Нынешнее Евровидение, судя по накалу страстей и лавине публикаций в СМИ России и Таджикистана, «боям местного значения» и жесточайшим баталиям в социальных сетях, мессенджерах и блогах, имеет все шансы стать историческим как минимум для двух государств мира. А участница конкурса Manizha имеет такие же шансы стать как минимум человеком года в тех же двух странах. Уроженка Таджикистана (активно поддерживающая ЛГБТИ-сообщество и неравнодушная к фемповестке) Manizha, она же Манижа Далеровна Сангин (урождённая Хамраева), представит на европейской сцене песню про русских женщин. Об этом стало известно ещё 8 марта, но журналисты и их аудитории в обеих странах всё ещё продолжают обсуждать событие. О чём они говорят — рассказывает медиакритик «Нового репортёра» Михаил Петрушков.
Таджикская певица из России с феминистским хитом
Манижа Сангин напоминает «Красный квадрат» Малевича. И если про «Чёрный квадрат» всему человечеству на протяжении не одного десятка лет настойчиво и упорно объясняют, что это, безусловно, шедевр, то с «Красным» всё намного сложнее.
Так, похоже, и с песней Манижи.
Пытаются её понять, зачастую вангуя, многие СМИ (не только России и Таджикистана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья): одни — превознося до небес, другие — критикуя.
Российская «Новая газета» уже 9 марта вышла с заголовком: «Манифест Манижи» и лидом «На Евровидение от России едет певица родом из Таджикистана с феминистским хитом. Российские ксенофобы и сексисты в ужасе».
Главная мысль статьи: «…поездка Манижи Сангин от России на Евровидение — это не просто вызов. Это объявление войны. И войну эту объявила, конечно, не Manizha, пусть она и автор песни. Войну в прямом эфире российским ксенофобии и мизогинии объявили Константин Эрнст и его музыкальная дирекция «Первого канала»».
Перекликается с этой статьей и пронизанная восторгом и оптимизмом статья «Manizha встала и дошла» на сайте Your.tj, квинтэссенция которой в восклицании: «Да я даже мечтать о таком не могла!»
В публикации, как и в материале «Новой газеты», главный акцент — на экстраординарности произошедшего: «Манижа Сангин, уроженка Таджикистана, которая публично поддерживает ЛГБТ-сообщество, выступает против домашнего насилия и постоянно попадает в фемповестку, едет на Евровидение с песней Russian Woman и будет представлять там Россию. И это в 2021-то году!»
Хотя справедливости ради нужно отметить, что Your.tj в своем анализе идёт ещё дальше «Новой», утверждая: «Это ведь революция». Автор, опираясь «на комментарии некоторых пользователей — «экспертов», рассуждающих о Маниже», знакомит читателя со своей системой вычисления: «Я сейчас смотрю… как их корчит от ярости, и вычисляю — этот ксенофоб, этот гомофоб, этот сексист». И способ подобного вычисления стар, как наш мир: «Это как ладан зажгли или суры начали читать, а тёмные силы крючит». По мнению Your.tj, неожиданно для всех «Россия вдруг предлагает на экспорт один из своих самых лучших, актуальных, уместных и красивых музыкальных проектов — Manizha». Пожалуй, из всего многообразия журналистских статей, заметок, информационных и прочих материалов, посвящённых Маниже Сангин и её творчеству, именно эта статья и отличается смелостью гражданской позиции.
Почти военные сводки от «Sputnik Таджикистан»
Хотя у каждого журналиста и СМИ — свой подход и своя позиция. Ведь в Таджикистане на сегодняшний день практически не осталось СМИ (за редким исключением), которые не посвятили бы хотя бы одну публикацию выдвижению на Евровидение от России нашей землячки Манижи.
Есть и непревзойдённый чемпион — «Sputnik Таджикистан», с лавиной Manizha-творчества которого вряд ли кто-то способен потягаться. Складывается впечатление, что это медиа решило наверстать за счёт освещения темы Евровидения все свои упущения и добиться лидирующей позиции в информационном пространстве Таджикистана. Как говорится, «дадим стране угля».
И, видимо, именно поэтому материалы о Маниже Сангин появляются на сайте «Sputnik Таджикистан», подобно сводкам с полей сражений. Судите сами на примере количества публикаций, даты и времени их размещения хотя бы за пару последних дней:
13:17 16.03.2021 «Манижа о победе на нацотборе на Евровидение-2021: я не была готова»
00:07 16.03.2021 «Манижа анонсировала клип на песню Russian Woman к Евровидению-2021»
18:44 15.03.2021 «За неё русские голосовали: правозащитник Фадеев вступился за Манижу»
14:46 15.03.2021 «Результаты опроса: большинство призналось, что не знает Манижу»
14:20 15.03.2021 «Манижа рассказала, ради кого едет на Евровидение-2021»
13:08 15.03.2021 «Манижа отреагировала на критику из-за поездки на Евровидение-2021»
12:22 15.03.2021 «Манижа призналась, как напророчила себе участие в Евровидении»
17:06 14.03.2021 «Клип Манижи на Евровидение-2021 набрал три миллиона просмотров»
15:24 14.03.2021 «Известный блогер объяснил, почему Манижу выбрали от России на Евровидение-2021»
12:15 14.03.2021 «Кортнев отшутился на вопрос о песне Манижи на Евровидение-2021»
10:40 14.03.2021 «Мне стало стыдно: Дима Билан заступился за Манижу»
С момента объявления песни «Russian Woman» победителем зрительского голосования на сайте «Sputnik Таджикистан» на эту тему уже опубликовано 43 материала. Причём разброс аспектов публикаций — впрочем, как и «наброс на вентилятор», — поражает. Тут и рассказы бабушки Манижи Сангин, и лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский, и Пригожин со знаменитым «музыковедом» Яной Рудковской, и «легенда мировой эстрады» Юрий Лоза, и «покоритель Евровидения» Дима Билан, и «штурмовик Евровидения» Панайотов… И даже профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор филологических наук Олеся Глущенко. Судя по публикации «Контраст романтизма и реализма: филолог оценил песню Манижи на Евровидение», в случае победы Манижи на Евровидении стоит ожидать появление диссертации на тему «Семантика и звучание однокоренных производных (ручечка, ручка) и символизм в музыкальном наследии Манижи Сангин».
И ведь, как говорится, ещё не вечер.
https://www.youtube.com/watch?v=dN8VQM8LUVI
Причём некоторые заголовки статей, типа «Манижа: реакция на песню Russian Woman доказала, что важно говорить о расизме» вызывают удивление и массу вопросов к журналистам этого издания. Конечно, к странным, мягко говоря, местам и причудливой логике в статьях «Sputnik Таджикистан» читатели уже привыкли. Но какое отношение имеет Манижа и её песня к «разговорам о расизме» — понять, кроме, похоже, автора материала и узкого круга специалистов, не может никто.
Уроки географии от НИАТ «Ховар»
Удостоил внимания Манижу Сангин и песню «Russian Woman» и главный информационный орган правительства республики Таджикистан — НИАТ «Ховар». В статье под названием «ЗНАЙ НАШИХ! Таджикская певица Манижа будет выступать на «Евровидении-2021» корреспондент НИАТ «Ховар» сообщил: «Таджикская певица Манижа Сангин (Manizha) будет представлять Россию на конкурсе Евровидение в 2021 году».
Благодаря этому, словно написанному крупными мазками, материалу читатели в самых отдалённых уголках Таджикистана могут проследить за жизненным и творческим путями землячки:
- рождение 8 июля 1991 года в семье врача Далера Хамраева и психолога (а нынче модный дизайнер одежды Modardesigns) Наджибы Усмановой в Душанбе;
- известный «авлод» (род — тадж.) — внучка известного таджикского писателя и публициста Тоджи Усмона, в честь которого в Худжанде названа улица и установлен монумент; прабабушка — одна из первых женщин Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать и бороться против суеверий и предрассудков;
- многодетная семья — пять братьев и сестёр;
- победы в конкурсах — Гран-при международного конкурса молодых исполнителей Rainbow Stars в Юрмале (2003 г.), лауреат фестиваля детского творчества стран СНГ «Луч надежды» и IV международного фестиваля-конкурса Kaunas Talent (2004 г.), победитель конкурсов «Время зажигать звёзды» (2006 г.), «Навои дил» и «Пять звёзд» в Сочи (2007 г.).
Конечно, картина была бы неполной без упоминания, что Манижа (вынужденная переехать со своей семьёй в Москву в 1994 году из-за гражданской войны) «…полгода не могла общаться со сверстниками, поскольку не знала русского языка. Но очень быстро его выучила».
Заканчивается статья интересной мыслью: «Стратегическая победа — проголосует весь СНГ» (орфография сохранена, прим. ред.).
Несомненно, большинство читателей согласится с железобетонными аргументами журналиста: «Огромная аудитория людей, причисляющих себя к категории «рождённый в СССР», на просторах всего СНГ (и не только), и прежде всего Таджикистана, конечно же, с радостью отдаст голос за Манижу».
Но, похоже, и в этот раз найдутся скептики, которых будет одолевать желание задать корреспонденту НИАТ «Ховар» каверзный вопрос: каким образом огромная аудитория Таджикистана и просторов СНГ отдаст свой голос за Манижу (впрочем, как и за любого другого участника Евровидения), если конкурс — европейский, и голосовать будут жители Европы?
Но это, конечно, мелочи, не способные уменьшить удовольствие от материала главного информационного органа и оптимизм, связанный с победой нашей артистки.
А что другие СМИ Таджикистана?
«Вечёрка», похоже, решила выждать. «Радио Озоди», сначала опубликовавшее текст со скромным названием «Родившаяся в Таджикистане певица Manizha представит Россию на конкурсе Евровидение», через день рассказало про реакцию пользователей российских соцсетей и в этот же день поделилось со своей аудиторией мнениями популярных исполнителей в Таджикистане и России.
https://www.youtube.com/watch?v=0V-tgWVFeqA
Журналисты медиагруппы «Азия-Плюс» порадовали рядом публикаций, число и регулярность которых на несколько порядков меньше чемпиона «Манижиады» — «Sputnik Таджикистан». Успеху соотечественницы СМИ посвятило три материала, два из которых — рерайты публикаций российских СМИ. Третий — статья «Звёзды таджикского шоу-бизнеса: Manizha должна оказаться в тройке финалистов Евровидения-2021», построенная на высказываниях таджикских звёзд эстрады о Маниже Сангин. Справедливости ради необходимо отметить постоянное упоминание о Manizha в журналистских обзорах новостей за неделю и программе Shabaka с Дарьей Христолюбовой на сайте медиагруппы «Азия-Плюс».
Напоследок снова процитирую Your.tj: «Единственное, что меня пугает и настораживает во всей этой истории, так это опасение, что Манижу могут выставить на витрину, показать, что как мы умеем, а потом убрать и забыть навсегда».
Но мы все (кто болеет за соотечественницу Манижу Сангин и желает ей победы на Евровидении) всё-таки надеемся, что если революция в России свершилась, то и без зеркала русской революции — никуда! И лучшим ответом всем злопыхателям, всем, кому не нравится именно такое зеркало революции, будет народная мудрость: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».