Обзоры в медиакритике. Как и для чего их писать?

0
267

29 марта в рамках Мастерской медиакритики своим опытом поделилась журналист из Таджикистана, редактор раздела «Медиакритика» сайта «Новый репортёр» Лилия Гайсина. Приводим основные тезисы её выступления.

Формат медиакритики для меня был нов, сложно было перестроиться после обычной журналистики. Всегда хотелось начать рассказывать не о том, как говорят журналисты о событии или герое, а перескочить через журналистов и рассказать все события самой, найти какие-то факты. Но это прошло. Обзоры — это не отчёт и не доклад, а полноценная история. Для хорошего материала нам нужны герой, контекст, место происшествия, сюжет и цель. В медиакритике ничего не меняется, всё то же самое. Только мы находим их в материалах своих коллег в медиа.

Хорошо, если обзорный материал медиакритика вызван эмоцией автора. Правило журналиста: материал будет хорош, если у нас появилась какая-либо эмоция. В медиакритике всё точно так же работает. Пару лет назад Зеленского выбрали президентом Украины. И вдруг мы заметили, что центральноазиатские медиа оживились — всем понравился молодой президент с красивой женой и шутками. О нём начали рассказывать как о суперзвезде. В этом восторженном взгляде чувствовалась такая вселенская тоска. Когда мы собрали информацию, было очевидно, насколько общество устало от той политической ситуации, в которой мы оказались. Так получилась история. Обзорный материал в медиакритике — это возможность рассказать об общественных проблемах. Не получится остановиться только на технических вопросах и раскладывать по полочкам материалы своих коллег, надо смотреть шире. То, что происходит в медиа, — отражение реальности.

В обзорном материале должна быть чёткая аргументация. Часто возникают дискуссии, но мы выходим из них с достоинством, потому что подкрепляем фактами. Всегда приходят люди и начинают с нами спорить, указывать на недостатки. Люди не любят критику, очень редко кто принимает её. В Таджикистане очень маленький медиарынок, мы все друг друга знаем. Поэтому медиакритика даётся автору тяжело. И героям тоже — для них непривычно, что кто-то разбирает их работу. Не надо дружить с теми, кого критикуете. А если дружите, то будьте готовы, что перестанете дружить.

В медиакритике есть политически сложные вопросы, которые нам приходится освещать. Был материал «Как СМИ Таджикистана и Кыргызстана освещали конфликт на границе?». У нас часто возникают конфликты на границе — тема крайне чувствительная, очень важно, как её преподносят журналисты. У людей, которые живут в приграничных районах, есть интернет, они читают СМИ, материалы влияют на их настроение и то, что дальше там будет происходить. Если читать СМИ только одной стороны, то выходит очень однобоко: в Таджикистане одна история, в Кыргызстане — другая. Насколько мне известно, сейчас издания двух стран заключили меморандум, и у них есть возможность обмениваться информацией.

Для обзорных материалов оперативность и актуальность имеют большое значение. Например, вся редакция готовила материал «Крушение самолёта под Алматы: как работали медиа». Мы описали, как разные онлайн-СМИ и телеканалы отработали инфоповод, материал вышел в тот же день. Материал помог читателям выстроить цепочку событий, объяснить всей аудитории, как и почему именно так работают журналисты.

У обзорных материалов есть своя конкретная социальная миссия. В медиакритике ты не просто указываешь коллегам на недоработки и ошибки, но и выполняешь такую же важную работу, как и в обычной журналистике. Это видно на примере того, как СМИ рассказывают о людях с инвалидностью. Мы делали материал «Как таджикские журналисты рассказывают о людях с инвалидностью». Нашли такие термины, как «попал в психушку», «психбольной» и прочие слова, которые обычно используют в качестве оскорбления. Фактически СМИ продолжали навешивать ярлыки, создавали образ людей, которым невозможно помочь: «Если он сидит в инвалидной коляске, то зачем ему строить подходящую инфраструктуру? Он всё равно будет несчастным, сможет жить только на милостыню». В материале мы процитировали памятку из российского издания «Такие дела», где рассказывается, как правильно писать о людях с ментальными особенностями. Одно издание, которое мы упоминали в материале, перепечатало статью у себя, в лиде написав: «Нас критикуют, мы постараемся исправить». После этого таких ляпов у них не было. Также мы следим, чтобы не показывали изображения детей, пострадавших от насилия, и в целом, чтобы журналисты не выжимали из них эмоции на камеру.

У нас была серия материалов «В Таджикистане вируса нет». Таджикистан последней страной в Центральной Азии зарегистрировал коронавирус. Но и сейчас его почти не регистрируют, люди умирают «от пневмонии». Более того: были приняты поправки в закон, что журналисты могут говорить о коронавирусе, только,если они получают официальную информацию, от госструктур. Освещение темы коронавируса говорит не только о профессионализме журналистов. Это о том, как власти общаются со своим населением, насколько они открыты, насколько они контролируют ситуацию. Это в принципе большая общественная проблема. После появления медиакритики в регионе на эти проблемы начали обращать внимание и общественные медиа: появляются материалы, как освещают тот или иной вопрос госСМИ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь