Как рассказать о медиаграмотности самым маленьким? Аудиосказки с тулпарчиком по имени Свайп

0
22

В октябре 2021 года тренеры по медиаграмотности Евгений Хабаров и Татьяна Голубцова презентовали проект «Сказки по медиаграмотности для детей». Всего в проект вошли четыре сказки, одна из которых — в двух частях. На сегодня уже опубликованы две из них: «Опасный видеотур» (на русском и казахском языках), а также «Не кормите троллей» (на русском и казахском языках). Также сказки выпущены в аудиоформате. Автор сказок — алматинский тренер по легкописанию Светлана Познякова. Евгений, Татьяна и Светлана рассказали нам, как родилась и была реализована идея проекта сказок.

Медиатренер Евгений Хабаров:

«Сегодня дети с малого возраста сидят в соцсетях»

Евгений Хабаров

— Сказки по медиаграмотности — наша совместная идея с Татьяной Голубцовой. Мы решили наши бюджеты из проектов по медиаграмотности объединить и сделать такой двойной проект. Плюс подключили ещё одного получателя субгранта от Internews — иллюстратора Светлану Раздобу, она нарисовала нам иллюстрации.

Мы выбрали формат сказок, потому что считаем, что обучать детей медиаграмотности можно с самого детства — детям можно читать сказки либо включать записанные. Именно через сказки можно донести детям информацию про безопасные пароли, про то, какой контент можно снимать, о чём рассказывать в соцсетях безопасно, а о чём — нет. Сегодня дети с малого возраста сидят в соцсетях, очень важно преподносить эту информацию в формате, который будет лёгок для их восприятия.

Автора сказок предложила Татьяна Голубцова — она давно была знакома с работами Светланы Позняковой, знала, что она пишет сказки на заказ. Светлане также интересна тема медиаграмотности, поэтому она с удовольствием взялась за заказ. Мы пригласили её на гонорарной основе. Также именно Светлана записывала сказки в аудиоформате на русском языке. На казахский язык сказки нам перевела Жанылай Базарбай, ведущая, журналист, медиатренер, она же и озвучила их на казахском языке.

Иллюстрация к сказке «Не кормите троллей». Автор — Светлана Раздоба

Нам было очень важно, чтобы сказки были понятны детям. Светлана апробировала свои тексты на знакомых детках. Самую первую сказку мы сокращали — в аудиоформате она звучала около 15 минут. И мы поняли, что нужно короче — оптимально 5-6 минут. Остальные сказки были уже без правок. Было бы классно сделать анимацию по этим сказкам, но пока это только планы.

Мы понимаем, что не все будут слушать аудиоформат, некоторым родителям удобно самим читать их детям. Поэтому мы опубликовали в наших соцсетях и сами тексты. Люди слушают, мы получаем хорошие отзывы: говорят, что классный и полезный проект.

Медиатренер Татьяна Голубцова:

«Мы нацелились на создание оригинальных сказок»

Татьяна Голубцова

— Идея написать сказки возникла, потому что у Евгения Хабарова была такая задача в проекте — создать что-то необычное и креативное для самых маленьких. Что может быть лучше сказок? Я проводила тренинг для библиотекарей, и мы создали одну сказку в рамках нашего проекта. Правда, это была не самостоятельная сказка, а пересказ «Репки». Вдохновившись успехом того проекта, мы нацелились на создание оригинальных сказок.

С автором Светланой Позняковой я знакома очень давно, тогда она ещё была редактором газеты для подростков Teenager. Она одна из первых в Казахстане в начале 2000-х вела школу по журналистике, создала и редактировала юношеское издание. Потом она начала писать сказки, обучать этому других, выпускать сборники сказок. Например, человек побывал в Праге, и он создаёт сказочный сюжет, который мог бы с ним произойти в этом городе. Я знала, что у неё есть потенциал, чтобы понятным языком рассказать детям и подросткам об основах медиаграмотности. Я была абсолютно уверена, что она сделает это классно, интересно, современно.

Как я её брифовала? Это было несложно, потому что она в том числе пишет на коммерческие темы и хорошо знает, как работать с заказчиком. Я описала круг проблем, показала примеры, на которые можно ориентироваться. Например, мини-мультфильмы для детей были у Лаборатории Касперского, а также мультзарисовки делали наши кыргызские коллеги из проекта «МедиаСабак». Например, стояла задача показать важность защиты в информационном пространстве. Многие дети зачастую снимают ролики у себя в квартире и показывают ценные вещи, которые попадают в кадр. Это могут увидеть злоумышленники, выяснить адрес и прийти, чтобы ограбить… Светлане я помогла определить круг важных тем.

Иллюстрация к сказке «Пароль-антихакер». Автор — Светлана РаздобаТакже, помимо списка тем, мы придумали сюжет и сквозного персонажа — волшебного крылатого жеребёнка-тулпарчика по имени Свайп, который помогает, прилетает на помощь, когда нужно, подсказывает. Это аналог Конька-Горбунка, Пегаса, восточный сказочный герой, который передаёт и национальный колорит сказки.

Чтобы записать ролики, мы арендовали студию — нам важно было сделать запись без шумов, без помех, чтобы голоса звучали чисто и объёмно. Кроме того, звукорежиссёр создавал для нас музыкальную подложку, добавлял звуки для реалистичности событий — падение предметов, клик мышки, всплывающее сообщение. У нас была идея сделать это самостоятельно, но есть вопрос авторских прав на музыку, звуки, тонкости звукового монтажа, поэтому хорошо, что эту часть работы мы передали профессионалу — студии Дмитрия Аюпова.

Автор сказок Светлана Познякова:

«Мы придумали, что героем-спасателем будет тулпарчик»

Светлана Познякова

— Работа над сказками по медиаграмотности шла легко — у меня на сказку уходило один-два вечера. Я сначала накидывала тексты, потом давала сказке отлежаться. На следующий день перечитывала, редактировала. А потом давала почитать сказку моим бета-ридерам — детям 6-10 лет. И если что-то где-то им было непонятно или неинтересно, я корректировала эти предложения или эпизоды. Мои бета-ридеры стали и моими консультантами. Я думала, что дети только в TikTok сидят, а оказалось, что дошкольники и младшеклассники резвятся в Like. TikTok для более взрослых детей. А Instagram для «старичков», от 15 и старше.

Изначально мы с заказчиками сказок придумали ситуации. Ведь про кибербезопасность можно бесконечно рассказывать, нужна конкретная ситуация. А когда стала понятна ситуация, то стало ясно и как её расписывать. И уже для неё я создавала героев. Сначала мы предполагали, что будет сквозной один герой, с которым случаются все 33 несчастья. Но я предложила разных. Что же на одного все валится?! Так у нас появились разные герои — мальчики и девочки. Причём, так как Казахстан — страна многонациональная, то и герои у нас разных национальностей. Это считывается по именам. Поначалу я хотела сделать привязку к разным городам нашей страны, но не стала.

Мы придумывали с Татьяной Голубцовой, кто будет героем-спасателем. Я заглянула в казахские сказки, казахскую мифологию — так появился тулпар. Тулпар — волшебный конь, который в момент, когда его хозяин не знает, что делать, даёт толковые советы. Как говорят дети, когда «хозяин затупил». Обычно тулпар — это богатырский конь. Но поскольку аудитория — дети, то получился тулпарчик. Он тулпар, но маленький, классный. У него моментально нашлись прародители в разных мифологиях, как говорится — у него отличный бэкграунд. Этот крылатый конь может сёрфить, где угодно. Кстати, имя тулпарчику — Свайп — тоже придумала Татьяна.

Особых секретов, как рассказать детям о медиаграмотности, нет. На понятном им языке надо рассказывать, на понятных им ситуациях. Я и постаралась сделать это в сказках. Мой ответ на вопрос «как?» — сами сказки.

Иллюстрация к сказке «Опасный видеотур». Автор — Светлана Раздоба

Опасный видеотур

Однажды девочка Гуля решила стать популярным блогером. Как? Легко! Выложить видео в Like или Tik-Tok и набрать сто тысяч просмотров и лайков. Что же снять-то? Гуля поглядела налево, посмотрела направо и решила устроить видеотур по своей комнате. Переоделась в любимое розовое платье, накрасила ногти ярким лаком с блёстками, старательно расчесалась и нажала на кнопку «видео».

— Всем приветики! Сейчас я покажу вам мою любимую комнату, мои любимые игрушки, мои любимые книжки и дааааже… так и быть, я открою вам большой секрет, то есть шкаф с моей одеждой…

Гуля рассказала, как любимая тётя подарила ей медвежонка Паддингтона, прямо из Лондона его привезла. Показала коллекцию автомобилей из мульта «Тачки». Да, девочкам тоже нравятся машинки! Сняла подоконник, где живут её куклы. Распахнула дверцы платяного шкафа, заодно сняла себя в зеркале на одной из них. Даже под кровать заглянула: «Вдруг нам повезёт, и мы увидим подкроватного монстра!» Жаль, что комната такая маленькая, быстро закончилась. А Гуля только вошла в роль тревел-блогера. Значит, надо продолжить тур по всей квартире. Хорошо, что она одна дома, и никто не мешает её творчеству.

Это спальня мамы и папы. Она не очень интересная, зато в ней есть «винтажный трельяж» — зеркало, а под ним столик с миллионом всяких отделений и ящичков с косметикой, всякими тюбиками и баночками. Есть даже тайные ящички за зеркалами, вот, видите? Только мама их запирает. Наверное, там сокровища!

Из спальни Гуля перешла в комнату под названьем «кабинет»: в ней много шкафов с книгами, а на столе — комп с двумя огромными мониторами. Комп Гуля включать не стала, всё равно там пароль стоит, зато открыла ящик стола. Тоже ничего интересного. Папино удостоверение, карточки каких-то банков. Гуля покрутила перед камерой самой красивой карточкой, бросила её обратно в ящик и отправилась в гостиную, прямиком к картине, про которую папа сказал, что она стоит дороже, чем крыло от Боинга. Гуля не очень понимает, сколько это, но картина ей нравится: там нарисована улица старого города, а люди на ней — будто из нашего двора.

Тур удался на славу. Гуля так разошлась, что не поленилась сбегать во двор и снять их окна, а заодно и мамину машину. Папа почему-то зовет ее Жучкой, наверное, потому что машина оранжевая и похожа на большую божью коровку, только без чёрных пятнышек.

Оставался самый творческий этап. Гуля устроилась в большом кресле в кабинете и принялась за монтаж, как настоящий режиссёр. Добавила музыки и эффектов. Получилось шесть замечательных роликов. А в седьмом она расскажет, что скоро-скоро будут видео с Иссык-Куля. Папа с мамой пообещали в эту субботу поехать туда на неделю. Теперь лайки и просмотры точно обеспечены, и новые подписчики просто в очередь выстроятся.

И только Гуля собралась запостить первый ролик, как вдруг кто-то как закричит «Стой!», и сам собой включился один из мониторов. Гуля глазам не верила, видя, как фотообои с зелёным лугом оживают, трава клонится под ветром, и её запах наполняет комнату, а в центре экрана появляется маленькая точка и стремительно растёт. Это мчится рыжий жеребёнок! Вот это да, у него крылья! И в этот миг крылатый жеребёнок вылетел из монитора и хвостом выбил из рук девочки телефон.

— Эй! Ты чего? Ты… как это? Ты кто? — растерялась Гуля, во все глаза глядя на жеребёнка, а тот сложил на спине белые крылья и сердито смотрел на девочку.
— Я интернет-тулпар Свайп. Моими предками были крылатый Пегас, стремительный Сивка-Бурка и мудрый тулпар Шалкуйрыка. Мои прадеды жили в легендах и сказках, а я пасусь на виртуальных полях и спасаю детей от опасности.
— Какой опасности?
— Смотри!

Жеребёнок коснулся крылом второго монитора, и Гуля увидела на экране, как двое типов в надвинутых на глаза бейсболках подходят к их подъезду, останавливаются у Жучки… и смотрят на их окна!

Вот они уже в подъезде. Гуле показалось, что она слышит шаги, а потом раздался резкий звонок в дверь. Кто-то жал и жал на кнопку. Но вот звонок прервался, и в замке заскрежетал ключ.

Чужие дядьки лезли в их квартиру! У Гули всё внутри похолодело, и она заметалась по комнате, чтобы спрятаться.

— Не бойся, это же не на самом деле, а только на экране. Я показываю тебе, что могло бы произойти, если бы ты выложила свои ролики в соцсети, — жеребёнок взмахнул крыльями, опустился возле забившейся в угол девочки, ткнулся мордой в плечо, погладил крылом.
— Я не понимаю, — жалобно сказала Гуля. — У меня получились такие красивые ролики, почему появились эти дядьки?
— Потому что в соцсетях твои ролики могут видеть не только твои друзья, а кто угодно. И квартирные воры тоже. Они отслеживают видео, в которых беспечные люди показывают ценные вещи в своих домах. Даже искать не надо: приходите и берите. Ты даже сама им подходящее время указала: «Мы всю неделю будем на Иссык-Куле!» А ещё показала папины документы и банковские карточки во всех подробностях. Знаешь, как легко было бы снять с них все деньги! А на папу повесить огромный долг-кредит.

Гуля смотрела на экран и видела, как они, загорелые и весёлые, возвращаются с Иссык-Куля, а на месте маминой машины — пусто! Мама хватается за сердце, папа звонит в полицию. А вот они заходят в квартиру, а там всё перевёрнуто, вещи валяются на полу, ни картины в гостиной, ни маминых украшений, ни папиного ноутбука. Теперь за сердце хватается папа, а сама Гуля бежит в свою комнату и видит, что все её платья, футболки, худи выброшены из шкафа, а у медвежонка Паддингтона распорото брюхо…

— Нет, я не хочу, не хочу, не надо! — заплакала Гуля.
— Не плачь! Это то, что могло бы произойти, если бы ты выложила видео. Но ты же не успела это сделать?

Гуля дрожащими руками открыла свой аккаунт в Like. Уф! Нет! Ролики остались только в её телефоне.

— Лучше их совсем удалить, — посоветовал Свайп. — Мало ли кому в руки может попасть твой телефон? Или поставь на него двойную защиту.

Гуля уже удаляла ролики и даже корзину почистила. Интернет-тулпар довольно кивнул, внимательно посмотрел на заплаканную Гулю и предложил:

— Хочешь снять уникальное видео и набрать много просмотров и лайков?
— И ничего плохого не случится?
— Наоборот, только хорошее. Давай вместе расскажем всем твоим друзьям о кибербезопасности.

Гуля не была уверена, что сумеет выговорить такое сложное слово «кибербезопасность», но это не беда, рыжий тулпарчик его произносит без запинки. Только представьте: ролик, где она вместе с мудрым крылатым говорящим волшебным жеребёнком!

Она поправила волосы, улыбнулась и нажала на кнопку «видео».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь