В Таджикистане впервые с января 2021 года официальные власти признали, что в республике всё-таки есть случаи заражения COVID-19. Почти полгода (с января по июнь) таджикский Минздрав утверждал, что в стране нет ни одного случая коронавирусной инфекции. Эту информацию были вынуждены повторять все государственные и даже независимые СМИ, потому что в республике с прошлого года действует закон, в соответствии с которым журналисты, которые рассказывают о коронавирусе, могут использовать только официальную информацию. Видимо, в конце июня ситуация обострилась настолько, что власти были вынуждены признать: коронавирус в стране есть. Что изменилось после этого заявления в эфирах государственных телеканалов — посмотрел наш медиакритик Ифтихор Миршакар.
Итак, для начала нужно коротко напомнить, в каких условиях работает информационный рынок Таджикистана во время пандемии. В прошлом году ответственные чиновники до последнего говорили, что в республике нет случаев COVID-19 и в итоге признали его наличие позже, чем их коллеги во всех остальных республиках Центральной Азии. Разумеется, кроме Туркменистана — там коронавируса до сих пор нет. Пока чиновники молчали, журналисты из независимых таджикистанских СМИ искали правду и публично высказывали свои сомнения в официальной версии. Тогда же эксперты заметили небывалый разгул свободы слова в независимых медиа. Однако в июле 2020 года лавочку прикрыли: в силу вступили поправки к Кодексу административных правонарушений, в соответствии с которыми за публичное распространение ложной информации об опасных инфекционных заболеваниях, в том числе о коронавирусе, СМИ могут получить немалые штрафы. При этом «ложной» считается вся информация, которая поступает не от официальных источников. Журналисты вынужденно стали говорить о коронавирусе так, как о нём говорил Минздрав. Тем временем, Минздрав с конца прошлого года снова стал говорить, что случаев COVID-19 в стране нет. Хотя в социальных сетях сами больные или их родственники почти ежедневно сообщали о случаях заражения коронавирусом. И онлайн-СМИ, которым грозит штраф за распространение неофициальной информации о COVID-19, со ссылкой на анонимные источники всё-таки стали писать об этих случаях.
Минздрав молчал до конца июня 2021-го, но потом ситуация, видимо, обострилась до такой степени, что пришлось признаваться: ковид в стране есть. За полгода такой тишины народ окончательно расслабился: перестал носить маски, перестал бояться большого скопления людей. При этом для большого количества населения в Таджикистане, особенно для людей, проживающих в регионах республики, главный источник информации о Таджикистане — это государственные телеканалы, которые после официального заявления заговорили о коронавирусе, но предпочитают освещать профилактические мероприятия, и не говорить о конкретных данных, даже официальных.
Например, в результате просмотра программ основных таджикских телеканалов можно узнать подробную статистику по количеству заражённых, выздоровевших и умерших от COVID-19 в США, Индии, Афганистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и других странах мира. Странно, что при этом о статистике по самому Таджикистану телеканалы не промолвили ни слова. Хотя, несмотря на явную нелюбовь к конкретным данным, главные телеканалы страны всё-таки уделили вопросам распространения новой волны COVID-19 внимание.
О профилактике
Короткие ролики с картинками и инфографикой, которые рекомендуют профилактические меры от COVID-19, часто показывали на всех телеканалах. В информационных программах «Ахбор» (ТВ «Точикистон»), «Навид» (ТВ «Сафина») и «Хабар» (ТВ «Джахоннамо) ежедневно демонстрировали сюжеты о вакцинации от коронавируса, дезинфекции общественных мест, разъяснительных мероприятиях, акциях по раздаче масок и т. д.
Впрочем, тема новой волны коронавируса не стала главной на таджикском телевидении. Основное внимание, как всегда, уделялось событиям с участием президента Таджикистана Эмомали Рахмона и мэра города Душанбе Рустама Эмомали. При этом на всех упомянутых телеканалах транслировались одни и те же сюжеты об этих событиях.
В информационных программах часто речь шла о призывах властей к гражданам Таджикистана соблюдать санитарно-гигиенические правила и проводить массовые мероприятия с участием малого количества людей. Возникает вопрос: если в мероприятиях участвует небольшое количество людей, можно ли назвать их массовым?
Также эксперты — доктора и эпидемиологи — начали давать свои рекомендации по мерам профилактики COVID-19 в эфирах. Они советовали не заниматься самолечением, а своевременно обращаться в медучреждения или к семейным врачам, призывали прививаться от коронавируса, носить маски и соблюдать социальную дистанцию в общественных местах.
В бегущей строке программы «Ахбор» (ТВ «Точикистон») было написано, что прививка почти на 100 процентов предотвращает смерть и тяжёлое течение COVID-19, а серьёзных побочных эффектов не зарегистрировано вовсе.
3 июля в программе «Хабар» (ТВ «Джахоннамо») доктор одного из Центров здоровья города Душанбе рассказал зрителям о пользе иммунизации. На вопрос о том, чем нынешний коронавирус отличается от прошлогоднего варианта, он ответил: разница в том, что сейчас больные ощущают большее недомогание.
На следующий день в эфире ТВ «Сафина» показали передачу «Минбари андеша» («Трибуна мысли»), в которой врачи и эпидемиологи дали свои рекомендации по профилактике COVID-19. Они тоже призвали население вакцинироваться, укреплять иммунитет с помощью здорового питания, бороться с ожирением, а при обнаружении признаков коронавируса обращаться к семейным врачам.
При этом по «картинкам» в сюжетах было заметно, что подавляющее большинство жителей Душанбе и других регионов страны не используют маски в местах скопления большого количества людей, в том числе на крупных рынках и в закрытых помещениях. Хотя журналисты отмечали, что государство делает многое для предотвращения распространения COVID-19, но граждане тоже должны ответственно относиться к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм.
Причём сразу же после этих сюжетов в других информационных программах журналисты рассказывали о разных мероприятиях — от показа национальной одежды и детских конкурсов до научных конференций и собраний государственных структур. И все участники этих собраний на экране появлялись без масок.
Так, на всех телеканалах неоднократно показывали один и тот же сюжет об открытии президентом Таджикистана санатория «Шохамбари» после его реконструкции. В нём также показали большую группу молодёжи, которая декламирует стихи и поёт песни, а девушки плетут друг другу косы. Вся молодёжь и чиновники в сюжете появились без защитных масок и соблюдения социальной дистанции.
Третьего июня по всем телеканалам показали сюжет о научной конференции «Эмомали Рахмон — один из основателей ШОС». Было отмечено, что в её работе участвовали более 300 человек, но многие пришли на конференцию без масок и сидели близко друг к другу. Такая же картина была и в сюжете «Точикистона», посвящённом торжественному собранию по случаю Дня сотрудников ГАИ, которое прошло в Хороге.
О прививках
Ряд сюжетов на телеканалах посвящён процессу иммунизации граждан Таджикистана. В них специалисты рассказывают, что прививка — единственный способ защиты от COVID-19. Журналисты показали информационную акцию, организованную в Душанбе правящей Народно-демократической партией Таджикистана. Участники этой кампании говорили о пользе вакцинации, люди вокруг даже в самых оживлённых и многолюдных местах города ходили без масок.
Таким образом, несмотря на популярность таджикского телевидения среди населения, пока большинство граждан явно игнорирует призывы властей и экспертов соблюдать профилактические меры.
О том, что новая волна COVID-19 не стала приоритетной темой для таджикского телевидения, свидетельствует и итоговая еженедельная аналитическая программа на главном телеканале страны — «Точикистоне». В программе, вышедшей в эфир в воскресенье, 4 июля, больше говорили о политике. Например, речь шла о ситуации в Афганистане, заседании правительства с участием президента страны, встрече главы Таджикистана с представителями иностранных государств и делегацией Парламентской ассамблеи ОДКБ, открытии санатория «Шохамбари».
Сюжет о ситуации с COVID-19 в стране был показан только ближе к концу программы. В нём рассказали про ход вакцинации жителей Душанбе и призвали граждан не участвовать в массовых мероприятиях. Правда, на заседании правительства, показанном на всех телеканалах, президент Таджикистана поручил соответствующим госструктурам взять под контроль проведение мероприятий по борьбе с коронавирусом.
Ещё на основных телеканалах с конца июня стали давать слово экспертам — учёным и врачам, которые дали рекомендации о путях борьбы с коронавирусом. При этом ничего не было сказано, например, о том, какие штаммы COVID-19 распространяются сегодня в Таджикистане или какие конкретные побочные эффекты выявляются у привитых граждан.
Не хватало специальных передач, полностью посвящённых теме COVID-19, где учёные и доктора могли бы подробно и глубоко обсудить и проанализировать вопросы, связанные с новой волной распространения коронавируса в Таджикистане.
Кроме того, вызывает удивление и полное отсутствие на главных телеканалах страны официальной статистики по количеству заражённых, выздоровевших и умерших граждан Таджикистана. Вместе с тем, статистические данные по другим странам мира — близким и дальним — можно найти в бегущей строке. Видимо, телеканалы руководствуются принципом «меньше знаешь — лучше спишь». Хотя сложно сказать, продиктовано ли это заботой о спокойствии граждан или недоверием к проблематичной статистике.
К сожалению, в сюжетах на основных телеканалах Таджикистана не были показаны поликлиники и больницы, где обследуют или лечат людей от COVID-19. Не говорилось и о том, насколько медицинские учреждения Таджикистана готовы к новой волне коронавируса. Не было общения ни с выздоровевшими людьми, ни с родственниками больных, ни с лечащими врачами. А ведь люди, непосредственно на себе испытавшие последствия этого коварного заболевания, могли бы рассказать много интересного и полезного многочисленным зрителям таджикского телевидения.