Новые форматы, потоки информации, технологии и усовершенствования — для того, чтобы привлечь аудиторию, сегодня медиа должны создавать уникальные проекты. Говорящие.
О том, как визуальными образами можно зашифровывать темы, для чего это нужно, какие инструменты работают, рассказала Ксения Диодорова, руководитель студии «Гонзо-дизайн» (Россия).
Мы начинаем работать в новых форматах. Форматы появляются постоянно. Информации очень много.
И мы думаем: как среди всех проектов и лиц сделать так, чтобы именно наша история стала не просто краткосрочно заметной, но и действительно вовлекла аудиторию, превратилась в опыт и переживание зрителя?
В нашей студии есть пересечение разных дисциплин и разных профессионалов. У нас социологи, антропологи, художники, люди, которые занимаются пользовательским интерфейсом.
И эти разные дисциплины слились. В какой-то момент мы поняли, что нужны поэтика и эстетика, чтобы волновать аудиторию.
Как и почему работает образ? Ксения приводит пример:
Это — росписи на стенах инквизиционной тюрьмы в Италии. Когда их обнаружили, было непонятно — откуда они там?
Мы смотрим на них и начинаем анализировать: что это? Чем могли рисовать люди с закованными руками?
И здесь раскрывается сила того, что дает нам визуальный образ. Коричневый цвет говорит о том, что смесь — физиологического характера. И этот самый цвет показывает целый слой того, насколько сильно было желание заключённых высказаться, отрефлексировать. Раскрывает целый спектр условий жизни. А содержание рассказывает о слоях событий.
А другая картинка — чёрная. Оказалось, что на втором этаже в заключении были люди богатые. Они имели возможность продать имущество за несколько мешков угля — рисунки сделаны остатками. Чёрный цвет на этих рисунках — символ класса и статуса.
Вся это история — о том, как без текста, на уровне цвета и символа мы раскрываем массив истории.
на рынке информации и в медиапродуктах сегодня текст перестаёт быть иерархически главенствующим.
Мы привыкли к тому, что текст является главным. Но теперь мы должны иметь в виду, что текст и изображение становятся равноправными.
Рынок стремится к тому, чтобы более ёмко, глубоко, ярко рассказывать истории, пользуясь возможностью комбинировать контентные единицы — видео, звук, текст, фото.
Зачем нужен образ?
Одна из главных миссий образа — чтобы человек остановился и подумал: а что это? Включился бы. Что-то слишком очевидное и понятное уже не включает мозг и чувства человека.
Мы как производители контента ответственны за то, какое понимание тех или иных явлений и событий мы формируем.
Очень важно сохранять и вырабатывать своё авторское видение, к какому медиа бы вы ни принадлежали. Иначе у медиа не будет своего лица. Своей позиции.
Когда количество информации всё возрастает, только личный, индивидуальный подход может быть спасительным. Только он может сделать продукт таким, чтобы на него обращали внимание. Не изымайте авторское видение.
Зачем ещё нужен образ? Чтобы короче показывать массивы данных и информации. Время ускоряется, за более короткий промежуток времени людям хочется получить большее количество ценностей и знаний.
Вот пример. Девушка живёт в закрытом психоневрологическом заведении. Ничего не знает, не видит. Однако красит ногти и не снимает лак — оставляет себе символ. Символ женственности.
Образ нужен, чтобы передавать эмоции и ощущения.
Ещё одна функция образа — свобода. Этическое право любого человека — как автора, так и героя и зрителя. С помощью образа мы можем эту свободу сохранить, сохранять личное пространство, свободу.
Видеть сны в Хиджабе — через образы, символы получились истории.
Образ помогает построить диалог. Это происходит из-за некой загадочности картинки, она как бы приглашает к диалогу. Человек начинает ассоциировать образ с чем-то своим. Своими событиями. А значит, картинка становится личным.
Какие есть способы находить образы?
Самый главный метод — побольше писать. Ничего не рождается на компьютере. Рождение любой концепции происходит, когда ты сидишь в месте, где ты чувствуешь себя работоспособным. И перед вами много чистой белой бумаги и ручка.
Ищите метафоры. Слёзы похожи на дождь. Длинный коридор — на путь человека. Находить эти аналогии — один из способов находить ключи. На что похожа ваша тема?
Используйте ассоциации. Берите ключевое слово и составляйте ассоциативные цепочки. Важно в этих цепочках чередовать что-то осязаемое и неосязаемое. Ваша задача — найти интересные явления, с помощью которых можно рассказать о вашей теме.
Наблюдайте не за внешними признаками, старайтесь лучше наблюдать, вдумываться — что происходит? Почему?
Очень важно ответить себе на вопросы: «Что я хочу сказать? Что я сам чувствую?» А уж потом производить контент.
Онлайн-сессия Ксении Диодоровой прошла в рамках MediaCAMPFest. Полная программа фестиваля по ссылке.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.