AIFC Study на канале Atameken Business: беловоротничковые студии

0
17

Канал Atameken business в этом телесезоне предложил несколько новых проектов — например, «История одного бизнеса», «Города. Крупным планом», «AIFC Персона» и AIFC Study. Один из них — AIFC Study — предназначен для молодых людей и ими же частично создаётся. В специфике этого телепроекта разбирался медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

В неравных пропорциях деловая журналистика присутствует почти на всех казахстанских телеканалах. Почти так же, как внешне унифицированы менеджеры во многих странах, на «кнопках» республики выстроены передачи о бизнесе и для бизнеса.

О себе — для себя — с любовью

Теленовинка Atameken business AIFC Study не стала исключением. Телецикл, созданный по заказу Министерства информации и общественного развития, является в первую очередь имиджевым проектом для самого AIFC — Международного финансового центра «Астана». Эта программа, как рассказало «Новому репортёру» руководство телеканала, «включает в себя исследования и интервью со студентами, которые рассказывают о возможностях развития финансовой индустрии: «зелёном» кредитовании, риск-менеджменте, венчурном капитале и так далее». Если быть точнее, не интервью со студентами, а интервью, которые студенты берут у профессионалов в той или иной области.

На сегодня в любовно отобранных интерьерах Финансового центра отснято более 20 передач. Пока они смотрятся скорее как разрозненные и мало между собой связанные телестраницы современных пособий по менеджменту и фрагменты лекций коучей по бизнес-аналитике.

Темы могут быть разными, большей частью между собой не связанные и не пересекающиеся: от «Цифровых технологий и современных трендов в образовании» до «Риск-менеджмент: перспективы профессии в Казахстане».

Несмотря на такой разнобой (с обывательской, но никак не профессиональной точки зрения), конечно, общее между ними есть: все темы так или иначе связаны с проблемами, которые есть в конкретном существовании или продвижении того или иного финансового инструмента, бизнес-стратегии и так далее.

В передаче идеально отражена сама суть беловоротничковой идеологии и эстетики. При этом в ней нет скучного официозного пафоса, замешанного на словесных мантрах. В чём также невозможно упрекнуть собеседников, так это в словесной помпезности, которая подавила многие казахстанские проекты, вне зависимости от тем и жанров. На замену ей в этом телепроекте пришло банальное телевизионное решение: красивый вид, дополняемый телегеничными личиками юных ведущих плюс медиативная музыка. И ставшая уже привычной для казахстанского телевидения небрежная типографика титров: к примеру, редакторы не видят разницы между дефисом и тире, а специально обученного человека для этого нанимать не считают нужным.

Офисная эстетика

Формально телепроект — это беседы по скайпу ведущего/ведущей с экспертом, краткий вопрос и пространный ответ на него. Однако отнести это к жанру сократических бесед, по ходу которых истина открывается обоим собеседникам, невозможно. Последнее, кстати, меньше всего волнует вопрошающего и старательно слушающего неофита и отвечающего мэтра. Крайне редко эксперт в беседе с неофитом от бизнеса стремится к обозначению конкретных проблем, которые есть в той предметной области, которую они вместе проговаривают. Эксперты деловиты и воодушевлены, но больше смотрятся как винтики в отлаженном механизме. Они же зачастую предпочитают излагать мысли исключительно профессиональным языком, априори предполагая, что и собеседник, и телезритель в теме, забывая об элементарном: о самом сложном всегда можно сказать просто.

Замечу, в казахстанском бизнес-пространстве есть эксперты, которые умеют внятно и доступно излагать свои мысли — те же Григорий Марченко или Тимур Турлов. И если бы респонденты-профессионалы прилагали конкретные примеры к общим положениям, которыми они делятся со своими собеседниками, то, скорее всего, они были бы интересны большему кругу зрителей. Наконец, всегда соблюдена презентационная манера подачи информации: если высказана ключевая идея, то она дополнительно визуализируется в слайд. Рутинность делового совещания воссоздаётся последовательно и тщательно.

Молодые тележурналисты-исследователи, как они обозначены в проекте, меньше всего соответствуют такому обозначению: они, вчерашние школьники и нынешние студенты, скорее «актёры» (как правило, довольно посредственные), изображающие понимание тех проблем, которые вложены в их уста редакторами проекта. Возникает эффект, к которому создатели проекта, возможно, не стремились. Пытливые лица интервьюирующих на фоне речей и умозаключений экспертов создают впечатление разговора ребёнка с роботом.

Простота языка экспертов, критическое осмысление ими конкретного вопроса, реальное, а не наигранное обсуждение проблемы ведущими придали бы программе вес настоящего телепродукта, а не только имиджевого проекта. Пока же наигранный деловой стиль AIFC Study в мыслях, в словах, в одежде подминает под себя все её прочие смыслы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь