Трагедия в Карагандинской области, вейпы и моногорода. Мониторинг итоговых ТВ-программ 1–7 ноября

0
29
Скриншот с сайта podrobno.uz

Трагедия недели — происшествие на шахте в Карагандинской области. Тем более странно, что об этом ни словом не обмолвились авторы программы «Грани» на «Первом канале Евразия».

В числе прочего КТК говорили о групповом изнасиловании в Туркестанской области, «Хабар» вспомнил о трагедии «розового озера», а рекордсмен по «эксклюзиву» традиционно QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Программа началась с «шокирующей истории с изнасилованием школьницы» в Туркестанской области. Её мать заявила, что над 17-летней девушкой надругались 17 мужчин. Ещё летом. Сюжета не было, но история, если верить журналистам, чудовищная: мать то ли согласилась, то ли в итоге не согласилась взять деньги от предполагаемых насильников, восемь миллионов тенге. А журналисты напомнили, что, но новым законам, примирение по такой статье невозможно, но это если есть доказательства. Их не было — мать, если верить правоохранителям, сама их уничтожила.

Скандал в сельском хозяйстве: чиновники выявили факты многомиллиардных хищений. Это тема первого большого блока программы. Два триллиона тенге выделили на развитие отрасли, и они куда-то исчезли. «В распоряжении программы оказалось видео, как коровам перебивают ушные бирки, и безо всякого карантина животные оказываются на территории Узбекистана», — гордится ведущий программы Алексей Рыблов. В смысле — оказалось? Они его украли? «Президент дал понять, что наказания никто не избежит», — резюмирует он же. «Места в колонии для всех хватит», — добавляет Токаев, и любопытно, потому что далее вы увидите, как эту же фразу главы государства другие программы использовали в материалах на другие тему. Видимо, она универсальная для всех, кто боится президента Казахстана.

Только за девять месяцев и только в одной Туркестанской области 31 школьник свёл счёты с жизнью — говорит нам далее ведущий. Плюс статистика по изнасилованиям и насильственным действиям, но без указания источника. «Чиновники озвучили статистику», — говорит Рыблов, но какие чиновники? Где именно они озвучили эту статистику? Придётся зрителям искать самим. «Грань между нормами приличия и детским самовыражением» искала Ирина Криштоп. Важное в этом сюжете: наконец-то нам показали отношение к произошедшему Министерства образования. Если коротко: НИШ (ученик которой не так давно выпрыгнул из окна якобы из-за того, что его отчитали за юбку) не подчиняется министерству, но вообще чиновники по-прежнему за школьную форму и точка. Хотя инцидент произошёл во внеучебное время. Сюжет отличный, с комментариями психологов. Подняли и проблему платков в школах, то есть речь не только о тех, кто красит глаза и ногти. Не хватило комментариев учителей, которые вытирают тряпками глаза учениц. Но их отсутствие чисто по-человечески понятно.

«Грозит ли стране вейп-эпидемия? Бауржан Апсеитов выяснял, кого это парит», — такова подводка к следующему сюжету про электронные гаджеты. Всё больше тинейджеров увлекаются электронными сигаретами. В Казахстане их продажа почти не регламентируется. «…содержится солевой никотин — он вызывает привыкание», — говорит автор, а у нас вопрос: а обычный никотин не вызывает? Но не это главное. Главное, нам так и не объясняют: кто и когда прекратит бесконтрольную продажу непонятных жидкостей не только детям, но и взрослым? И ещё есть проблема, которую никто не поднимает: когда нельзя будет купить вейпы, дети пойдут покупать сигареты. А насколько их легко сейчас купить детям?

«Казахстан переживает цифровую лихорадку: наша страна занимает второе место в мире по добыче криптовалюты», — говорит Алексей Рыблов, опять же не ссылаясь ни на какие источники и упоминая некие «восемь ангаров в Павлодарской области». О криптовалюте — следующий сюжет, и о её регулировании тоже. Немного понятнее становится из сюжета Дамиры Абдрахмановой, но если представить себе среднестатистического потребителя новостей, ему не очень ясно: ну потребляют эти фермы неизвестно чего очень много электроэнергии. Но ведь платят за неё: то есть не за наш же счёт. Или вроде куда-то подключаются незаконно? Непонятно. И по-прежнему непонятно, откуда статистика. Масса вопросов без ответа, но главный: что это за криптовалюта, что аж целые области из-за неё в энергетическом кризисе? А точно? Это частная инициатива? Если да, то что такое «серые майнеры»? Чем они отличаются от «белых»? Словом, не очень понятно, о чём сюжет: об энергетическом кризисе, о том, что Казахстан куда-то в очередной раз вырвался, о том, что кто-то ворует у кого-то электроэнергию, или что? Мысли автора скачут и зрители за ними не успевают.

Выпуск завершается очередным сюжетом в рубрике «91-21». Это короткие семиминутные обзоры главных событий прошлых лет. На этот раз — год 2002.

«7 кун», «Хабар»

Программа началась с трагической новости из Карагандинской области, где от выброса метана в одном из вентиляционных штреков шахты Абайской погибли шесть горняков. Трагедия произошла утром в воскресенье. Зрителю показали кадры из шахты, зачитали телеграмму с соболезнованиями президента Касым-Жомарта Токаева и синхрон министра по ЧС Юрия Ильина.

Абай — моногород. Оттолкнувшись от этого, ведущий Александр Трухачёв сделал подводку к сюжету про другой моногород — Экибастуз. Опрос на улице показывает, что никому не нужны проблемы: пожилая женщина отказывается говорить, делая вид — а, может быть, и на самом деле что-то потеряв. Мужчина прямым текстом говорит: «Нет у нас никаких проблем. Я лучше промолчу». Журналист за кадром продолжает рассуждать про плохие дороги и высокий уровень оттока населения. Далее выясняется, к чему всё это: оказывается, Экибастуз недавно посетил Токаев. И снова нам пересказывают сказанное главой государства — вышел достаточно однобокий сюжет.

И, как обычно, о канцелярите и в целом сложном языке, который используют авторы программы. Вот фрагмент подводки ведущего Александра Трухачёва к следующему материалу «Наболело»: «И именно в Экибастузе — в типичном моногороде с его разбитыми дорогами и почти полностью истлевшими от старости коммунальными сетями, — в полном отрыве от реальности благополучного столичного левобережья, президент и говорит с правительством о том, с чем люди, живущие вне уютных экосистем городов республиканского значения, сталкиваются каждый день. И речь идёт не только о коммунальной неблагоустроенности, но и об инфляции, о дефиците топлива и о системной коррупции». Во-первых, очень сложные конструкции. Во-вторых, логическая ошибка, хочется спросить: а что, в городах республиканского значения люди не сталкиваются с инфляцией, дефицитом топлива и системной коррупцией?

Далее зрителям рассказывают о предстоящей вакцинации беременных, кормящих и детей с обзором того, как детей вакцинируют, например, в США. Показывают, как девушка-подросток с больничной койки рассказывает о важности вакцинации, или же как врач привёл на прививку свою дочь-дошкольницу. К слову, ранее в этой передаче зрителям любили рассказывать про опыт Израиля, сейчас от этого отошли. Сюжет полный: есть «заокеанские» синхроны, а также комментарии врачей, молодой мамы. Заканчивается всё опросом зрителей на улицах.

«Тему пандемии затмил Всемирный экологический саммит», — говорит про следующий сюжет ведущий Трухачёв, и это достаточно спорное утверждение. Для кого затмил? Только если для собкора «Хабара» в Соединённом Королевстве, который в одном месте увидел президента США Джо Байдена, шведскую экоактивистку Грету Тунберг, а также британского принца Чарльза. Сюжет насыщен странными деталями. Видимо, описание, что Джо Байден задремал то ли после перелёта, то ли вследствие духоты в зале, должно было оживить материал. Однако вышло иначе: так и осталось непонятным, какая польза от этой информации казахстанскому зрителю?

Продолжает выпуск «странное» расследование про исчезновение розового озера Кобейтуз. Нам рассказали, что волонтёры и местные власти вывезли мусор, но урны там так и не появились. И вода, по данным проб, опасна.

Выпуск завершается материалом к 30-летию Независимости, где описываются события ноября разных лет.

«Грани», «Первый канал Евразия»

Программа начинается с видео, на котором министра национальной экономики Асета Иргалиева спрашивают, сколько он и его семья тратят на еду. И уход крупного чиновника от конкретного ответа. Ни слова о трагедии в Карагандинской области! Хотя программа выходит в прямом эфире и, безусловно. её авторы вечером воскресенья уже знали о ней.

Далее — сюжет о безработице в Казахстане, к которому ведущий Алибек Рзабаев сделал подводку в том смысле, что безработных много, а потенциальные работодатели жалуются: выбирать не из кого. Когда автор материала (тот же Рзабаев) упомянул популярный сериал «Игра в кальмара», это даже не стало неожиданностью. Сам сюжет — это во многом рассказ о работе Центра занятости населения, талантливый, с интересными, яркими героями и очень динамичный. Единственное замечание: «обречь» детей на голод, а не «обрести». «Обрести» — это другое слово.

Следом — сюжет про электронные сигареты. Ничего нового: неизвестно, из чего приготовлены смеси, но подросткам уже предрекают, что они массово будут страдать поражениями лёгких. Журналист Светлана Пенькова переоделась в школьницу (ну допустим, что тинейджерская укладка несколько помогла) и пошла проверять, действительно ли одноразовые вейпы продают старшеклассникам. Впрочем, все знают, что электронки детям и правда продают. И эта сфера действительно никем не контролируется толком. Впрочем, чиновники утверждают: мол, контролируется, потому что такие изделия подпадают под уже существующие законы. Однако ответа на вопрос, почему продавцы не боятся продавать такой товар несовершеннолетним, в сюжете нет. Джамиля Садыкова, лидер Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» (отрадно, что титр быстро исправили: в первом варианте он был без запятой), ситуацию с продажей не прояснила, но рассказала много интересного о самих новых гаджетах.

Мария Парфёнова — автор блока про ожирение казахстанцев. Там опять же много интересных героев и полезной медицинской информации. Но вопрос, который должен задавать себе каждый автор сюжета: и что? Диетологи и врачи говорят: надо питаться полезной едой. Информация в таких материалах общеизвестна. Однако сюжет про ушивание желудка был очень любопытным и информативным, а истории героев, которые скинули много килограммов, вдохновляют и мотивируют. Так что, наверное, смысл в этом.

Далее — вечно актуальный, особенно в наше время, вопрос подорожания продуктов. И даже президент признаётся: государство не может с проблемой справиться. Вот разве что Токаев напомнил: места в колониях на всех хватит (судя по всему, это какая-то универсальная фраза президента). То есть, по мнению государства, всему виной — перекупщики. В студию пришёл министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Казалось бы, какая связь. Но, оказывается, разговор о коррупции. Почему о ней заговорили именно с подорожания продуктов (с министром образования!) — непонятно. Аймагамбетов рассказывает, как теперь будут приниматься учителя на работу в школы, чтобы исключить коррупционную составляющую. Почему так не работали раньше, хотя проблема существует уже давно, не объяснили. Зато очень много ссылок на некие слова и поручения президента, благодаря которым министерство увидело какие-то проблемы. То есть без президента оно этих проблем не видело? Ведущий Олег Журкевич этот вопрос не задал.

Айгерим Муздыбаева — автор следующего блока про торговлю людьми и проституцию. Журналисты берут «откровенные» интервью у привлекательно выглядящих мужчин, которые признаются: им поступают непристойные предложения от женщин или «замужних» (вместо «женатых», интересная оговорка) пар. На деле материал оказывается пиаром веб-сериала «Эскорт». Опять же: тема, про которую можно спросить «и что?». Такие сюжеты, если бы не пиар сериала, можно делать каждую неделю.

И завершает выпуск рубрика, посвящённая 30-летию Независимости: год 2012 вспоминает Бекнур Кисиков. Почему именно его выбрали героем — не очень понятно. Кто он? В титрах его определяют как «в 2021 году — начинающий писатель». В смысле, а сейчас он уже не начинающий? Что он написал, чем знаменит? Владислава ЧелАха называют Владиславом ЧЕлахом — оно и понятно: рубрику, видимо, делали люди, которые в 2012-м ещё учились в школе.

Apta, QAZAQSTAN

Программа началась с новости о том, как утром в воскресенье в Карагандинской области в шахте «Абайская» компании «АрселорМиттал Темиртау» произошла авария. Шестеро шахтёров погибли, ещё двое находятся в тяжёлом состоянии в реанимации. На чёрном фоне показали и назвали имена всех погибших. Глава государства выразил соболезнования.

Авторы программы успели сделать на эту тему сюжет. Много комментариев: и коллег, и представителей компании. Не забыли также вспомнить похожие трагедии — например, когда в 2008 году в этой шахте из-за взрыва метана погибли 30 человек. Ведущая Жайна Сламбек упомянула и о том, что шахтёры регулярно проводят забастовки, потому что недовольны условиями труда.

Президент Токаев совершил рабочий визит в город Экибастуз Павлодарской области. И провёл республиканское совещание по развитию моногородов. Сюжет называется «Моноқалалардың «мұңды монологы»» («»Грустный монолог» моногородов»), на казахском звучит очень здорово, это аллитерация. Но сам сюжет обычный и протокольный. Очень хотелось бы увидеть жителей, их мнения, но ни жителей, ни мнений. Зато есть совещание и видео с мест, где побывал глава государства.

Синхрон президента про «места для всех в колониях хватит» тоже дали — во время блока про «масштабные хищения бюджетных средств».

Редакция Apta продолжает тему подорожания продуктов. Постоянный автор этих сюжетов — корреспондент Данияр Қайыртай. В этот раз он сделал тоже хороший материал, где есть много интересных героев (вся пенсия уходит на продукты-лекарства, покупаем еду в рассрочку, на одну семью в месяц уходит 200 тысяч тенге на продукты), экспертов (предлагают решение проблем), депутатов (озвучивают причины), чиновники профильного министерства (винят дефицит и говорят, что в мире вообще всё дорожает). В сюжете есть и министр нацэкономики Асет Ергалиев с его словами про то, что он тратит 50-60 тысяч тенге то ли в день, то ли в месяц.

Автодорожные мосты и их износ — тема следующего сюжета. Главная тема — мост в Нур-Султане, который несколько лет назад закрылся на ремонт и до сих пор не открылся. Похожие проблемы есть и в регионах. Есть комментарии водителей, экспертов-строителей и представителей местных акиматов. А представители профильного министерства отказались комментировать. Полный сюжет, поднимающий острую проблему.

В Казахстане с начала года обувь подорожала на 6-8 %. По словам экспертов, она будет дорожать и дальше, потому что с 1 ноября в Казахстане её маркируют, чтобы исключить ввоз контрафакта. В сюжете есть герои (обувь дорожает, качество плохое, не хватает денег), а представители различных ведомств объясняют, что такое эта маркировка. Есть и комментарий сапожника, который одобряет это требование, потому что, по его мнению, некачественной обуви стало слишком много.

Один аул c 500 жителями в СКО остался без питьевой воды. Колодец, из которого все брали драгоценную влагу, вышел из строя, он слишком старый. А акимат объяснил: ничего не можем сделать, потому что эта скважина — не на нашем балансе. Эмоциональный сюжет, показывающий всю серьёзность проблемы.

В программе Apta — новая рубрика: «Желілер: корреспонденция, комментарий» («Сети: корреспонденция, комментарии»). Ведёт эту рубрику Жұрағат Баман. Он собирает комментарии на самые острые темы из соцсетей, а потом объясняет причину проблемы. Тема этого выпуска: подорожание автомобилей в Казахстане. Баман считает, что причина — нехватка чипов и запчастей для новых машин.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь