Новый конфликт на кыргызско-таджикской границе: теперь пострадали и журналисты

0
85

Освещение конфликтов на границе Кыргызстана и Таджикистана, которые происходят каждый год (а то и по несколько раз в год) в медиапространстве региона, к сожалению, всё чаще воспринимают как информационную войну. И в этом противостоянии теперь страдают и журналисты. Например, во время последнего январского конфликта на границе досталось кыргызстанскому изданию «Кактус Медиа». СМИ представило противоположное мнение таджикской стороны со ссылкой на своих коллег из Душанбе и получили уголовное дело по статье 407 («Пропаганда войны»). В привычной жизни использование второго мнения в журналистике называется «объективность» и «сбалансированность», но, похоже, во время информационной войны действуют другие законы.

К счастью, далеко не все журналисты из Кыргызстана и Таджикистана готовы играть по чужим правилам. О том, как в этой непростой ситуации работали несколько независимых онлайн-СМИ из обеих стран, — в материале «Нового репортёра».

Кыргызстан

Очередной конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана начался вечером 27 января. По традиции несколько ведущих независимых СМИ в обеих странах тотчас перешли на почти круглосуточное освещение ситуации. Например, издание из Кыргызстана 24.kg начало рассказывать своей аудитории о происшествии вечером 27 января. Первой новостью на их сайте стало сообщение со ссылкой на жителей приграничных районов о том, что таджикская сторона перекрыла дорогу в Баткене. Скоро на сайте появилось официальное заявление погранвойск Кыргызстана о ситуации. В этом сообщении говорилось о провокациях со стороны Таджикистана, опровергалось использование беспилотников (в чём успели обвинить кыргызские погранвойска в Таджикистане) и сообщалось о пострадавших с обеих сторон. Правда, о том, что в это время говорят пограничники в Таджикистане, журналисты из 24.kg не сказали.

Затем на сайте вышло несколько материалов о том, что Таджикистан прекратил и вновь открыл стрельбу, и о том, что приграничные населённые пункты в Кыргызстане остались без света. Ещё журналисты 24.kg, как и их коллеги из других местных изданий, процитировали президента Кыргызстана, который попросил граждан не беспокоиться и заверил, что ситуация находится под контролем.

Ближе к утру 28 января на сайте появилась хронология событий, в которой журналисты собрали все заявления своих официальных лиц и описали цепочку событий по мнению кыргызстанских пограничников. Затем появились новости об 11 раненых кыргызстанцах, позже это количество увеличилось до 13 человек. К полудню этого дня со ссылкой на таджикские СМИ журналисты 24.kg сообщили о двух погибших и 10 раненых в Таджикистане. В этом же тексте было указано, что перестрелка велась с обеих сторон.  

Кстати, большую часть сообщений о конфликте журналисты и из Кыргызстана, и из Таджикистана давали со ссылкой на официальные источники либо цитировали жителей пострадавших регионов. Серьёзных комментариев со стороны независимых экспертов большинство медиа своей бурлящей аудитории не могли предложить. Иногда в СМИ появлялись заявления российских специалистов. Например, 24.kg процитировало интервью российского эксперта Андрея Грозина изданию Regnum. В нём респондент сказал, что это противостояние могло стать попыткой надавить на руководство Кыргызстана, чтобы «сдвинуть с мёртвой точки переговоры с Бишкеком и заставить пересмотреть политику блокировки товарных потоков, от которых зависит Таджикистан». А также обратил внимание на то, что таджикская сторона использует тяжёлую технику, и официальный Душанбе не боится конфликтов.

Такие комментарии вызывали шквал самых разных теорий у комментаторов из обеих республик, которые вместе с проклятиями в адрес друг друга они оставляли под сообщениями журналистов о конфликте. В Кыргызстане журналисты из 24.kg процитировали депутата Нодиру Норматову, которая предложила контролировать информацию в социальных сетях и отметила, что «надо запретить тем, кто возомнил себя патриотом, вести прямые эфиры и делать разные заявления». 

Тем временем, «Кактус Медиа» начал освещение январского конфликта с новости о том, что на границе напряжённая обстановка, Таджикистан стягивает военных и технику и использует гранотомёты и миномёты. Эти данные журналисты передали со ссылкой на свои погранвойска.

Через несколько часов, во время которых «Кактус Медиа» рассказывали о повреждённых ЛЭП на границе, а также о заявлениях ОДКБ, которая призывала стороны к миру, а также продолжали говорить о том, что таджикская сторона стягивает военную технику и солдат к границе, на сайте этого издания появилась публикация со ссылкой на таджикское онлайн-издание «Азия-Плюс», в которой сообщалось, что говорят пограничники из Таджикистана. Вскоре «Кактус Медиа» этот материал удалил, но на следующий день около редакции собрался митинг, а журналистам пришлось писать пояснение:

«Единственная цель этой публикации — показать кыргызстанскому обществу, какую информационную политику ведёт таджикская сторона, какую версию событий излагают власти рядовым гражданам Таджикистана. Мы глубоко убеждены, что идёт в том числе информационная война, и чтобы ей противостоять, нужно чётко понимать, какие действия предпринимает вторая сторона в этой войне».

Однако 1 февраля против издания всё равно возбудили уголовное дело.

Впрочем, несмотря на митинг, а также допросы, на которые вызывали журналистов «Кактус Медиа», издание продолжало пристально следить за ситуацией. Причём прежде всего СМИ давали слово своим пограничникам. Например, в короткой хронологии событий использованы только те факты, которые были озвучены кыргызстанской стороной. В заявлении погранвойск Кыргызстана, в котором они назвали действия таджикской стороны провокацией, не сказано ни слова о том, что говорят по этому поводу в Таджикистане.

Гораздо чаще, чем 24.kg и «Кактус Медиа», мнение таджикской стороны цитировали в издании Kloop.kg и на сайте кыргызского офиса «Радио Свобода» — «Радио Азаттык». Например, с самого начала Kloop давал расширенные материалы, в которых не только цитировал своих и таджикских пограничников, но и рассказывал о контексте конфликтов опять же со ссылкой на две стороны. Когда стало известно о погибших в Таджикистане, Kloop сообщил об этом в отдельном материале.

«Радио Азаттык» в первом тексте о начале конфликта, который появился в местных СМИ со ссылкой на заявление погранслужбы Кыргызстана, также представил версию событий по мнению чиновников из Таджикистана. Далее журналисты постоянно подчёркивали, что обе стороны равноценно обвиняют друг друга в эскалации конфликта и предъявляют друг другу зеркальные претензии. К официальному заявлению кыргызстанских пограничников о том, что Таджикистан совершил провокацию, журналисты из «Радио Азаттык» добавили и мнение их таджикских коллег.

Таджикистан

По такому же принципу работали и журналисты из таджикского офиса «Радио Свобода» — «Радио Озоди». Это издание освещало конфликт преимущественно на таджикском языке. На русской версии сайта вышло всего несколько материалов, тогда как на таджикской версии весь конец января журналисты говорили только о происшествии на границе. Ночью 27 января появился текст о напряжённой ситуации на границе, в котором журналисты, ссылаясь на местных жителей, сообщили о первом погибшем с таджикской стороны, а также дали цитату кыргызских пограничников, которые обвиняли своих коллег в использовании гранатомётов и миномётов.

Слово обеим сторонам конфликта журналисты «Радио Озоди» предоставили и в материале о раненых гражданах Таджикистана, а также дали две точки зрения в подводке к сообщению о том, что в больницах республики среди раненых есть и гражданские лица.

Цитировать мнение противоположной стороны журналисты «Радио Озоди» продолжили и на следующий день, 28 января. Слова кыргызской стороны они приводили в тексте заявлений своей пограничной службы. В сообщении о прекращении огня со ссылкой на главу Согдийской области журналисты процитировали и президента Кыргызстана. Кстати, президент Таджикистана не сделал ни одного заявления касательно конфликта — впрочем, для него это привычная практика.

В этот же день «Радио Озоди» распространило видео, на котором была снята разбитая машина скорой помощи с окровавленным сиденьем. Голос за кадром напомнил, что один из двух погибших с таджикской стороны — водитель скорой Абдулатиф Шарифов. Второй — местный житель Обидчон Туйчиев — погиб во дворе собственного дома. В этом же сообщении журналисты рассказали о жителях 20 пострадавших домов, перечислив их имена. Позже количество пострадавших домов повысилось до 30.

Спустя несколько дней «Радио Озоди» подготовило большой сюжет, посвящённый погибшему водителю скорой помощи. К началу февраля «Радио Озоди» рассказали про участок земли, из-за которого произошёл нынешний конфликт. В этом материале со ссылкой на своих официальных представителей они сообщили, что участок принадлежит Таджикистану, и процитировали кыргызских чиновников, которые утверждают, что участок ничей.

Не забывали предоставить слово второй стороне конфликта и журналисты популярного в Таджикистане издания «Азия-Плюс». В своём первом материале о новом конфликте журналисты со ссылкой на анонимного жителя приграничного села сообщили, что перестрелку начала кыргызская сторона. Однако в этом же тексте «Азия-Плюс» процитировала своих коллег из кыргызстанского издания 24.kg, которые, ссылаясь на пограничников, рассказали свою версию происходящего. Затем вышла новость о первом погибшем в этом конфликте, при этом «Азия-Плюс» рассказала и о пострадавших с кыргызской стороны, ссылаясь на сообщения коллег из АКИpress.

В ночь с 27 на 28 января, когда появилось довольно жёсткое официальное заявление погранвойск Таджикистана, «Азия-Плюс» опубликовала его в виде расширенной новости, в котором дала слово погранвойскам Кыргызстана.

Поздно ночью уже 28 января «Азия-Плюс» просто представила две версии произошедшего — по мнению таджикской стороны и кыргызской.  

На следующий день «Азия-Плюс» стала углубляться в контекст всех происходящих конфликтов и выпустила материал, в котором со ссылкой на свои государственные структуры рассказала, как Кыргызстан нарушает договорённости с Таджикистаном.

29 января «Азия-Плюс» обратила внимание на то, что около редакции «Кактус Медиа» собралась толпа протестующих с требованием закрыть издание. Впрочем, в этом материале журналисты неожиданно закончили новостное сообщение своими собственными рассуждениями: «Соблюдение баланса в освещении конфликта является одним из главных принципов журналистики, и редакция Kaktus.media в этом вопросе права. К сожалению, основная часть кыргызских СМИ не только нарушает этот принцип, но ещё занимается пропагандой, дезинформацией, сбросом фейковых новостей и безосновательных обвинений. Надеюсь, журналисты Кыргызстана в этой ситуации понимают, кто есть кто и на что способен ради власти». К счастью, эта мысль дальнейшее развитие в материалах «Азия-Плюс» не получила, и подобные обвинения журналисты продолжали передавать со ссылкой на чиновников.

Баланс — это хорошо, это базовый принцип журналистики, фейки и дезинформация — это плохо. Но можно ли считать подобную тираду со стороны автора новостного сообщения этичной? В этом ли заключается работа журналиста? Не говоря уже о том, что обвинения в адрес кыргызстанских коллег в ней прозвучали слишком уж обобщённо.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь