера «любит» исполнительницу главной роли.
9. «Такая работа» (4,72). «Первый канал Евразия». 80-серийный российский детектив повествует о работе молодых оперативников, занимающихся расследованиями громких запутанных дел. Перед зрителями предстают амбициозные и неравнодушные полицейские, которые самоотверженно верят в то, что зло должно быть наказано. Наивная драма является адаптацией австралийского сериала «Отдел убийств», заключительный сезон которого вышел в 2011 году. Некоторые пользователи, оставившие отзыв на сериал в сети, указывают на сходство сценария «Отдела убийств» с сюжетом других не менее известных зарубежных детективов — например, «Касла». Те же, кому полицейская драма пришлась по душе, хвалят её за хорошую актёрскую игру, динамичность и возможность пропускать серии, не упуская при этом смысловой канвы.
10. «Женщина в беде — 4» (4,69). В четвёртой части мини-сериала в беду попадает мама главной героини: Валентина ненадолго выходит из дома и пропадает без вести. Супружеская пара, увлекающаяся расследованием всех бед в семье, с энтузиазмом принимается за дело. Вскоре супруги выясняют, что Валентина за большие деньги продала свой земельный участок сыну богатого бизнесмена. Пытаясь понять мотивы матери, Аня узнаёт, что предприниматель оставил ей и Валентине в наследство свой успешный бизнес, за которое ещё, конечно, придётся побороться. Комментаторы в сети не щадят создателей детектива: «Какая-то нескончаемая сказка про «белого бычка». Всё вертится вокруг Ани, которая притягивает бесконечные проблемы. Становится уже смешно от фильма к фильму, какая же неприятность снова обрушится на её голову».
* ТОП-10 основан на данных Kantar (TOO «TNS Central Asia»).
** Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.
Все использованные иллюстрации — скриншоты программ с официальных сайтов телеканалов и YouTube.