Передач о культуре на казахстанских телеканалах много. Qazaq TV почти полностью состоит из подобного вида проектов. С одним из таких циклов знакомился медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.
На имиджевом (как он сам себя обозначает) канале Qazaq TV в программе Focus on culture (в данном случае переведено как «Беседа о культуре») представлено более 20 интервью Жании Аубакировой с известными представителями культурной элиты нашей страны.
Культура, как оно и должно быть, понимается в этом телевизионном проекте не в узком значении, а во всех её материальных и духовных проявлениях. Беседа с героем или героиней всегда имеет жёсткую структуру: компактное представление гостя, продуманная последовательность вопросов о нём, о времени, о культуре. Вопросно-ответная часть перемежается музыкальными фрагментами, которые явно по стилистике соотносятся либо с героем, либо с теми идеями, которые активно обсуждаются собеседниками.
Ведущая Жания Аубакирова, известная миру как пианистка, в своей телевизионной роли может разговорить любого. Она мила и не скупится на заслуженные дифирамбы своим именитым гостям, но разговор с её стороны с любым героем — всегда на равных. При этом точность её вопросов заставляет интервьюируемых быть в интеллектуальном и эмоциональном тонусе. Это менее всего журналистский продукт, это авторская передача. Но не всегда успешность конкретной программы зависит от телеведущей, многое определяется масштабностью и искренностью личности, с которой беседуют: некоторые из них, которые постарше, порой слишком увлечены собой. Набор героев небесспорен — как правило, это давно состоявшиеся личности, поэтому некоторые сюжеты сомнительны не только в смысле новизны, но и в том, насколько интересны они для зрителя.
Люди и идеи
Некоторые из героев, несмотря на их профессиональную и медийную известность, редко появляются на других каналах или вообще на ТВ. Именно эта передача впервые открывает их как личностей думающих, делящихся своим, спорным и иногда выстраданным мнением.
Одной из несомненных удач всего цикла стала беседа Жании Аубакировой с документалистом Канатом Бейсекеевым.
Меньше всего в этом выпуске было ведущей и очень много размышлений самого режиссёра. Через них и были обозначены тенденции современной культуры: пресыщение гламуром и требуемый глоток живого и настоящего через реальную хронику происходящего привели к всплеску популярности документального кино в мире.
Фрагменты фильмов Бейсекеева тоже как бы продолжали разговор. Канат же задал с обезоруживающей наивностью подростка честный вопрос: «Почему эти авторы 90-х, так мощно заявившие о себе своё время, сейчас нигде и никак не обнаруживаются?» Правда, вопрос остался без ответа, в том числе и от ведущей, хотя его суть ясна и предполагает оценку происходящего — точнее, не произошедшего — в стране.
Были и более пресные сюжеты. Одним из таких стал разговор с Олегом Борецким, философом и кинокритиком. Передача с ним была названа «Что такое казахстанская философская школа?». Менее всего в ней было ответов на вынесенный в заголовок вопрос.
Кстати, названия конкретных выпусков действительно не всегда соответствуют предлагаемому содержанию. Харизматичного философа, экс-ведущего нескольких телевизионных проектов всегда интересно послушать. Но если вы зададитесь вопросом, так что такое философская школа в Казахстане, то ответ на него вы всё равно не получите, так как собеседники уносились в разные области, но только не в обозначенную.
Беседу с дизайнером и организатором культурных проектов Татьяной Школьник «Главное, что нас держит, — это наши страхи!» можно отнести к эмоциональным удачам цикла. Получилось самое главное — то, что порой в других беседах ускользало: культура в жизни, в душе современного человека. А сентенция от ведущей «Алматы — место настоящего креатива» не была дежурной фразой. В своих ответах героиня точно улавливала и обозначала тенденции в культуре, в свою очередь ведущая трепетно на это отзывалась. Аубакирова и Школьник были на одной волне, но и вовлекали нас в свои диалоги.
Бесконфликтный герой
Спорный выбор отдельных респондентов стал причиной того, что порой за 25 минут зритель может не успеть поверить в искренность и состоятельность персонажа. Именно в этих случаях нельзя согласиться с нескромным обозначением от авторов — мол, передача способна дать «представление как отечественному, так и зарубежному зрителю о том, что же есть казахстанская культура».
Так, смотрелись благостными и абстрактными рассуждения об образовании в выпуске «С какими вызовами сегодня сталкивается казахстанское образование?». Московский гость с казахстанскими корнями Нурлан Киясов попытался рассуждать об образовании; правда, конкретных проблем казахского образования он тактично не касался. Словесно изысканны были оба, гость и ведущая, но реальные проблемы казахстанского образования они умело обошли. И мы в очередной раз наблюдали общие рассуждения о необходимости развития детей и как вывод — главное, чтобы родители в этом процессе участвовали.
Из этого же ряда была встреча с Нурланом Смагуловым, бизнесменом и коллекционером: «Мы мало думали о духовном. Пора меняться». С одной стороны, на нашем телеэкране этот бизнесмен — гость редкий; с другой — узнали, что предприниматель задумал нечто значительное.
В этом телевизионном фокусе пока тщетно искать хоть как-то обозначенное столкновение мнения и критики чего-либо. По словам самой телеведущей, критика «уменьшает шансы пойти вперёд». Но когда нет критики, нет и внятной попытки что-то глубоко осмыслить и сделать выводы. Возможно, именно по этой причине (или это следствие?) Жания Аубакирова пока что приглашает для беседы в основном возрастных персонажей с предсказуемыми мнением и мышлением.