Самыми читаемыми материалами в эти трагические дни, пожалуй, стали обращения президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Медиакритик Алия Нагорнюк просмотрела новостной контент и убедилась в этом.
31 декабря, на минутном исходе уходящего года, казахстанцы, кто с воодушевлением, а кто, как оказалось, нет, выслушали новогоднее приветствие президента. Объявленный Годом детей 2022 начался неспокойно — с мирных демонстраций на западе страны, а потом грянул национальной трагедией: горящими зданиями, страхом людей, личной и всенародной скорбью.
В условиях чрезвычайных люди больше всего нуждаются в информации — в достоверной, выверенной, взвешенной или… хоть в какой-то. И удовлетворение информационных запросов населения, один из принципов телевизионных новостей, становится главенствующим. Но осуществить его оказалось не только трудно, но и невозможно. Во-первых, отсутствовал интернет, а ведь многие отказались не только от аналогового, но и от кабельного телевидения, уповая на Всемирную сеть. Во-вторых, журналисты лишились технической и какой-либо другой возможности работать — и оборудование, и сами офисы уже горели…
«Этот материал Кириллу Харламову (журналист алматинской редакции — А. Н.) удалось передать за несколько минут до того, как в офис ворвались участники беспорядков», — передала 5 января телекомпания «Мир» (московский офис).
https://www.youtube.com/watch?v=6-tBk1_4fh0
Кстати, те, у кого спутниковое телевидение, получали в основном российскую версию событий, но из текстовых пазлов и любительского видео из YouTube, попавшего в новости, пытались сложить общую картину.
5 января, после первой волны протестующих, с прямым включением с площади Республики в Алматы (едва ли не единственное прямое включение из центра города) вышел корреспондент агентства «Хабар» Григорий Беденко.
Корреспондент уточняет место дислокации: «Вот прямо за мной, как вы видите, городской акимат…» Действующий, полный сотрудниками, ещё не объятый пламенем…
Слово президента
В это время общего неведения, растерянности политиков и политологов, отсутствия сколько-нибудь внятной оценки происходящего люди ждали слова президента страны.
В эти дни Касым-Жомарт Токаев обращался к согражданам несколько раз. Одно из первых было сделано после решения правительства пойти на уступки митингующим в Жанаозене и снизить стоимость на сжиженный газ.
То, что президент назвал виновных в создавшейся протестной ситуации, подчеркнули журналисты КТК.
Обычно после обращений и выступлений главы государства, области, города журналисты собирают отзывы, потом эфир заполняют блиц-опросы. Любят журналисты спросить известных людей, которые, как правило, бывают единодушны.
О реакции творческой интеллигенции на обращение президента к гражданам один из немногих 5 января рассказал телеканал Almaty TV. Сами речи мудрых аксакалов походили на обращение в назидательном духе, но слово их, столь привычное и ожидаемое, судя по отзывам зрителей канала, в адекватной форме не отозвалось. А совсем наоборот. Примеры приводить не буду: лексика комментариев не позволяет.
7 января президент вновь обратился к народу. Сам текст, лаконичный, доступный и конструктивный, разлетелся на цитаты и заголовки в СМИ:
«Президент РК: Я намерен действовать максимально жёстко».
«Касым-Жомарт Токаев: Мною дан приказ открывать огонь по террористам на поражение».
«Почему государство проспало — Токаев про беспорядки в Казахстане».
Развёрнутый материал о совещании по вопросам социально-экономической ситуации в стране дал «Хабар», после 5 января оставшийся практически единственным республиканским телеканалом, передающим новости.
Сюжет изобилует синхронами президента…
«Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:
– Эта задача (сдерживание инфляции — А. Н.) станет первостепенной для следующего состава правительства страны и нового главы Кабинета.
Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:
– На данный момент разработано только технико-экономическое обоснование. Не решены вопросы финансирования проекта (строительство нового завода в Мангистуской области — А. Н.). … В результате Министерство энергетики не смогло оперативно среагировать и приостановить электронные торги.
Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:
– Во-первых, я одобряю комплекс мер, предложенных Правительственной комиссией по Мангистау. … Доложите в течение 20 дней».
…или пересказом того, что он сказал:
«Вместе с тем глава государства подчеркнул, что политическое, социальное и экономическое устройство нашего государства останется неизменным».
«В завершение Касым-Жомарт Токаев также дал ряд дополнительных поручений по стабилизации социально-экономической ситуации…»
Такая форма подачи столь важного политического материала вполне оправдана. Она давно отработана на канале. В таком же ключе цитирования и пересказа даны сюжеты об обращении президента к гражданам страны. Естественно, им предшествовала прямая трансляция выступления главы государства.
Выступление президента на заседании Мажилиса парламента транслировали в общей сложности 27 телеканалов.
Оно приковало внимание СМИ, да и всех казахстанцев — страна ждала нового премьер-министра. Но, кроме назначения, глава государства остановился на мерах по реформированию банковской сферы, социально-экономических изменениях, деятельности «Самрук-Казыны», реформах правоохранительных органов и других проблемах.
Главная тема
Выступление главы государства задало тематику новостей буквально по каждому направлению или вкупе. К примеру, о фонде «Казахстан Халкына».
https://www.youtube.com/watch?v=QSFKVicDoCI
«Ещё один вопрос, который всех волнует, если не сказать, раздражает нашу общественность и особенно жителей столицы, — это строительство LRT. Из обычного инфраструктурного проекта он превратился в серьёзную проблему, которая вредит репутации страны. Уже затрачены огромные средства, привлечены займы, приняты объёмные контрактные обязательства перед зарубежными партнёрами», — сказал президент, выступая перед мажилисменами. Эта одна из тем, которая могла бы быть раскрыта не только прямым цитированием (порядком наскучившим), к которому прибегли на «Хабаре», да и не только.
Вопрос об LRT уже освещался в СМИ. Ведь именно Касым-Жомарт Токаев поручил «проверить всех причастных». И «Хабар» об этом рассказывал.
«Протяжённость LRT 22,5 км. Запланировали 18 станций. Слушайте, вы на соревнованиях по марафону здесь в столице бегаете больше, чем 22 километра. А для чего тогда строить LRT? 18 станций — это значит чуть больше одного километра — один отрезок пути. Мы пешком на прогулках больше ходим», — высказался тогда Токаев.
Тезисы выступления, естественно, были приняты к исполнению властями и вызвали отклики общественности, что нашло отражение в новостном контенте. Появились и оценки экспертов.
Обращения президента стали доминантной темой телеэфира, да и всего новостного контента. Мы все искали ответ на вопрос: «Что же будет с Родиной и с нами?» Он всё ещё на повестке дня.