Прошедший 8 марта в Алматы первый разрешённый марш феминисток широко освещался в СМИ и вызвал бурные обсуждения в социальных сетях. Программа «Неге?» на «31 канале» посвятила этой теме отдельный выпуск, который озаглавили «Опасен ли феминизм для казахского общества?». Медиакритик «Нового репортёра» Назира Даримбет посмотрела выпуск программы.
В своём вступлении ведущий Ерканат Копжасар поясняет: «Мы уже обращались к теме феминизма в Казахстане, но прошедший марш вызвал большой резонанс в обществе, мнения разделились. Одни считают, что проблема с правами женщин очень актуальна у нас, другие говорят, что это чуждо казахскому обществу, и феминизм может привести наше общество к деградации».
Зрителям показали сюжет с самого марша, где ведущий за кадром говорит: «В парке имени Ганди собралось немало народу, а индийский политик, памятник которому стоит здесь, словно удивлённо смотрел на казахских женщин…» Привели статистические данные: около 400 женщин каждый год подвергаются насилию.
Для обсуждения в студию пригласили Гульзаду Сержан, основательницу НПО «Феминита» и одну из организаторов марша феминисток, акына-айтыскера Балгынбека Имашева, члена Союза родителей Казахстана Багилу Балтабаеву из Жамбылской области и журналиста-филолога Назгуль Кожабек.
Выбор экспертов зрителям не объяснили. Какими знаниями в области феминизма обладает религиозный и эпатажный поэт, специально прилетевший из столицы и сам выказавший желание принять участие в передаче, было не понятно. Зрителям и читателям Балгынбек Имашев известен тем, что предлагал поставить памятник Елбасы из золота, а также своими антивакцинными призывами. Не пояснили, чем занимается Союз родителей Казахстана (есть такой, оказывается, у нас), и как сфера их деятельности связана с феминизмом.
Проект «Неге?», о котором мы уже писали как о редком примере по-настоящему острого политического ток-шоу на казахском языке и отмечали его особенности, был остановлен после предвыборной кампании. Новый сезон начался с дискуссии о феминизме, поводом для которой стал женский марш в Алматы. С момента выхода в эфир и до момента публикации этого материала передача успела набрать почти 60 тысяч просмотров на YouTube.
Для этой программы Ерканат Копжасар выбрал не замеченную в предыдущих выпусках манеру ведения ток-шоу.
К примеру, после рассказа Гульзады Сержан о деятельности феминистских организаций в Казахстане ведущий спрашивает у поэта Балгынбека Имашева: «Даже язык не поворачивается произносить эти названия… Как вы думаете, должны ли защищаться права этих… как вы сказали… лесбиянок, транссексуалов, квиров и прочих в Казахстане?»
В ответ на это акын признался, что только перед самолётом, зайдя в Google, впервые узнал о существовании «этих самых и значении этих определений», как бы доказывая, что он «вообще-то не в теме». И опять же непонятно, зачем тогда захотел участвовать?
Далее вместо ответа на вопрос г-н Имашев сообщил: «Там, где заканчивается человечность, начинается разврат, и когда прекращается добро, появляется зло. Женщины вроде вышли с благими намерениями на митинг, но в итоге всё обернулось пропагандой, как их там… геев, трансгендеров, лесби… ну нам вообще нельзя произносить такие слова». Затем профессиональный айтыскер и вовсе заговорил, как имам на проповеди: «Аллах создал мужчину, а из его ребра женщину, третьего не дано. И если они вступают в сексуальные отношения без брака, это уже грех по шариату. А уж тем более, если мужчина спит с мужчиной или женщина с женщиной, они вообще нарушают законы природы. И это все 18 миллионов казахстанцев знают». Проповедь в таком духе длилась больше двух минут, и в конце гость ток-шоу, видимо, пошутил: «Лозунг марша «Каждая женщина важна» («Әр әйел менің жалғызым») действительно правильный: каждому мусульманину, у которого четыре жены, так говорить надо».
При этих словах ведущий громко и одобрительно засмеялся. Хотя мог и напомнить, что вообще-то многожёнство в Казахстане не разрешено законом.
Гость продолжил свой спич, заявляя, что в Казахстане права женщин хорошо защищены, и впору защищать уже мужчин, которых «бросают жёны с детьми, некоторые женщины живут припеваючи на их алименты и развлекаются с другими мужчинами». Мысль завершили пословицы «Если казан оставить без крышки, то собака стыд потеряет», «У женоподобного мужчины нет силы, у мужеподобной женщины нет стыда» с оговоркой «я никого не хочу задеть».
Ведущий, между тем, еле вытянув у гостя ответ на вопрос «должны ли защищаться права «таких людей»», перебил Гульзаду Сержан, которая только успела вставить, что права представителей ЛГБТ-сообщества должны защищаться государством.
Настало время говорить другой гостье, члену Союза родителей Багиле Балтабаевой. «Мне стыдно вот за таких наших апаек, вы же старше меня намного? Вы вносите своими убеждениями раздрай в наше государство, раскалываете его. Вы несёте нам западные ценности, — начала Багила Балтабаева свою эмоциональную речь. — Вам не стыдно втягивать в это молодых? Побойтесь бога! Весь регион — вы сказали, что вы из Жанакоргана (Кызылординская область, прим. авт.), — стыдится вас, вы позорите всех, вы знаете об этом? Вас проклинают родители, бабушки и дедушки тех детей, которых вы вывели на митинг. Все родители против всяких там ЛГБТ. И я категорически против, об этом во всех своих постах написала. Отметила вас, но вы меня заблокировали».
Внимательно и молча слушавший до этого момента пламенные слова гостьи, ведущий вставил реплику: «Заблокировали?! А как же демократия? Сами эти организации хотят демократии, но не следуют её принципам». Хотя до этого, когда в адрес другого эксперта прозвучали и проклятия, и попытка пристыдить её, ведущий молчал.
На ничем не подкреплённые слова, что все без исключения казахстанские родители против секс-меньшинств, Ерканат Копжасар не отреагировал, а при попытке оппонента Балтабаевой уточнить, откуда такие данные, он ответил за свою гостью: «Ну она же состоит в родительском союзе!»
Любопытно то, что и акын, и г-жа Балтабаева считают, что «права казахских женщин и права человека — это разные вещи». А когда Гульзада Сержан попыталась объяснить, что права у всех одинаковы, ведущий почему-то её остановил: «Ну вы, Гульзада-ханым, как-то соблюдайте плюрализм мнений».
Оказалось, что ведущий не знал, что в Казахстане есть список запрещённых для женщин профессий. «Не может быть!» — заявил он в споре с феминисткой. При попытке ответить на вопрос, что же это за профессии, г-жу Сержан перебивали уже все втроём: акын, «родительница» и ведущий. И только потом редакторы подсказали ведущему, что в списке — 229 профессий (женщины в Казахстане не могут быть водолазами, водить поезда в метро и грузовики и так далее).
Наконец слово дали до этого молча слушавшей остальных филологу Назгуль Кожабек, которая справедливо заметила, что в эфире звучат слова проклятья, что недопустимо, это уже язык вражды. Но г-жа Балтабаева накинулась и на неё: «Никто никого не проклинал!» А поэт добавил: «Их бог проклял». Ведущий молчал.
Когда филолог попыталась сказать, что, к примеру, такое явление, как кража невест, в нашей стране — тоже нарушение прав женщин, ведущий, перебив её, заявил: «А ведь есть ещё такая проблема, как калым, из-за высокого калыма некоторые девушки не могут выйти замуж, и это тоже нарушение прав».
Тут слово опять взяла Багила Балтабаева и высказалась в том смысле, что «мою маму тоже украли и ничего, создала семью, нас родила, вырастила. В нашем селе 50 процентов так женятся, и все счастливы».
Новый виток дискуссии касался вопроса «нарушаются ли права женщин и секс-меньшинств». Поэт заявил, что права последних уже и так «чрезмерно» защищены, руководитель Союза родителей добавила, что «их права вообще не нуждаются в защите». Гульзада Сержан тоже хотела ответить на этот вопрос и попросила слово у ведущего, он тот ответил: «Вы наберитесь терпения, подождите, вас же никто не перебивает». А потом, подводя итоги дискуссии, обратился к ней с такими словами: «Здесь нет дискриминации, вам дают даже больше прав. Например, разрешили провести митинг. У нас другие общественные, оппозиционные организации не могут получить разрешения на митинг». Правда, тут он оговорился, что это его субъективное мнение и задал гостям последние вопросы.
На вопрос, как нужно воспитывать казахских девушек, Балгынбек Имашев заявил: «Мы и так свободно воспитываем наших дочерей, но только под свободой наши оппоненты в студии подразумевают вседозволенность, что может сделать несчастными наших девушек. Счастье женщины — в семье, найти мужа, угождать ему, родить детей и воспитывать их. А всё плохое, скандалы и беды у нас от свободных женщин». А Багила Балтабаева добавила, что она против того, чтобы в Казахстане женщины были у власти: «У нас на это есть мужчины».
Под занавес поэт прочитал своё стихотворение о казахских дочерях, смысл которого сводится к тому, что, только выйдя замуж, они могут быть счастливы. Это даже скорее напутствие девушкам. Вот, например, перевод некоторых строчек: «…Буду уважать я зятя, как пророка, а ты почитай его, как своего царя… Твой рай — это его радость… Старайся угодить свекрови и днём, и ночью, это и будет твоим раем».
Ведущий же напомнил, что есть множество казахских пословиц про женщин и привёл одну из них: «Әйел бастаған көш оңбас». Это примерно означает следующее: «Не к добру, если лидером станет женщина».
Безусловно, каждый человек имеет право на собственное мнение. И может его высказывать (если это не противоречит закону его страны), как угодно, даже если совсем не разбирается в вопросе. Но в этой ситуации в студии программы «Неге?» звучали оскорбления, были высказаны позиции, противоречащие Всеобщей декларации прав человека, а профессиональный журналист Ерканат Копжасар или безмолвствовал, не мог найти слов, или начисто забывал о балансе мнений гостей. В итоге ток-шоу превратилось в спектакль, где было понятно, кому отведены роли героев и злодеев. А у зрителей было мало возможностей услышать факты, а не мнения, и найти в конце концов ответ на вопрос «опасен ли феминизм для казахстанского общества».