В Таджикистане закончился сезон пресс-конференций: что чиновники рассказали СМИ

0
183

10 лет тому назад президент Таджикистана выпустил указ, согласно которому два раза в год все государственные органы республики должны проводить пресс-конференции и отчитываться перед журналистами о проделанной работе. За 10 лет пресс-конференции фактически превратились в единственную площадку, на которой журналисты могут поговорить с чиновниками лично. Всё остальное время местные СМИ в лучшем случае довольствуются письменными ответами на свои вопросы, в худшем — их запросы игнорируют. Удалось ли русскоязычным журналистам из самых популярных онлайн-медиа использовать нынешние пресс-конференции и задать накопившиеся вопросы, рассказывает медиакритик «Нового репортёра» Михаил Петрушков.

Вот и отгремели залпы очередных полугодовых и практически отчётных пресс-конференций министерств и ведомств Таджикистана. Судя по списку (направленному исполнительным аппаратом президента в редакции СМИ), начиная с 12 июля и до 4 августа 68 представителей государственных и местных органов власти радовали своим общением местных журналистов.

Ожидаемым лидером в освещении абсолютно всех пресс-конференций по идее должно было стать государственное медиа НИАТ «Ховар». При прочтении анонса на сайте этого издания, посвящённого старту ежегодных пресс-конференций, любого журналиста могла охватить гордость и радость за коллег, ведь «Согласно утверждённому плану, должностные лица министерств и ведомств, предприятий, учреждений и других организаций, действующих на территории Душанбе, согласовывают сроки проведения пресс-конференций с НИАТ «Ховар»». Затаив дыхание, читательская аудитория приготовилась к получению информации «из первых рук», но анонсы предстоящих конференций на сайте НИАТ «Ховар» напоминали сводки от Советского информбюро: «2 августа министерства финансов, экономического развития, Агентства по экспорту проведут пресс-конференции». 

Некоторые публикации подкупали своей краткостью, строгостью и лаконичностью. Как, например, публикация, которая уместилась в три абзаца. При этом первый абзац был посвящён дате проведения пресс-конференции, второй — времени и месту, третий — информации о том, что «объявления о времени и месте проведения пресс-конференций публикуются в рабочие дни на сайте НИАТ «Ховар»». По-видимому, представленные в статье данные являются исчерпывающей информацией о деятельности Национального центра тестирования.

Благодаря министру финансов Файзиддину Каххорзоде население страны узнало, что «общая сумма доходов государственного бюджета составила 13,2 млрд сомони». Небольшая статья, которую посвятили журналисты «Ховара» этой пресс-конференции, нашпигована цифрами и гордостью за объёмы финансирования различных сфер народного хозяйства страны. Особую радость читателей наверняка вызвало заявление министра финансов: «Импорт превысил план на 809,6 млн сомони и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 3,4 млрд сомони».

Особый интерес у журналистов вызвала и пресс-конференция председателя Налогового комитета Нусратулло Давлатзоды, которой журналисты НИАТ «Ховар» посвятили сразу две публикации: «Налоговый комитет: План по налогам и другим обязательным платежам обеспечен на 101,4 %» и вторая — «Количество налогоплательщиков, представивших документы в электронном виде, увеличилось на 5,2 тысячи».

В небольшие по объёму статьи журналисты смогли вместить изысканные, ёмкие, эпические и даже шедевральные фразы, раскрывающие всю палитру деятельности Комитета, например:

«Для предотвращения увеличения и в установленном порядке принудительного взыскания суммы задолженности по налогам, за этот период налоговыми органами в отношении налогоплательщиков-должников было принято 6550 решений о принудительном взыскании налогов на сумму 619 млн сомони,  за этом счёт и по итогам решений 2020 года в целом в бюджет поступило 550 млн. сомони, что относительно средств, поступивших в аналогичный период прошлого года, составило 139,3 млн. долл. в этом направлении предпринимаются дополнительные меры. Это на 139,3 миллиона сомони больше, чем за аналогичный период прошлого года, и в этом направлении принимаются дополнительные меры».

Орфография и пунктуация оригинала сохранены. Несомненную радость читательской аудитории вызвали и такие статьи, как «Минтруда не поддержало предложение об увеличении пенсионного возраста. Почему, пояснила глава ведомства Ширин Амонзода». И такие — «Фарход Рахими: ядерный реактор «Аргус» восстановлен на 85 %» или «В Таджикистане будет налажен выпуск отечественных аппаратов ИВЛ».

Но на фоне всех этих официальных сообщений особняком стоит текст по итогам пресс-конференции МИД, во время которой обсуждался вопрос беженцев из Афганистана. Заголовок этой статьи «МОЖНО, НО ОСТОРОЖНО» по праву достоин считаться не только одним из лучших заголовков всех сообщений о пресс-конференциях в этом сезоне, но и ответом на вопрос: а можно ли задавать острые вопросы чиновникам.

На фоне постоянного внимания «Ховара» к сфере здравоохранения Таджикистана в ковидную эпоху весьма удивительно выглядит статья, освещающая пресс-конференцию Министерства здравоохранения и социальной защиты населения. В материале с громким названием «12 000 ВРАЧЕЙ И 36 000 МЕДСЕСТЁР. Столько медработников держат «противоковидную» оборону в Таджикистане» практически изложено содержание всей пресс-конференции в версии нашего ведущего информагентства. Учитывая нынешнюю ситуацию, подобное выглядит по крайней мере странно. Напрашивается вывод: либо всё, о чём стоило сказать на пресс-конференции, уже сказано ранее, либо руководителям важнейших сфер — медицины и социальной защиты населения — и говорить-то не о чем.

«Азия-Плюс»: от некрологов до денег народа, от падения цен на морковку до маршировок

Судя по количеству (более 70) и разнообразию публикаций на сайте «Азия-Плюс», журналисты медиагруппы смогли выжать практически максимум из пресс-конференций. Причём смогли, судя по контенту, не только задать впечатляющее количество вопросов, но и получить максимальное количество ответов на них. Хотя, конечно, учитывая число отчитывающихся органов власти, публикаций могло быть значительно больше.

Успехов в личном зачёте добились мастера освещения пресс-конференций Пайрав Чоршанбиев, Мусо Бобоходжиев, Сайфиддин Караев, Сайрахмон Назриев и Аваз Юлдашев. Безоговорочное лидерство по количеству публикаций (20 материалов),  смелости, злободневности и остроте освещаемых тем принадлежит Пайраву Чоршанбиеву. Более того, заголовок его статьи «Барки точик» «умывает руки»: Мы в повышении тарифов на электроэнергию не причем» (орфография, стилистика и пунктуация оригинала) является лейтмотивом практически всех пресс-конференций энергетической компании.

Необходимо отметить, что, несмотря на смелость некоторых журналистов «Азии-Плюс», издание, похоже, подстраховалось. И некоторые сообщения с пресс-конференций журналисты не подписали своими именами, указав в графе «автор» Asia-Plus. Например, текст: «Цементный завод снова пообещали вывести из Душанбе» или материал «Минфин Таджикистана опровергло свое же заявление о расчетном счете для пострадавших в Ворухе» (орфография оригинала). По-видимому, лучше перестраховаться, ведь, говоря словами мэра Бохтара, которые он тоже произнёс в этом сезоне пресс-конференций, «У нас в городе много бессовестных руководителей».

Мэр города Бохтар Сиджоуддин Саломзода во время пресс-конференции, фото «Азия-плюс»

Как и в прошлые годы, многие заявления чиновников достойны стать крылатыми фразами или лозунгами светлого будущего. Например, фраза министра сельского хозяйства Сулаймона Зиёзоды: «Продуктов много, никто голодным не останется». Жёг глаголом сердца на пресс-конференции, судя по публикации, и глава Комитета по телевидению и радиовещанию Нуриддин Саид. Похоже, надолго в умах людей останется его ответ на вопрос «почему местным телеканалам не разрешается вести программы на местном же языке, например, в районах ГБАО?». Ответ чиновника можно высечь на скрижалях истории: «Телевидение могучий аппарат государства, идеологический аппарат и информационный аппарат. Поэтому они должны вещать на том языке, который понимает народ».

А что в сухом остатке?

Судя по освещению пресс-конференций на русскоязычной версии «Радио Озоди», большинство материалов журналисты построили по одинаковой схеме: самая важная, по их мнению, мысль чиновника — как заголовок (например, «Таджикских студентов, обучающихся в вузах Кыргызстана, вернут на родину»), затем классический заход: повтор мысли, затем указание автора, затем дата и указание на то, что эта мысль высказана в ходе пресс-конференции и далее — излагаемая в статье (порой, весьма объёмной) информация не имеет прямого отношения к самой пресс-конференции и её содержанию.

Интересен и выбор освещённых пресс-конференций: журналистов этого издания интересовали в основном высказывания чиновников, имеющих резонанс как минимум в рамках Центрально-Азиатского региона. Например: «Азим Иброхим: грузовые перевозки между Таджикистаном и Афганистаном продолжаются». Остальная информация министерств и ведомств страны, за исключением недавнего громкого убийства маленькой девочки Руфейды и позиции Генеральной прокуратуры по этому поводу, журналистов «Радио Озоди», похоже, не особо заинтересовала. В чём причины подобной обращённости вне, а не вовнутрь Таджикистана? Возможно, во вкусах и предпочтениях целевой аудитории. А возможно, в личных пристрастиях и стиле журналистов этого СМИ.

Своеобразный итог безудержной гонки пресс-конференций журналисты тоже подвели.

Например, «Радио Озоди» рассказало о том, что чиновники в последние годы всячески стараются уйти от ответов и применяют для этого самые разные методы: задают встречные вопросы, зачитывают пресс-релизы и даже грубят. Издание Nuqta.tj в статье «Ох уж эти пресс-конференции…» опубликовало развёрнутое мнение Марям Темурзоды (псевдоним известной журналистки), собравшей топ крылатых фраз и афоризмов чиновников, благодаря которым будничные отчёты превратились в карнавал юмора, интеллекта и неуёмного оптимизма. Статья построена на перекличке чиновников и активистов социальных сетей. Автор статьи сначала приводит крылатую фразу чиновника, а следом — не менее крылатые, а порой и просто шедевральные, высказывания (перлы) пользователей социальных сетей.

Автор статьи утверждает: «Обычно пресс-конференции воспринимались журналистами как “золотые” дни. А как же иначе, если для представителей независимых и даже государственных СМИ это практически единственная возможность получить ответы на свои вопросы из первых уст. Но, как и раньше это бывало, прославились пресс-конференции не особенной содержательной информативностью, а высказываниями чиновников, которые вызывали резонанс как в журналистской среде, так и у читателей в социальных сетях».

Приходится констатировать: если от чиновников читательская аудитория уже давным-давно, похоже, не ждёт ни достоверной информации, ни откровения, ни остроты, то от журналистов люди ещё по-прежнему надеются услышать неудобные вопросы в адрес государственных органов. И хочется верить, что не напрасно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь