Жестокое убийство в Алматы 19-летней студентки шокировало казахстанцев и вызвало широкий общественный резонанс. Но не менее шокирующим стало то, как казахстанские медиа стали об этом преступлении писать и что показывать. Медиакритик «Нового репортёра» Назира Даримбет сделала обзор публикаций, посвящённых этому страшному преступлению.
Подробности расчленения и откровенность «родственника»
Аяжан Едилова, студентка четвёртого курса Академии моды и дизайна «Сымбат» пропала в ночь с 19 на 20 марта. А 21 марта появилась информация, что она мертва, убита с особой жестокостью, её тело обнаружили в одном из микрорайонов города.
И сразу после этого известия СМИ принялись буквально смаковать детали убийства, напрочь забыв об этике, чувствах родственников убитой, презумпции невиновности и многих других вещах.
«Аяжан была не просто убита, а убита с особой жестокостью. Её нашли чудовищным образом расчленённую. Преступник действовал быстро и мастерски, родные боятся, что она не единственная жертва. За сутки он профессионально расчленил до мельчайших деталей тело молодой девушки. Подробности настолько шокирующие, что писать об этом невозможно», — ссылается Tengrinews на сообщение фонда «Немолчи».
Жуткие подробности рассказал «Литер» со слов родственника девушки, назвав подозреваемого «маньяком» — «Убийство Аяжан Едиловой: маньяк разложил по пакетам каждый ноготь и зуб». «Есть даже информация, что при задержании он усмехался над полицией и показывал средний палец. Полицейские, ссылаясь на показания подозреваемого, говорят, он сперва убил, а потом расчленил, чтобы скрыть тело. Но, когда мы увидели фото, там части тела были тщательно обработаны, очень профессионально. Маньяк вырезал каждый ноготь, каждый зуб был выбит и положен в отдельный полиэтиленовый пакет. Зачем он это сделал, если просто хотел избавиться от тела? Мы в это не верим. Когда мы звонили в морг, нам сказали, что, возможно, на месте было два трупа, но сейчас это непонятно, так как тело расчленено», — цитирует издание Алмата Муликова, назвавшегося двоюродным братом убитой (стилистика, орфография и пунктуация «Литера» — прим. ред.).
Другие — более близкие — родственники в СМИ не фигурируют; возможно, они бы и не хотели предавать огласке столь жуткие подробности гибели их дочери. Но этим особо никто не озаботился, судя по всему.
Не отказались от жутких деталей и телеканалы, благодаря которым казахстанцы узнали: кроме того, подозреваемый ещё и варил голову жертвы. Об этом, к примеру, сообщили телеканал КТК в криминальных новостях (сводка, которая создаётся специально для YouTube), жуткие детали убийства стали главной новостью также на Astana TV, Almaty TV, «31 канале». А КТК так даже в обычном выпуске новостей повторил.
Правда, на «31 канале» ведущий в начале сюжета просит взрослых увести детей от экранов телевизоров, хотя можно было бы поставить и ограничение 18+. Однако этого сделано не было.
Подозреваемый в убийстве 28-летний житель Туркестанской области во время задержания пытался покончить с собой — зарезаться. Но полиция вовремя вмешалась и отправила его в больницу. На днях его выписали и поместили в СИЗО, идёт досудебное расследование.
И сразу же в СМИ появились его имя, фамилия, отчество, фотографии и другие личные данные. Сейчас уже непонятно, откуда пошла утечка, но многие успели растиражировать эту информацию. Очевидно, все разом позабыли, что такие данные не подлежат разглашению (и о презумпции невиновности).
Вот, к примеру, сайт Politic.kz публикует фото и рассказывает о семье подозреваемого. На сайте газеты «Айқын» также опубликованы его фото, приводятся полное имя и даже статус со страницы из соцсетей. Интернет-сайт caravan.kz тоже не отстаёт в своём стремлении раскрыть внешность, фамилию, имя и фото предполагаемого убийцы. Публикует фотографию и другие данные о нём и портал Adyrna.kz, прямо называя его «преступником» (опять презумпция), при этом отмечая, что он с отличием окончил школу. Тему продолжает сайт Sn.kz, также публикуя фотографию подозреваемого, сообщая также, что убитая три дня переписывалась с ним в интернете.
О чём в итоге не рассказали?
В потоке этих подробностей утонули сообщения о том, что полиция, со слов родственников, не сразу приняла заявление о пропаже девушки, так как «была занята усилением на митингах». Хотя сами представители ДВД города успели опровергнуть эти претензии, сообщив на брифинге, что взялись за поиски сразу же, как к ним поступило обращение. И если в некоторых СМИ сообщается, что именно полиция нашла квартиру, где было обнаружено тело, то другие пишут, что это сделали волонтёры.
«Утром 20 марта начались поиски, родственники заявляли в полицию в 12.00, но там сначала заявление не брали, объясняя большой занятостью из-за усилений на митингах. Подключились друзья и волонтёры. Они стали делать запросы в службы такси. Как дальше следует из рассказа, 21 марта волонтёры нашли таксиста inDriver, который сообщил адрес, куда отвез Аяжан. Адрес сообщили полиции. Дальше уже искали её через базовую станцию абонентского номера. Примерно в 23.00 поехали по адресу. Там уже была полиция», — сообщил Tengrinews.
Так кто же первым нашёл квартиру, где были обнаружены тело девушки и предполагаемый виновный в преступлении? Когда родственники точно обратились в полицию? И на самом ли деле там не приняли заявление? А если приняли, то во сколько? И, раз уж на то пошло, что за митинги такие? В этом разбираться никто не стал.
Зато после публикаций фотографий и личных данных подозреваемого казахстанцы узнали новые подробности — уже о личности убитой. Несколько изданий успели сообщить, что якобы Аяжан приехала к подозреваемому потому, что хотела продать ему свою девственность!
Об этом пишет атырауский сайт Altyn-orda.kz в материале «Аяжан пәктігін 500 мың теңгеге сатты»: күдікті Аяжан Еділованы не үшін өлтіргенін айтты». YouTube-канал интернет-издания Kun.kz выдал такую же информацию, сославшись на признания подозреваемого в полиции. Однако ни в одной из публикации не приводится источник: ни имён, ни должностей, кто именно и где рассказал об этом. Что вообще за чудовищная утечка данных, составляющих тайну следствия? Да и была ли утечка на самом деле, или это фейк? Читателям остаётся только гадать.
Все эти публикации показывают: мы в очередной раз столкнулись с тем, что в погоне за сенсацией и рейтингами журналисты нарушают элементарные правила этики освещения подобных событий, не думают о вреде, который могут нанести, выдавая такие материалы. Ведь если судить только по этим публикациям, у читателей может сложиться негативное отношение и к жертве, и к её родным, которые, кстати, сейчас, скорбя, могут не вполне отдавать себе отчёт в том, что и кому рассказывают. Об этом журналисты тоже должны помнить, а не пользоваться чужим горем.