Годовщина ковида в РК, авиакатастрофа и рост цен. Мониторинг итоговых ТВ-программ 8-14 марта

0
11

Эта неделя в плане событий выдалась такой, что вёрстки программы из нашего обзора получились как под копирку, разве что строчки местами менялись. Одни и те же темы, главная — конечно, авиакатастрофа военного АН-26 под Алматы, в которой погибли четыре человека, ещё двое пострадали.

Другие темы, затронутые всеми (или почти всеми): рост цен на продукты и, разумеется, 13 марта 2020 года — дата, когда в Казахстане был зарегистрирован первый заболевший коронавирусом.

«Большие новости», КТК

Выпуск начался с новости об авиакатастрофе — при посадке рухнул военный АН-26, направлявшийся в Алматы из Нур-Султана. Съёмочная группа КТК выехала на место ЧП, корреспондент Ирина Криштоп вышла в прямой эфир и рассказала, что было известно на тот момент.

В росте цен на продукты питания — в частности, на яйца, сахар, гречку и подсолнечное масло — чиновники винят продавцов. И даже уличают их в сговоре. Бизнесмены не согласны. В информационном блоке на эту тему очень много высказывались предприниматели и очень мало и очень формально — чиновники. То есть если производители свою точку зрения аргументировали, то чиновники — нет: или им не дали такой возможности, или они сами не захотели, в любом случае, нам не сказали, в чём причина.

Коронавирусный блок на этой неделе — не просто новости о красных и жёлтых зонах. На этой неделе, 13 марта, исполнился ровно год, как первый заражённый COVID-19 был зарегистрирован в Казахстане. Разумеется, первым делом журналисты вспомнили оговорку тогдашнего главного санврача республики Жандарбека Бекшина про то, что вирус «наконец-то» появится и у нас. В сюжете вспоминают, как всё начиналось, продолжалось, разговаривают с пострадавшими бизнесменами, комментирует политолог Досым Сатпаев (говорит, что власть показала свою недееспособность в условиях кризиса, и называет её реакцию «непрофессиональной»). Полный, динамичный, информационно насыщенный материал.

Кронавирусный блок продолжился информацией о том, будут ли и как будут прививать онкобольных и людей с ВИЧ, и это — «мостик» к заявлению сенаторов: вирусом иммунодефицита человека всё чаще стала заражаться молодёжь, подростки от 15 до 19 лет. Одна из причин: с детьми не говорят про секс. Сюжет на эту тему содержит всё, что нужно: есть инфоповод, проблема, герои-подростки с ВИЧ — в этом случае и анонимный, и открытый, медики, психолог. Плюс внятный рассказ про то, что ВИЧ в наше время — не приговор, с ним можно жить, создавать семьи и рожать детей. Призыв к родителям: говорите с детьми о сексе, это не приведёт к раскрепощению, а убережёт от многих бед. Материал хороший, полный, насыщенный.

Главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин наконец заговорил о том, что казахстанцы, возвращающиеся из-за рубежа, должны сдавать ПЦР-тест за свой счёт. Сейчас его оплачивает государство. («Аналитика» в авторской рубрике Олега Журкевича «Не до шуток» подняла эту тему, кстати, ещё полтора месяца назад.) Почему казахстанцы не хотят сдавать тесты за границей и откуда привозят ковид чаще всего — выясняла Ксения Поляница. Сюжет насыщенный и полезный, но на штамп «пандемия внесла свои коррективы», кажется, редакциям уже нужно вводить запрет.

Завершился выпуск повторением новости про авиакатастрофу под Алматы — правда, по версии авторов «Больших новостей», наш город называется «Алмата», больше ничем такую форму его склонения объяснить нельзя.

 

 

Если без шуток, «Алмата» может использоватьсяя в личной неформальной переписке, во всех остальных случаях — «Алматы», не склоняется. «Алма-Ата» — она да, склоняется, это название можно использовать, если речь о временах до переименования.

«Большие новости» ушли на весенние каникулы.

«7 кун», «Хабар»

«7 кун» также началась с сообщения об авиакатастрофе под Алматы и соболезнований президента и Елбасы.

Далее — отчёт о встречах Токаева и Назарбаева в привычном для «Хабара» формате съёмки новостей с сайта Акорды. Ведущий подчеркнул, что сам американский президент первым поздравил нашего главу государства с грядущим 30-летием Независимости.

От этого известия был ловко проложен мостик к новой рубрике «Календарь независимости». К ней пообещали возвращаться каждый месяц и рассказывать о знаковых событиях последних 30 лет. Журналист Анна Абрамова в образе строгой школьной учительницы «на время взяла эфир в свои руки». То есть если формат «Намедни» шагает по годам, «Хабар» пошёл по месяцам. Мартовских событий для этого выпуска набралось немало: от создания Ассамблеи народа Казахстана и вступления Казахстана в ООН до смены президента и объявления ЧП.

«7 кун», как и все, тоже отмечает годовщину ковида в Казахстане. Кунсая Курмет пересказала события, свидетелями которых мы все были. Вот социолог говорит о «правильной политике государства» (тех, кто считает иначе, автор сюжета не записала, проблема с балансом). Также прослеживается манипуляция, когда журналистка сообщает: «…количество жертв приблизилось к 3000, но могло быть и хуже — во многих развитых странах показатель в десятки, а то и сотни раз больше». Однако автор не упоминает, что численность и плотность населения там значительно выше. Ура-патриотический сюжет заканчивается отсылкой к Twitter Токаева, где он написал о роли государства в событиях последнего года.

Не очень убедительной выглядит и подводка к следующему сюжету «Глобальная вакцинация». Ведущий говорит: «Наша страна стала одной из первых в мире, где проводится массовая добровольная вакцинация. Судя по всему, сделала верный выбор — международный опыт это доказывает». Далее в сюжете рассказывается про опыт вакцинации Израиля, Украины, России, США и Китая. По монтажу можно сделать вывод, что мы где-то на уровне Израиля (там уже привито 5 млн человек из 8,8 млн жителей, то есть почти 57 процентов). Вакцину от коронавируса по состоянию на 15 марта получили 69 тысяч казахстанцев из 18,2 млн населения (0,38 процента населения страны). Это точно массовая вакцинация сейчас? Кажется, по цифрам мы ближе всего к Украине, где глава Минздрава сокрушается, что вакцинация проходит вяло.

Материал «Открытый доступ» посвящён отечественной разработке — мобильному приложению «Ашык», оно позволяет отслеживать коронавирусный статус человека. В предыдущем сюжете восторженно описывался подобный опыт Китая. Там «код здоровья» считывать можно (и надо) везде — в офисах, кафе, общественном транспорте. У нас же — пока только в 100 заведениях Нур-Султана, Алматы и Караганды, приложение скачали 20 тысяч человек. Сообщается, что санитарный врач столицы довольна результатами пилота. Журналист резюмирует, что наравне с ношением масок скорее всего станет нормой и сканирование кодов. К слову, инструмент, похоже, сможет помочь контролировать предпринимателей: от количества посетителей до времени работы.

Выпуск завершается ещё одним сюжетом об итогах 30-летия Независимости. В материале «Массовый спорт» Айгуль Амантаева начинает тренировкой маленьких хоккеистов, переходя к последним спортивным достижениям. А красной нитью через весь текст проходит мысль, что «все они тренировались на площадках, построенных за годы Независимости».

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Программа началась с короткой новости об авиакатастрофе.

Далее — информация о повышении цен на автомобильное топливо и электроэнергию, от неё — к росту цен на яйца и подсолнечное масло. «Простейшее блюдо — яичница — в нынешних реалиях настойчиво стремится к статусу элитных», — начинает корреспондентка материал с такой вот не вполне оправданной гиперболы. Потому что понятно, что никогда яйца не будут стоить столько, чтобы стать «элитным» блюдом. Но, как говорится, ради красного словца… Но самое главное: автор, говоря про яичницу «элитное блюдо», имеет в виду «слишком дорогое, малодоступное по цене». Но на самом деле значение слова «элитный» не имеет к стоимости никакого отношения, это про «самое лучшее, отборное». То есть в стендапе произошла ещё и подмена понятий. В самом сюжете проблемы с балансом: очень много высказываний от производителей и бизнесменов, а с позицией Минсельхоза, который и обвинил этих производителей в ценовом сговоре, ясности нет. На основании чего они определили, что есть сговор? Почему чиновников не спросили об этом? Завершается материал довольно популистскими размышлениями на тему «почему бы в нашей стране не сделать так, чтобы пенсионеры могли покупать себе машины». В общем, такое ощущение, что сюжет сделан не чтобы стало понятнее про цены, а чтобы пенсионеры у телевизора покивали головами.

И ещё про цены: стремление государства поскорее снизить стоимость антиковидных лекарств привело к тому, что некоторые препараты вообще исчезли из продажи. Проблему «Аналитика» обозначила, а что дальше? «Звучат предложения» (как решить проблему — прим. авт.) — от кого? Кому? Кто в итоге будет определять, что делать с создавшейся ситуацией? Где комментарий Минздрава? То есть информация неполноценна даже как просто новость, не то что как элемент программы с претензией на аналитику. К министерству ведущая обращается с экрана, но почему этого не сделали журналисты, когда готовили материал?

После сюжета про погоду и снежные заносы авторы программы перешли к теме, которую поднимали уже не раз: почему людям, которые не захотели делать ПЦР-тесты перед возвращением в Казахстан, на родине их делают бесплатно? Таких всё больше, и службы аэропорта с ними уже не справляются. «…Люди возмущены, что отель для карантина и изоляции не был готов вовремя! Большинство вернулись из отпуска, где all inclusive. Конечно, возмутительно, что нарушителю санитарных правил транспорт, гостиницу и еду не подали моментально!» Отличный сарказм.

Как про погоду и рост цен, так и про финансовые пирамиды и их жертв можно делать сюжеты хоть каждую неделю. Особенно если журналистам регулярно будут поставлять оперативное видео. Вот и этот сюжет — не исключение. «Уж сколько раз твердили миру», — начинает ведущая Альмира Кульмухамедова свою подводку с цитаты из дедушки Крылова. Сколько ни тверди, а всё мало, хочется ответить. Вряд ли чужой горький опыт научит уму-разуму массы населения, но несколько человек посмотрит да и, возможно, задумается. Так что, наверное, есть смысл в регулярности материалов на эту тему. Тем более с такими симпатичными креативными стендапами.

Далее «Аналитика» рассказала о марше феминисток, который прошёл 8 марта, рассказ этот завершила «женской статистикой»: сколько казахстанок занимают руководящие должности и какие имена сейчас чаще всего дают девочкам.

Завершает выпуск материал, посвящённый годовщине коронавируса в Казахстане — и он тоже начинается с пресловутого Бекшиновского «наконец-то». В этом сюжете было много деталей того, «как это было», и никаких оценок от экспертов, насколько хорошо государство справилось с ситуацией. При этом про «провалы в цифровизации» упомянули, но со ссылкой на Токаева: то есть раз сам президент критиковал — значит, и нам можно.

Apta, QAZAQSTAN

Главной новостью недели для Apta тоже стала авиакатастрофа под Алматы. Четверо погибших, о состоянии двоих раненых подробно рассказал главврач больницы.

Первая большая тема программы — годовщина коронавируса. О ней — сюжет. Воспоминания, детали, хроника — всё то, что происходило за последние 366 дней. Рассказали о многом, но некоторые серьёзные проблемы упустили: например, ни слова не прозвучало про скандалы с руководством ФОМС и «СК-Фармации»; или о том, что модульная больница, построенная в Алматы, не была приспособлена к зимнему холоду.

Цены на жильё продолжают расти. В сюжете на эту тему есть герои, эксперты по недвижимости, экономисты. Они хорошо объяснили, что такое эффект мыльного пузыря в сфере недвижимости, перечислили основные причины подорожания квадратных метров — досрочное снятие пенсионных накоплений, госпрограммы, нехватка квартир, урбанизация, спекуляция. В общем, материал информационно насыщенный и понятный.

Apta продолжает говорить про проблемы приграничных населённых пунктов. В этот раз снимали в селе Багыс на границе с Узбекистаном. До сих пор непонятно, к какому району Туркестанской области оно относится: Казыгуртскому или Сарыагашскому? Жители не могут получить госакты на дома, нет кадастра, не хватает земель для сельского хозяйства, школа в аварийном состоянии, до сих пор сюда не провели газ. Получился эмоциональный сюжет с яркими кадрами, комментируют и жители, и представители акимата.

Тему роста цен на продукты на Apta также затронули, но в рубрике «Apta қонағы». Гость — депутат сената Акылбек Куришбаев. С ним ведущая поговорила о проблеме развития науки в аграрной сфере.

Рубрика «30-летие Независимости Казахстана» продолжается. В этот раз вспомнили 1993-94 годы. Импортные вещи и электроника, зарубежные авто, финансовые пирамиды, города-призраки, новая столица.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь