Как назначить оппозицию в Мажилисе, Совет по реформам и другие приключения Токаева. Мониторинг итоговых ТВ-программ 19-25 октября

0
9

На этой неделе главная интрига — куда делся из интернета блок КТК про выборы в Мажилис, которые пройдут в Казахстане 10 января. Журналисты программы «Большие новости» единственные из всех подняли настоящие проблемы — почему выходит так, что оппозицию в парламенте власть теперь будет назначать, или как в гонке собираются участвовать партии, про которые жители нашей страны вообще не слышали. Но тут уж кто успел — тот посмотрел. Мы успели.

Остальные программы про «главное политическое событие недели» рассказывали исключительно комплиментарно.

Ещё одно событие: на этой неделе «Хабар» поздравляли с 25-летием. Но мы посмотрели последний «7 кун», и похвалить там, извините, совсем нечего. «Аналитика» сняла любопытные сюжеты — про хобби, что стали работой, про диверсантов во время Великой Отечественной войны, и про работу спасателей. Apta подняла тему про причины ДТП в Казахстане.

«Большие новости», КТК

Касым-Жомарт Токаев объявил дату проведения парламентских выборов. Они пройдут 10 января, и этому посвящён первый крупный блок программы. Ведущий подробно рассказывает, что агитация выпадет на декабрьские праздники и прогнозируемый пик коронавируса, людям нужно будет прийти и поставить галочку в бюллетени, а ещё среди кандидатов не будет самовыдвиженцев. После выборов в Мажилисе собираются создать официальную парламентскую оппозицию. «Большие новости» задаются вопросом: будет ли такой формат действительно работать? Политолог Досым Сатпаев объясняет, что нет: назначить оппозицию, чтобы она играла свою роль, как в театре — не то же самое, что оппозиция, появившаяся в результате честных выборов.

Подробная подводка ведёт к сюжету, который обнажает ещё одну проблему предстоящих выборов: в политической гонке будут участвовать шесть партий, о половине из которых казахстанцы вообще никогда не слышали. Политолог Казбек Майгельдинов рассказывает, что многие партии «просыпаются» только в преддверии выборов, всё остальное время они малоактивны или неактивны совсем, а Досым Сатпаев говорит, что у казахстанцев нет механизма, чтобы выбрать хоть кого-то, будь то сельский аким или депутат Мажилиса, поэтому «выборы проводятся не для народа, а для некой перегруппировки сил внутри элиты». Есть в сюжете и другие эксперты: представители партий, кандидаты в депутаты, политические обозреватели.

Но интересно вот что: весь этот материал мы смогли посмотреть только на YouTube. И то с утра понедельника, потом он исчез и оттуда. И на сайте КТК его теперь тоже нет.

Второй блок программы посвящён коронавирусу: в Шымкенте и Карагандинской области продлили карантин, а в Акмолинской области ужесточили ограничения. В Казахстане приостановили выплаты врачам, заболевшим коронавирусом, и семьям врачей, умерших от COVID-19. По словам ведущего, который ссылается на чиновников, причина в том, что ситуация настолько стабильная, что заразиться на рабочем месте нельзя. Опросили медработников, которые, конечно, недовольны. Рассказали в программе и о другой проблеме — в стране не хватает почти 13 тысяч врачей, многие уходят из профессии или уезжают из республики.

Мужчину, устроившего ДТП на блокпосте, из-за которого погибли двое полицейских, признали виновным и назначили максимальный срок по этой статье — 10 лет тюрьмы. Родственники погибших остались недовольны приговором и считают, что наказание за нетрезвое вождение нужно ужесточать. Это стало поводом для сюжета, который начался с того… что полностью повторил подводку к нему. Похожее ДТП с летальным исходом произошло в Щучинске — тоже погибли полицейские, и родственники заранее начали писать просьбы об ужесточении наказания. Юрист Руслан Аминов считает, что наказывать таких водителей нужно «публичной поркой» — это будет эффективнее 15 суток или штрафа. На этом сюжет закончился, а недосказанность осталась — как борются с нетрезвыми водителями в мире? Что думают по этому поводу чиновники или автолюбители? В итоге материал отличается от подводки к нему только комментарием юриста.

Казахстанцы массово отказываются от посмертного донорства. Блок начался с бэкграунда — отмены презумпции согласия и возможности «решить судьбу своего тела». Ведущий озвучивает стереотипы и сразу их опровергает: религия — не запрещает, чёрный рынок — невозможен. Тема продолжается в сюжете. Рассказывают истории людей, нуждающихся в трансплантации: они зависимы от диализа, не могут выйти на работу, жить полноценной жизнью. Показали и людей, уже подписавших отказ. Есть комментарий имама и интересный эксперимент: корреспондент под видом пациента созванивается с казахстанцами, которые продают свои органы на чёрном рынке.

«7 кун», «Хабар»

«Начинаем, безусловно, с главного политического события последнего времени, с известия, которого ждали и по поводу которого строили прогнозы. С явления, от которого зависят все ключевые циклы, характеры и нюансы взаимоотношений государственной власти и общества на ближайшие пять лет», — так торжественно ведущий начал рассказ о грядущих парламентских выборах. Из довольно внятного в информационном плане сюжета мы узнаём главное: никаких онлайн-голосований не будет, изменений в законодательство из-за пандемии никто не вносил, так что 10 января (в Казахстане как раз примерно на это время прогнозируют и вторую волну, и новый локдаун, это авторы не упомянули) граждане ногами отправятся на избирательные участки и будут по старинке голосовать бумажками. Кстати, несмотря на то, что от этого «явления» (выборов в Мажилис) зависят «нюансы взаимоотношений» власти и общества (как нам в самом начале рассказал ведущий), представителей общества в этом сюжете не было. Только представители власти.

Второй сюжет — опять о государственном: о заседании Высшего совета по реформам. Основной посыл: создали некий «орган», но этот, мол, не будет замалчивать проблемы общества, скрывать острые углы, подводные камни и так далее. Выходит, остальные «органы» всё это делают? Смотрим дальше и надеемся, что в сюжете обществу, чьи проблемы должен решать этот совет, всё-таки дадут высказаться. В начале нам рассказывают, что по поручению президента создали сначала Агентство по реформам, а Совет с ним тоже как-то связан, один будет создавать какие-то инновации, другой следить за неукоснительным выполнением какой-то там реализации. Разобраться в этом обилии чиновничьих оборотов без перематывания практически невозможно, да, в общем, обычному человеку и не нужно. Потому что уж сколько раз что-то такое создавали и организовывали, но обычному человеку на «Хабаре» и прокомментировать-то это не дают, а уж чтобы его жизнь от этого как-то изменилась… Но мы всё-таки ждём появления представителей общества, которому все эти советы и агентства в теории должны причинять пользу. Но дальше нам говорят любопытную вещь: оказывается, эти новые органы с новыми чиновниками создали в том числе, чтобы… сокращать чиновничий аппарат! Судя по убийственно серьёзному тону автора, она в этом никакого противоречия не видит. О степени невнятности и расплывчатости задач новых органов можно судить по приведённому ниже скриншоту.

Зато вдогонку нам показали «эксклюзивное интервью» заместителя Касым-Жомарта Токаева по Высшему совету по реформам Сумы Чакрабарти. Авторы «7 кун» так гордятся эксклюзивностью этого интервью, что слово «эксклюзивное» в подводке прозвучало аж два раза — на случай, если кто-то сразу не осознал всей важности момента. На наш взгляд, самым интересным в интервью были приятная внешность и хороший английский язык журналиста Анны Абрамовой. Ответы мистера Чакрабарти никакой ясности в вопрос «что это за совет и зачем он нужен» (если в переводе с чиновничьего на человеческий) не внесли.

Далее — опять сюжет про то, как президент провёл. На этот раз — заседание Национального совета общественного доверия. Это вроде бы попытка наконец дать слово обществу — во всяком случае, «наиболее уважаемым его членам». Но, как мы помним, в целом общество никогда не голосовало за то, кто должен войти в НСОД. «Запросы казахстанцев чиновники теперь стали не просто слышать, но и претворять в жизнь», — говорит нам автор сюжета, и вот тут хотелось бы сразу какой-то конкретики: какой запрос, как претворили, хорошо ли претворили — мнение человека, чей запрос претворили. Ведь НСОД существует уже больше года. Однако нам опять рассказывают про внутренний баланс и стабильность и показывают государственных мужей в масках, которые что-то сосредоточенно записывают в свои блокнотики.

Следующий сюжет опять про совещание — про VIII съезд судей Казахстана. В нём президент тоже принял участие (как «гарант Конституции»). Судьи жаловались Касым-Жомарту Токаеву на жизнь и «давление общественности». Судя по первой части сюжета, это не судьи отказываются надолго сажать педофилов. Это «блогеры нагнетают». Словом, в этом сюжете нужна была бы вторая сторона, мнение хороших юристов, которые не судьи, мнение независимых юристов. И такое мнение, например, высказывает у себя в Facebook известный адвокат Джохар Утебеков. Но этого в материале не было.

Только на 42-й минуте программы «7 кун» расстался (как выяснилось, ненадолго) с Касым-Жомартом Токаевым и бесконечными заседаниями и заговорил о ковиде. В Казахстане «всё пока относительно спокойно», а о том, как неспокойно в мире, нам рассказали в обзорном сюжете.

«Мне совсем не хочется отсылаться снова к работе Высшего совета по реформам, но…» — начинает подводку к следующему блоку ведущий. Не хочется, но надо. Совет обеспокоен жизнью в регионах. А сенаторы на этой неделе ездили по сёлам. Где связь, спросите вы? Мы не нашли. Корреспондент сделал сюжет под названием «Жизнь глубинки». Хотелось написать: поехал в сёла и снял. Но нет. В сёла журналист не поехал. Он просто перечислил известные уже всем и каждому проблемы сельчан и склеил синхронами (цитатами) чиновников, которые в тысячный раз рассказывают, как они эти проблемы вроде бы будут решать. Вдумайтесь: сюжет о проблемах сельчан. Без единого сельчанина. Одни архивные кадры.

Правда, уже в следующем сюжете журналистка едет в пристоличные сёла и проверяет, как там у них с водой и электричеством. Ну что, поговорим, наконец, о проблемах с простыми людьми? Нет. Рассказывают сельские чиновники. В сюжет попала одна сельская жительница. За три секунды эфирного времени, что ей выделили, она сказала, что в её селе «построили прекрасную новую мечеть».

Всю программу нам рассказывали, как государство хочет сделать жизнь людей лучше. И за всю программу тот самый человек, жизнь которого хотят сделать лучше, появился (появилась) один раз. На три секунды. И сказала про мечеть.

Ну и в самом конце выпуска — «о нашем большом юбилее», говорит ведущий Александр Трухачёв. В этом году «Хабару» — 25 лет. Трогательный сюжет на эту тему… мог бы быть ещё трогательнее, не будь там штампов и такого количества чиновников и руководителей. Ну или вот: «Талгат Мусабаев вышел на прямую связь с Землёй из открытого космоса», — говорит нам корреспондент. Интересно, а она знает, что такое «открытый космос»«? Или в голове у журналиста если космос, то непременно «открытый»? Вот это и называется «мыслить штампами». Впрочем, это ещё и недоработка редакторов. В материале мало рядовых сотрудников, легендарных ведущих, совсем нет зрителей — в конце сюжета автор долго перечисляет регалии и достижения агентства и сама за зрителей решает, что они телеканал любят.

Мы от всей души поздравляем коллег! Только грустно, что именно на этой неделе, когда «Хабар» отмечает такую круглую дату, не получилось сказать ничего хорошего ни об одном сюжете «7 куна». А ведь мы очень хотели.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Выпуск начинается с 30-летия суверенитета Казахстана. «Это был первый ощутимый шаг к провозглашению независимости страны, политической, экономической, территориальной, когда уже не ждёшь указаний с центра, а самостоятельно планируешь будущее и воплощаешь задуманное». В общем, теперь власть у народа, и народу предстоит выбирать парламентариев. Посвящённый этому сюжет начинается с кадров из фильма «День выборов», а продолжается опросом — что предложили бы люди улучшить в стране? Подробно рассказали о недавней реформе: женщин и молодёжи теперь должно быть не меньше 30 %, минимальное число сторонников уменьшили с 40 тысяч до 20, создают институт парламентской оппозиции. В отличие от коллег с КТК, вопросом, как это будет работать на практике, корреспонденты «Аналитики» не задались.

Большой блок был посвящён некачественному ремонту дорог. Сюжет начинается с креативного в визуальном плане стендапа. Вообще материал любопытный, в нём много любительских съёмок из соцсетей, есть комментарии чиновников. Чиновники, правда, сразу переводят стрелки на подрядчиков, и тут уже вроде ничего сделать нельзя. Хотя постойте. Можно же нанимать хороших подрядчиков! Но про то, пытаются ли они это делать, не говорили.

19 октября — День спасателя. «Аналитика» сделала про них сюжет. Автор материала постаралась подойти к нему креативно и с душой, начав его с опроса молодёжи на тему «кто для вас супергерой»? А для стендапа даже надела на себя полное снаряжение пожарника с тяжеленным кислородным баллоном. Пафоса и штампов было совсем мало, герои — живые, не манекены (хотя были и такие, которые «осуществляем выезда»), вопросы им задавали не про страх и ответственность только, а, про, например, суеверия. Симпатичный сюжет.

Далее ещё один любопытный материал — про людей, которые стали зарабатывать на своих хобби. Шоколатье, ушедшая из салона красоты в производство сладостей с сахарозаменителями, «проводник женских практик», изготовительница корпешек, открывшая во время карантина цех в здании бывшего ресторана… Отличный и вдохновляющий сторителлинг.

Шеф-редактор «Аналитики» Олег Журкевич поехал в Атыраускую область и там снял несезонный материал про диверсантов Великой Отечественной войны. Оказывается, сюда тогда — в 1944 году — активно забрасывали немецких лазутчиков, а местные кагэбэшники с ними боролись, но главное было — выявить. Хорошая картинка, любопытные исторические факты.

Apta, QAZAQSTAN

Apta началась со статистики по COVID-19 и коронавирусной пандемии в мире и в Казахстане. Дальше следовала студийная речь с синхронами о рейдах по нарушению карантинных ограничений в Таразе. Там днём в ночных клубах организуют тои.

Далее — про совсем главное, то есть про президента и заседания, которые он провёл на этой неделе. Начали со НСОД. Сюжет на эту тему называется «Открытая площадка, передающая голос нации» («Ұлттың үнін жеткізетін ашық алаң»). В сюжете говорили о предложениях и советах, говорили опять же не люди, для которых вроде всё делают, а члены НСОД. То есть сюжет получился тоже не про то, что реально сделали уже для граждан, а про очередные тезисы заседания.

Про выборы в Мажилис без сюжета рассказала ведущая, как и про первое заседание Высшего совета по реформам.

Аким Кызылординской области Гульшара Абдыкаликова дала интервью Apta. Говорили об экономике региона, снижении добычи нефти, необходимости диферсификации, нехватке местных продуктов, дефиците воды. Получилось содержательно.

В заседании НСОД член совета, адвокат Айман Умарова сказала о давлении на адвокатов со стороны судей. Далее нам показали сюжет про VIII съезд судей РК. Говорили о коррупции в судебной системе, независимости судов, доверии к судьям и их репутации. Но второй стороны про темы съезда тоже не было — ни слова от экспертов, которые могли бы рассказать о работе судей с другой точки зрения.

В социальных сетях распространилось видео из тюрьмы, где осуждённые братья празднуют день рождения и принимают наркотики. После этого уволили начальника этого исправительного учреждения. Сюжет посвятили работе тюрьмы в селе Заречное Алматинской области. Героем сюжета стал осуждённый, которой нечаянно убил человека и лишился свободы на 10 лет. Он работал стоматологом и сейчас в тюрьме тоже трудится по специальности. В сюжете также говорили о разных запрещённых в тюрьмах вещах, которые, тем не менее, у осуждённых находят. Исправительные учреждения в Заречном славятся тем, что заключённые и их родственники регулярно заявляют о пытках. Но об этом в сюжете не сказали ни слова. Не хватило комментариев и от правозащитников.

Каковы причины автомобильных аварий, кроме вождения в пьяном виде? Подводка сюжета на эту тему началась с новости о том, что бывшего сотрудника департамента полиции Алматы Азата Азаматова признали виновным в гибели двоих полицейских на блокпосте и приговорили к 10 годам заключения. А сюжет начался с другого случая в Алматы, уже недавнего, когда в результате столкновения двух машин (одну из которых вёл пьяный водитель) погибли двое полицейских. Получился подробный сюжет с мнением множества экспертов.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь