На национальном телеканале QAZAQSTAN появился новый проект «Тәлім TREND». Он ещё до выхода на экран вызвал массу разговоров, поскольку его ведущий, Мухамеджан Тазабек, — руководитель религиозного канала «Асыл Арна» и вообще личность одиозная. Медиакритик «Нового репортёра» Назира Даримбет проанализировала первые выпуски программы.
Немного истории
Проект с таким же названием, «Тәлім TREND», уже выходил на канале «Асыл Арна» в 2018 году. Программа была сделана в стиле докудрамы, где во вставках ведущий — Мухамеджан Тазабек — давал оценку разным жизненным ситуациям.
К примеру, в одном из выпусков по сюжету парень бросает девушку, вступившую с ним в сексуальную связь до брака. Обещал жениться, но потом полюбил другую. Посыл этого опуса в том, что казахской девушке следует сидеть дома и беречь себя до свадьбы, а на свидания ходить строго с разрешения брата или отца, причём они должны быть знакомы с женихом.
Но это тема для отдельной медиакритики. Посмотрим, что же получается у Мухамеджана Тазабека сейчас с проектом под таким же названием, но уже на национальном канале QAZAQSTAN.
Программа «Тәлім TREND» выходит по пятницам в 17.15 с повтором в воскресенье, в 15.10, хронометраж — 40 минут. «Это площадка для обмена мнениями по социальным, культурным и общественно-политическим вопросам среди представителей интеллигенции и общественными деятелями, журналистами и политологами, представителями науки, образования, медицины, культуры, спорта, а также экспертами в других сферах. В программе будут обсуждаться актуальные темы общества, среди них пандемия, изменившая нашу жизнь, семейные ценности, старые и новые традиции, бытовое насилие, воспитание детей и другие», — говорится в описании проекта на сайте телеканала. Хотя единственным ведущим обозначен Мухамеджан Тазабек, у него есть соведущий — журналист Рахат Жаксыбай.
Наша полиция нас бережёт
Первый выпуск программы был посвящён казахстанским полицейским, вернее — их имиджу. Сложно сказать, почему авторы посчитали самой актуальной именно эту тему. Может, потому, что ещё свежа в памяти народа скандальная история, как Мухамеджан Тазабек в качестве теолога и руководителя религиозного канала читал лекции полицейским, убеждая их, что «в Мекке при соответствующих обстоятельствах разрешается пнуть человека, а скручивать руки митингующим — подавно». Потом сама полиция разбиралась в законности этих «тренингов».
Но вернёмся к программе «Тәлім TREND». В красивой студии, оформленной в красно-синих тонах, начиная программу, Мухамеджан Тазабек торжественно произносит: «Сегодня будем говорить о стражах порядка в нашем государстве — казахской полиции, её доблести и авторитете». Гости студии — Жандос Мураталиев, руководитель Управления адмполиции Алматы, и почему-то акын-айтыскер Биржан Байтуов, которого ведущий называет «общественным активистом».
В начале программы соведущий приводит статистику: за 30 лет в независимом Казахстане при исполнении служебных обязанностей умерло около 800 полицейских. Среди них — Газиз Байтасов, погибший при поимке террористов-джихадистов в Таразе в ноябре 2011 года и посмертно получивший звание «Халык Кахарманы». В студии — его сын-студент, который мечтает стать полицейским. На вопрос «Каким был твой отец?» он скованно, но пафосно отвечает: «Его образ, его слова навсегда останутся в нашей памяти».
Мухамеджан Тазабек, обращаясь к гостю-полицейскому, спрашивает: «Как же полиция борется со сложившимся в обществе отрицательным имиджем?» В ответ Жандос Мураталиев начинает рассказывать, как они проводят построения утром и вечером. Из его ответа также следует, что, оказывается, в полицию ребята в основном приходят из сельской местности «служить во благо Родины и народа».
Другой гость — поэт из Шымкента — вообще приводит странный пример, как в первые дни карантина полицейские отрегулировали ситуацию с пробками в городе, помогая водителям. Тут возникает резонный вопрос: разве это не прямая обязанность полицейских? Их надо хвалить за то, что они просто делают свою работу? В чём тут подвиг?
Но ведущий, удовлетворившись ответами гостей, не возвращается к своему вопросу; более того, одобрительно кивает: «Вот видите, какие у нас полицейские!» Хотя он говорит, что «среди его знакомых тоже есть люди, пострадавшие от полиции», их в студии нет, а «мы тут собрались, чтобы говорить об авторитете полиции, и не надо через лупу рассматривать её недостатки». Одним словом, «давайте не видеть мелкого».
Затем Мухамеджан Тазабек произносит пламенную речь: «Чтобы государство развивалось, полиция была доблестной, а служащие в ней думали о государственных интересах, обращающийся к ней народ тоже должен мыслить государственными категориями». Речь сопровождается аплодисментами.
Ведущий, оправдывая название программы («тәлім» можно перевести как «урок» — прим. ред.), подводит зрителей к мысли, что «плохие, нечестные» полицейские — следствие неправильного воспитания, «нужно возвращаться к истокам, тогда всё встанет на свои места». Далее вскользь упоминается о коррупции в полиции, однако не приводится ни статистика, ни вопиющие случаи беспредела полицейских. Зато есть сюжет, как президент Касым-Жомарт Токаев посетил семью погибшего полицейского, или данные по сокращению в системе МВД, преподнесённые как «большая реформа».
И на вопрос журналиста «Как должна вести себя полиция на митингах?» от акына следует эмоциональный ответ: «Батыры не те, кто протестует на улицах или критикует правительство, сидя на диванах, для меня настоящие герои, батыры нашего времени — полицейские», — говорит он и приводит пример, как в Уральске сержант спас тонувшего ребенка.
Под занавес ведущий приводит цитату Владимира Ильича Ленина в своей интерпретации: «Если государство сильное, права человека будут ограничены, а там, где человеку будет предоставлено много свобод, там не будет государства». Хотя на самом деле оригинал звучит немного иначе: «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства». Для усиления своей мысли Тазабек добавляет: «Нам сначала надо стать достойными этой полиции, научиться уважать друг друга, тогда и полиция будет достойно выполнять свою работу».
В целом, если задача выпуска была рассказать о проблемах, в частности, полиции, как это анонсируется в описании проекта, то вышло как-то однобоко, больше говорилось о «доблестных» полицейских и «не доросшем» до их уровня населении. Но если цель была оправдать формирование полицейского государства путём создания положительного имиджа стражей порядка, то авторы практически добились своего, хотя местами это выглядело искусственно и неправдоподобно.
И снова о «традиционных ценностях»
Другой выпуск был посвящён воспитанию сыновей и роли мужчин в казахстанском обществе. Для того чтобы разобраться, «как воспитать настоящих казахских мужчин», в студию пригласили бывшего депутата Оразкуль Асангазы. Она знакома казахстанцам как автор призыва для женщин «сидеть дома, заниматься семьёй, а не митинговать». Член Nur Otan и отличник просвещения предстала перед зрителями в образе матриарха — в платке и национальной одежде. Вместе с ней — учитель и акын из Шымкента Абай Калшабек и психолог по семейным отношениям Елжас Ертайулы.
Разговор в студии начинается с истории героя — 11-летнего Данияра, вынесшего при пожаре своих младших братьев из дома. Подхватывая главную мысль о «правильном воспитании мальчика», ведущий Мухамеджан Тазабек напоминает о детстве первого президента Казахстана: «Именно из таких мальчиков вырастают настоящие мужи, которые в будущем берут ответственность за страну, именно такое воспитание в своё время получил наш Елбасы…»
Психолог со своей стороны добавил, что каждому ребёнку нужен свой «статус», и тогда мальчик получит мужское начало, а девочка — женское. Свою лепту в общую волну «правильной» линии передачи добавляет школьный учитель, сообщивший, что в их школе 85 % преподавателей — женщины, что отрицательно сказывается на воспитании мальчиков, и поэтому они сегодня «красят волосы, носят серьги».
А на вопрос ведущего «Почему же мы нынче не так воспитываем мальчиков, как наши бабушки и матери воспитывали в своё время батыров?» Оразкуль Асангазы отвечает в духе «во всём виноваты женщины»: «Многие мальчики вырастают женственными, потому что нынешние наши келинки утратили связь с прошлым, не придерживаются национальных ценностей, не говорят на казахском языке. Никакой модернизации сознания не будет без знания языка, рухани жаңғыру — это в первую очередь владение родным языком». Мы так и знали, что не обойдётся без упоминания «Рухани жаңғыру».
В итоге разговор переходит на обсуждение раздельного обучения девочек и мальчиков. Соведущий цитирует статью из New York Times, где якобы какой-то эксперт говорит о разнице между развитием детей разного пола и их способностях. Добившись от учителя из зала положительного ответа на вопрос, как тот к этому относится, журналист восклицает: «Отлично, спасибо!» Его коллега в студии добавляет: «Наши матери и бабушки, которые в своё время воспитали таких великих личностей, как Абай, и других, не кончали университетов, не ходили на всякие тренинги, но нашим современницам это не удаётся. К тому же, сейчас они вооружаются феминизмом». По его словам, у нас свой, особый, «природный» феминизм, «ведь казахи издревле чтили матерей и дочерей. Поэтому этот западный феминизм нам не подходит, у них там права женщин попирали, а у нас исторически феминизм был в крови». Тут в разговор вступает учитель из Шымкента, вновь поднимая тему, которая красной линией проходит через всю программу: «наша беда — девочки хотят быть, как мальчики, а последние становятся похожими на девочек».
Слова психолога, робко попытавшегося возразить, что нельзя всю вину и ответственность взваливать на женщин, прерывается его коллегой из зала, которой неожиданно предоставляется слово. И она вновь возвращает разговор в нужное русло: «Сейчас очень много матерей-одиночек, в семьях которых дети не получают мужское воспитание, по этой причине многие мальчики вырастают женственными — красят волосы, носят серьги…» Очень беспокоят героев программы серьги, это заметно. Гораздо меньше, похоже, их беспокоят причины, почему неполных семей становится больше, — например, безответственность мужчин.
После просмотра этого выпуска сложилось впечатление, что на самом деле хотели поговорить о другом — как бороться с секс-меньшинствами и победить «это зло» современного общества. Но открыто говорить об этом на национальном канале, с одной стороны, не позволяло понимание, что всё-таки в демократическом государстве живём. С другой стороны: как бороться с тем, чего «никогда не было и нет в казахском обществе»?
После просмотра программы «Тәлім TREND» невольно приходишь к выводу, что под благим намерением «правильно воспитывать нашу молодежь» опять скрывается пропаганда «традиционных ценностей», которые на самом деле таковыми не являются.