СМИ Таджикистана о религии: много информации и мало аналитики

0
500

В Таджикистане с его высоким уровнем религиозности населения медиа уделяют немалое внимание религиозной тематике. Что и как СМИ пишут на темы, связанные с религией? Медиакритик «Нового репортёра» Ифтихор Миршакар проанализировал материалы русскоязычных сайтов онлайн-медиа за четыре месяца — с 1 января по 30 апреля этого года — и обнаружил характерные тенденции. При этом рассматривались не только материалы с акцентом на религию, но и публикации, в которых религиозные вопросы затрагиваются, не являясь основной темой.

Хотя по Конституции Таджикистан является светской страной, тем не менее, одна из правовых школ суннитского направления ислама «Ханафия» с 2009 года признана официальным религиозным течением в Таджикистане.

Официальных данных о численности последователей разных религий в Таджикистане нет. В самой стране превалирует мнение, что мусульмане составляют от 96 до 99 % местных жителей. Но Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) приводит другие данные: 90 процентов — мусульмане (86 процентов суннитов и 4 процента шиитов), 10 процентов — последователи других религий, в основном христианства.

Большинство онлайн-медиа в Таджикистане значимую часть материалов посвятили вопросам, связанным с постом в священный для мусульман месяц Рамазан. Также уделялось достаточное внимание таким темам, как открытие мечетей после их закрытия из-за пандемии, нарушение прав верующих, религиозный экстремизм, влияние религии на различные аспекты жизни общества и т. д.

К сожалению, на сайтах онлайн-медиа за рассматриваемый период не хватает вдохновляющих и мотивирующих человеческих историй на религиозную тему. Интересные истории есть, но их очень мало. Ещё более драматична ситуация с глубокой аналитикой — точнее, с её отсутствием в публикациях. Хотя СМИ уделяют достаточное внимание религии и связанной с ней тематике, в основном события освещаются без их глубокого анализа.

Освещение религиозной тематики в СМИ

На сайте «Радио Озоди» опубликовано более 70 материалов, в которых затрагивается религиозная тематика. Больше, чем другие СМИ, «Радио Озоди» уделило внимание нарушениям прав верующих — почти три десятка материалов. Половина из них посвящена нарушениям прав верующих в Таджикистане. В частности, в трёх сообщениях говорится о преследовании членов запрещённой в Таджикистане организации «Свидетели Иеговы». О нарушениях прав мусульман-уйгуров в Китае сообщается в восьми новостях. Ряд новостей посвящён отдельным гражданам Таджикистана — мусульманам или членам организации «Свидетели Иеговы», которые обвинялись в деятельности экстремистского характера.

О преследованиях речь идёт и в материале «Таджикские студенты заявили о задержаниях и допросах после обучения в Иране» (25.02.2021). При этом в тексте почему-то шиизм, одно из двух основных течений ислама, назван «сектой». Этот термин носит негативный оттенок в сознании мусульман.

Событиям, связанным с экстремизмом, посвящён десяток материалов. В большинстве из них речь идёт о задержаниях в Таджикистане и других странах подозреваемых в причастности к экстремистским организациям.

За рассматриваемый период на сайте «Радио Озоди» опубликована лишь одна история, связанная с религиозной тематикой, — «Жительница Ашта отказалась от хаджа и построила на скопленные деньги мост». В ней рассказывается о 72-летней жительнице Аштского района Хуринисо Саидалиевой, которая пожертвовала накопленную пенсию на строительство моста в своём селе. Сообщается, что она проработала в фермерском хозяйстве более 40 лет и получает пенсию в размере чуть более 500 сомони (около $50). Женщина планировала вместе с мужем совершить паломничество в Мекку, но три года назад супруг умер. Далее в материале отмечается: «Государственные СМИ также призывают жителей благоустраивать страну вместо того, чтобы совершать хадж. Неизвестно, построила ли мост эта жительница Ашта по своей инициативе, или её об этом «попросили» местные власти». Лучше бы журналист спросил об этом саму героиню истории, а не ставил под сомнение её благородный порыв.

В интервью «»Облить её бензином и поджечь!»: таджикской писательнице Шахзоде Назарзода в соцсетях угрожали убийством» интервьюируемая рассказывает о своём творчестве. В частности, она сообщает об угрозах, которые поступили ей после публикации её произведений. Один из вопросов журналиста касается темы религии: «Одна читательница сайта «Радио Озоди» выразила недовольство публикацией интервью с вами и обвиняет вас и певицу Манижу в поклонении Западу. Она считает, что вы подверглись промывке мозгов, и вам с Манижей следует заниматься пропагандой ислама и прежде всего суннизма. Что вы ответите ей?» Назарзода отвечает: «Страх перед прогрессом некоторые радикалы называют по-разному, в том числе поклонением Западу. Вероисповедание — личное дело каждого гражданина. Некоторые почему-то считают борьбу за права женщин чуть ли не борьбой с исламом. Это заблуждение…»

Более 60 материалов с упоминанием религиозной тематики опубликовано на сайте Sputnik.tj. По сравнению с другими медиа «Sputnik Таджикистан» уделяет внимание не только исламу, но и православному христианству. За счёт русскоязычной аудитории, которая исповедует православие и живёт за рубежом, материалы именно на эту тему набирают наибольшее количество просмотров.

Например, публикация «Красим яйца на Пасху 2021 в каркаде — простой и красивый способ» набрал свыше 20 тысяч просмотров. Также более 9,7 тысячи человек просмотрели материал «Как покрасить яйца на Пасху 2021: натуральные и простые способы без химии». Но рекордное количество просмотров (свыше 82 тысяч) набрал другой материал — «Вербное воскресенье 2021: традиции и главный смысл праздника». В нём говорится о православном празднике Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим.  

В материале «Священник рассказал, о чём верующие забывают в Великий пост» приводятся высказывания декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета отца Андрея. В частности, он говорит: «Фундаментом церкви является любовь, любовь к Богу, любовь к людям, которые нас окружают. Нет никакого смысла поститься, если человек унывает, если он раздражается, если он предаётся каким-то страстям».

Более 17,7 тысячи человек просмотрели материал «Когда начинается Великий пост 2021: как правильно питаться по дням». В нём священник отмечает, что цель Великого поста — это не диета, а сознательный шаг к изменению духовной жизни. Приводится также его цитата: «Вопрос не в том, чтобы не есть курицу, а в том, чтобы встретить Пасху с чистым сердцем».  

Но, конечно, большинство материалов на религиозную тематику посвящено исламу.

В материале «Абдулкодирзода обратился к верующим из-за таджикско-кыргызского конфликта» со ссылкой на Совет улемов Таджикистана отмечается, что «сегодня во всех мечетях Таджикистана прошли пятничные молитвы, на которых верующие совершили дуа за здоровье солдат и пограничников, пострадавших на таджикско-кыргызской границе». Но ведь пострадали не только военнослужащие, но и мирные граждане. Также в тексте приводятся слова муфтия о том, что «недоброжелатели всегда есть и будут в тех странах, что идут вперёд и развиваются». Что это за страны и как они связаны с конфликтом на границе, не поясняется.

Тема Рамазана затрагивается в более чем 10 публикациях. Следует отметить, что в материалах об исламе официальное духовенство в большинстве случаев говорит о ритуалах и обрядах, а не о нравственных основах этой мировой религии. В публикации «Как не «сломать рузу»: рекомендации в Рамазан от Совета улемов», в частности, отмечается: «Священнослужители пояснили, что любое купание, будь то река, озеро или бассейн, разрешено, но при условии, что постящийся будет соблюдать все меры предосторожности, и вода не попадёт в организм через ротоносовую полость».

Заголовок новости «Муфтий Таджикистана дал важные рекомендации верующим на Рамазан» даёт надежду, что речь пойдёт о советах морального и духовного характера. Но в ней говорится в основном о соблюдении санитарных норм в мечетях. Безусловно, это очень важные рекомендации, особенно в период пандемии, но такие советы могли бы дать и эпидемиологи.

В нескольких сообщениях затрагивается тема экстремизма. При этом в некоторых из них используются не совсем корректные термины. Например, в материале «Экспорт войны и миссионеры с оружием: что «подарят» талибы Таджикистану» представители движения «Талибан» называются «джихадистами». На самом деле понятие «джихад» в исламе означает не только войну за веру, но и внутреннюю борьбу верующего со своими пороками и страстями. Поэтому стоит ли использовать это многозначное слово в отношении экстремистской группировки?

Какое отношение конкурс «Евровидение» имеет к религии? Казалось бы, никакого. Но не всё так просто. Оказывается, участие Манижи в «Евровидении» не оставило равнодушным ни мусульманское, ни христианское духовенство в России. В материале «Имам посоветовал Маниже другую песню для Евровидения-2021» сообщается, что имам-мухтасиб Московской области Дауд Мухутдинов рекомендует певице поменять песню из-за негативных отзывов. Таким образом, Манижа Сангин смогла привлечь к «Евровидению» внимание не только политиков, но и мусульманского и христианского духовенства.

На сайте «Азия-Плюс» за рассматриваемый период опубликовано более 50 материалов на религиозную тематику. В материале «»Это твои дочери, не мои». Как живут таджикские многодетные семьи, в которых родились только девочки» рассказывается о нелёгкой судьбе девушки из Худжанда. Этот материал просмотрели свыше 13,5 тысячи человек. В материале говорится о достоинстве дочерей и с точки зрения ислама. Представитель Совета улемов Таджикистана приводит хадис о том, что Всевышний допустит в рай тех, кто имеет дочерей и не причиняет им вреда, не унижает и не предпочитает их сыну. Далее в тексте отмечается, что «он подчеркнул важность роли воспитания девочек, ведь они являются будущими матерями, производящими на свет героев и вершителей истории». Здесь стоило бы только добавить, что, как свидетельствует история, женщины и сами могут стать и героинями, и вершительницами истории.

В публикации «»Какие вы мусульмане?..» Как отреагировали таджикские соцсети на убийство бездомных собак в Бохтаре» приведены комментарии пользователей Facebook. Во многих из них речь идёт о вере: «Какие вы мусульмане после таких поступков, ходите в мечеть, читаете Коран, а поступки говорят о вашей бесчеловечности и жестокости». Как сказано в тексте, «люди приводили строки из Корана, отмечая, что ислам — это религия добра, и сам пророк Мухаммад призывал не обижать животных».

Если судить по количеству просмотров, можно сказать, что женская одежда — одна из самых интересных тем для читателей. Материал «Хиджаб или мини-юбка. Миграция и новый облик женщин Таджикистана» набрал около 41 тысячи просмотров. Статья является адаптированным ИА «Фергана» вариантом одного из разделов монографии Софии Касымовой «Гендерные аспекты миграционных процессов в Таджикистане: вызовы времени и варианты выбора». В частности, в статье речь идёт и о мусульманской одежде таджикских женщин. Как отмечает автор: «В 2000-е годы на улицах Душанбе пестрота религиозного стиля в женской одежде создавала своеобразный мусульманский интернациональный фон и наглядно показывала все идеологические пристрастия современного мусульманского мира».

Религиозная проблематика присутствует и в таких материалах, темы которых, казалось бы, далеки от религии: текст «Почему таджички стали реже выходить замуж за иностранцев?» и материал «Суррогатное материнство в Таджикистане: грех или последний шанс на детей?». В последней публикации отмечается, что против суррогатного материнства, прежде всего, выступают религиозные деятели, и что законы шариата гласят: это недозволенная исламом и категорически запрещённая процедура.

Тематике, связанной с постом в месяц Рамазан, посвящено около десяти материалов. В них приводятся рекомендации Совета улемов Таджикистана о том, как проводить ифтары (коллективные вечерние разговения), какие милостыни следует раздавать и т. д. В публикации «Эмомали Рахмон разъяснил, кому в Таджикистане можно не держать пост» приводятся цитаты из поздравительной речи президента в честь наступления месяца Рамазан.

Материал «10 добрых дел в месяц Рамазан, которые следует совершить каждому» акцентирует внимание на нравственной основе мусульманского поста. В чём и заключается актуальность и важность этого материала. В частности, в нём приводится аят из Корана: «…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах».

В новости «В Таджикистане отменили уроки этики и просвещения, введённые в школах ГБАО для исмаилитов» упоминаются современные мусульмане-исмаилиты, составляющие большинство населения ГБАО. Сообщается, что отныне уроки этики и просвещения будут вестись не в школах, но только в домах и в местах, где верующие совершают молитвы.

В большом историческом материале «Как путешествие русского доктора Регеля чуть не привело к геноциду памирцев» тоже речь идёт об исмаилитах, но живших почти сто лет назад. Этот материал просмотрели свыше семи тысяч человек, что более чем вдвое превышает количество тех, кто проявил интерес к предыдущему материалу о современных исмаилитах.

В интервью «Мишель Тарран: «Таджикистану нужно развивать туризм и Франция может поучаствовать»» тоже поднимается религиозная проблематика. На вопрос «Как европейский человек вы считаете ислам опасным для европейских ценностей?» Мишель Тарран, посол Франции в Таджикистане, даёт весьма лаконичный и дипломатичный ответ: «Нет, я абсолютно противоположного мнения. Ислам как религия не представляет опасности ни для кого. Опасность в том, как ей злоупотребляют в разных трактовках. Это говорят сами представители ислама. Религия ислам — это религия мира. Ислам осуждает теракты, те, кто от имени мусульман совершает такие акты, дискредитируют эту религию». 

В сообщении «Ушёл из жизни известный таджикский богослов домулло Хикматулло Тоджикободи» больше говорится о политических предпочтениях покойного, чем о его религиозных взглядах. Например, в материале отмечается: «В своём интервью журналистам в 2014 году Домулло Хикматулло процитировал слова основателя Ханафитского мазхаба Имома Аъзама, который говорил: «Уважай падишаха и его сан». Также он призвал мусульман страны, чтобы они после молитвы высказывали добрые пожелания в адрес Джаноби Оли — президента Таджикистана Эмомали Рахмона».

Большой интерес читатели сайта проявили к статистике — около 12 тысяч человек просмотрели материал «Мировые религии: у кого сколько последователей?».

На сайте ИА «Авеста» опубликовано около 10 материалов, связанных с верой. В материале «Киргизский депутат предложил лечить гражданина, назвавшего себя Богом» речь идёт об экс-кандидате в президенты Кыргызстана Арстане Абдылдаеве. Говорится, что осенью прошлого года он в ходе пресс-конференции заявил: он является богом и станет президентом Вселенной в 2020 году. Далее в тексте отмечается, что Абдылдаев — последователь тенгрианства (древняя религия тюрко-монгольских кочевников).

Четыре новости посвящены теме поста в месяц Рамазан. В двух из них внимание акцентируется на проблеме повышения цен Один из них — материал «Президент поздравил таджикистанцев с Рамазаном и призвал торговцев не повышать цены». К сожалению, торговцы слабо отреагировали на призыв главы государства.   

Из новости «Священный месяц Рамазан в Таджикистане наступает 13 апреля» можно сделать вывод, что в некоторых случаях гармония между религией и наукой всё-таки возможна. В тексте сообщается, что решение о начале мусульманского поста, «как объяснили в Совете улемов (Совет религиозных учёных), основывается на данных и исчислении Института астрофизики Национальной академии наук Таджикистана».

Весьма актуальным можно назвать материал под заголовком «Муфтий Таджикистана: Экстремизм и терроризм являются разрушающей силой человеческого разума». Вероятно, имеется в виду, что экстремизм и терроризм являются силой, разрушающей человеческий разум. В этой новости глава Совета улемов Исламского центра Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода подчёркивает, что «борьба с этими явлениями невозможна без широкой просветительской работы, донесения до широких слоёв общества, особенно до молодёжи, ценностей добрососедства, религиозной терпимости, диалога и сотрудничества».

На сайте медиа Your.tj религиозная тематика за рассматриваемый нами период упоминается в примерно 10 материалах. Интересна история о жителе Душанбе, которому принятие ислама помогло избавиться от пагубных привычек и изменить жизнь в лучшую сторону. Материал «Как Санёк стал Абдурахмоном. История Александра Матвеева, принявшего ислам» можно назвать одной из лучших историй на тему религии за весь рассматриваемый период.

Из материала «Где на Памире можно найти зороастрийские мазоры и буддийский монастырь» и текста «Ваханский дом: и жильё, и храм. Как строят дома на Памире?» читатели могут узнать много нового и интересного о древних и современных религиозных и культурных традициях жителей Горного Бадахшана.

Статья «От бесплатных стрижек до бесплатной муки. Как таджикистанцы проявляют доброту в честь Рамазана» акцентирует внимание на моральных ценностях ислама.

СМИ информируют, но не просвещают

К сожалению, за рассматриваемый нами период на сайтах онлайн-медиа не удалось обнаружить качественных и актуальных аналитических материалов на тему религии. В Таджикистане остаётся злободневной проблема радикализации части молодых и не очень молодых людей, которые в силу разных причин, в том числе отсутствия полноценного образования, становятся жертвами пропаганды псевдорелигиозных экстремистских организаций. В частности, об этом свидетельствуют озвученные ранее факты присоединения тысяч жителей Таджикистана к радикальным группам в Сирии, Ираке и Афганистане.  

В онлайн-медиа в Таджикистане за четыре месяца не было аналитических материалов, в которых эксперты проанализировали бы причины и пути профилактики распространения в обществе радикальных идей. Известно, что легче бороться с причинами, чем с их последствиями.

Также мало публикаций, в которых религиозные, политические и культурные деятели рассуждали бы о религиозной терпимости, плюрализме и взаимопонимании.

Нет материалов, подчёркивающих важность межконфессионального диалога и сотрудничества или изобличающих ложь псевдорелигиозного насильственного экстремизма. Вместо этого можно найти немало материалов, сосредоточенных на вопросах, связанных с ритуалами и обрядами. Безусловно, внешние проявления религии тоже имеют очень большое значение для верующих, но не ими одними жива религия.

В основе разных религиозных традиций лежат общие духовные и моральные ценности. Поэтому представителям различных конфессий и течений легче достичь взаимопонимания на духовном, а не догматическом уровне. СМИ могли бы способствовать этому взаимопониманию, но для этого необходимо не только информировать людей, но и просвещать их. Просветительскую миссию СМИ ещё никто не отменял.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь