Разговор о продуктах, вернее — о ценах на них, остаётся в топе информационных запросов аудитории многие месяцы, если не годы. Но стилистика этих новостей изменилась, словно журналисты и ведущие забыли, какая она — их аудитория. К такому выводу пришла медиакритик Алия Нагорнюк, посмотрев эфир на эту тему.
Подорожание продуктов как информационная повестка уже утратила своё новостное значение. Потому что это уже давно не новость. Оно как восход или закат — всегда с нами, но с разной степенью проявления. Поэтому о грядущем скачке цен в новостях (!) уже предупреждают.
Аристотель и гречка
«Информбюро» еще в сентябре предостерегло: готовьтесь, мол…
Причём просто информацией со статистикой не ограничились, а дали полноценный страновой обзор. Видимо, чтобы придать материалу хроникальности или достоверности (думается всё же, что люди и без того поверят, что гречка подорожала), на зрителя из четырёх экранных окон сурово глянули люди с мест с микрофонами в руках. Речь пойдёт о чрезвычайной ситуации или происшествии? Да нет же! Тема стара и избита. Конечно, необходимо искать новые способы подачи, но, как бы то ни было, форма должна соответствовать содержанию. Не вдаваясь в глубокий смысл этих философских категорий, описанных ещё Аристотелем, скажу лишь, что только их единство обеспечивает целостность сюжета и чего бы то ни было вообще. Здесь же форма и содержание, скорее, вступают в противоречие.
Такая манера подачи была уместна в первых материалах о ковиде, о других кризисных событиях государственного или местного масштаба, о важных политических событиях (выборах, например), но все они должны иметь хоть какой-то элемент экстренности. Согласитесь, гречка здесь ни при чём. И это не единственный способ акцентировать зрительский интерес.
В данном случае уместнее развёрнутый репортаж с элементами аналитики, но без прогнозов. К примеру, таких: «Если сейчас яйца в Шымкенте стоят до 520 тенге за десяток, то к зиме могут вырасти и до 600». Вот если вырастут, тогда и покажем в новостях. О причинах подорожания рассказали аргументированно, толково. Но информационный вояж ВКО — Карагандинская область — Костанайская область — Шымкент требует резюмирования. Это ещё один повод сделать автономный сюжет.
К своим берегам
Подорожание продуктов стало основной причиной всё ещё сохраняющегося высокого уровня инфляции. Об этом шла речь на Конгрессе финансистов Казахстана, и об этом поведал «Хабар».
На канале ещё в июне рассказали о создании информационной платформы по мониторингу цен на продукты. На сайте, как обещали, можно будет узнать о формировании их стоимости от поля до прилавка. Такие инициативы властей вполне объяснимы. Ведь причины подорожания продуктов — в сфере устойчивого интереса населения.
Прошло пять месяцев, но рассказать толково о том, как же этот ресурс работает, не удосужились. Хотя говорили о его актуальности и важности, тем более что подорожание продуктов в новостной повестке остаётся.
Вообще наши информационные службы перестали разрабатывать темы, предпочитают новости-однодневки — написали и забыли.
И ещё. Коллеги, «социально значимый» пишется в два отдельных слова. Ошибка во весь экран!
В общем и целом материалы о подорожании продуктов в новостях «флагмана» казахстанского телевидения выглядят успокоительными.
В сюжете об обсуждении бюджета этой тенденции остались верны. О росте цены на пшеницу тоже рассказали, но устами министра сельского хозяйства, который всех и уверил: мол, социальный хлеб не подорожает. А не социальный?
И в конце, по традиции, о том, что будет: «До 2025 года планируют повысить производительность труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза, обеспечить страну основными видами продовольствия отечественного производства, а также повысить доходы больше одного миллиона сельских жителей за счет формирования семи крупных экосистем и реализации инвестпроектов».
Оно, может, и извинительно, ведь сюжет о ПЛАНИРОВАНИИ бюджета, но за этим тезисом нужна и аналитика, ведь задачи эти повторяются год от года.
«На это направят основную часть расходов — почти 27 трлн тенге, которые будут направлены на развитие здравоохранения и образования, увеличение зарплаты медиков».
Тавтология, видимо, уже проросла в новостных материалах канала.
Удивительно, но в сюжетах на столь народную тему нет тех, кого это касается в первую очередь — простых граждан, даже мнения экспертов практически отсутствуют: сплошь чиновники и депутаты… «Хабар» возвращается к своим берегам.
Автора!
Причины подорожания продуктов почти на всех каналах называют одни и те же: рост стоимости ГСМ, засуха, логистика, коронавирус, изменение потребительских привычек…
Но сговор торговых сетей как причину скачка цен на продукты наконец назвали — на ТДК-42.
Причём, как оказалось, по информации канала, так намного продукты выросли в цене именно в Казахстане. Нашим соседям удаётся-таки реально сдерживать рост цен. Хотелось бы цифр для сравнения.
Если не считать тавтологии «Рост цен достиг пика в 2021 году. Первая причина — это высокий рост цен на непродовольственные товары. Причём подорожали не только импортные товары, но и те, что производятся внутри страны. Так, мясо всех видов дорожает по всей стране», то можно сказать, что сюжет логичен, прост для восприятия, свеж по аргументации тезисов. Даже ощущается ирония (про бензин и про уголь), по которой мы уже изрядно соскучились. Тренд казахстанской журналистики «Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока…» здесь, к счастью, не сработал.
— Автора!
— Бауыржан Шаяхмет.
Однако!..
Без героев из народа обходятся в большинстве сюжетов о подорожании продуктов и «Главные новости».
Здесь прибегают к незатейливой (если не убогой) графике и озвучиванию статистики: «Только за полгода потребление баранины снизилось на 10 с половиной процентов». И далее — о прогнозах Минсельхоза в таком же «цифровом» духе.
В контексте новостей канала в рубрике «Свой курс» автор попытался объяснить рост цен на продукты, но, на мой взгляд, абсолютно безадресно, без учёта зрительской аудитории.
Экскурс больше похож на обзоры всем известной Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
По жанровой специфике, по месту в эфире и задачам (отклик на самые злободневные новостные тренды) отсылка к программе «Однако…» совершенно очевидна. Сравнивать не буду. Подчеркну лишь: кроме привычного «Однако, здравствуйте!» Михаил Леонтьев часто произносит «Проще говоря» (возможны синонимические конструкции).
Круг журналистов, пишущих о народных экономических темах (уголь, продукты, бензин, транспорт), далеко не узок, но они всё дальше и дальше от своего зрителя.