Фильм из Таджикистана «Обуза»: почему женщины молчат

0
201

В авторском фильме молодого таджикского режиссёра Манзарали Шерали «Обуза» («Сарбор» — тадж.) два центральных персонажа: мужчина и женщина. Он — простой добряк, который от всей души хочет помочь, ей за весь фильм не дали сказать ни слова, а в конце толкнули на самый отчаянный и жестокий поступок.

Медиакритик «Нового репортёра» Лилия Гайсина посмотрела картину и делится своими впечатлениями.

Короткометражный фильм «Обуза» очень нравится зрителям, хоть внутри Таджикистана, хоть за его пределами. Картина получилась лаконичной, колоритной, социальной и, например, в Ташкенте на кинофестивале «Жемчужина Шёлкового пути», где фильм стал лучшим, приз режиссёру Манзарали Шерали вручил сам Жерар Депардье.

Картину съёмочная группа выпустила в 2021 году и сделала её почти на голом энтузиазме. У команды не было даже своей собственной камеры — её пришлось взять на телевидениии «Сафина». Про актёров фильма Манзарали Шерали говорит, что они работали только «ради любви к искусству» и даже не просили денег.

Главная локация фильма — это живописная дорога в южной части страны, а из всего реквизита тут старый автомобиль, нагруженный тюками с пожитками, который ездит из одной стороны в другую, и заброшенная могила на обочине.

В самом Таджикистане «Обузу» показали уже несколько раз, и зрители тоже остались довольны. Потому что история, которую рассказал Манзарали Шерали в своей дебютной картине, может произойти (и происходит) в Таджикистане каждый день. Вот и сам режиссёр говорит, что фильм основан на реальных событиях, свидетелем которых он когда-то стал. Увиденное тогда так потрясло, что через несколько лет он пришел к студию «Симург Синамо» и предложил снять про ту историю фильм. В студии согласились, и Манзарали Шерали вместе с другим режиссёром, Некрузом Джалилиёном, написали для «Обузы» сценарий. И всё в нём получилось настолько правдиво, что после просмотра фильма и правда хочется махнуть на всё рукой и смириться — у женщин в Таджикистане есть только одна доля: страдать, молчать и совершать отчаянные поступки, как делает героиня «Обузы» и многие другие жительницы страны. Каждый год таджикские журналисты пишут про них десятки историй: «Женщина повесила своих детей и покончила с собой», «Девушка бросилась в реку», «Мигрантка из Таджикистана оставила грудного ребёнка». А потом в комментарии под этими материалами собираются пользователи соцсетей и пишут, что бабы сами дуры.

Вот и главная героиня «Обузы» (Саодат Сафарова), окажись она в новостной ленте местного вебсайта, получила бы свою порцию хейта.  

Кадр со съёмок, фото сайта Your.tj

По сюжету она с грудным ребенком на руках была выставлена из дома собственным мужем, а когда приехала в дом к родной матери, была выставлена и оттуда. В фильме девушка про себя ничего не рассказывает, на лице только тоска и смирение, и выкручиваться из этой ситуации героиня не будет. Она застывшая настолько, что не реагирует ни на то, что водителя такси, в котором она едет из дома мужа в дом родителей, просто так бьют её родственники, не реагирует на его дружеские реплики. Единственное, что приводит героиню в чувство, — это крик её голодного грудного ребёнка. Впрочем, в конце картины и ребёнок перестанет для неё существовать.

С другой же стороны, водитель такси (Абдукарим Машраб) — живой и добрый, простодушный и человечный, всячески старается помочь своей пассажирке, но натыкается на холодное молчание и искажённое от страданий лицо. Самому водителю, судя по всему, тоже несладко — у него разбитый автомобиль и поношенная одежда, четверо детей, но он всё равно продолжает сочувствовать своей пассажирке и катать её.

Кроме таксиста и молодой матери, в фильме есть и второстепенные персонажи: несколько мужчин, которые прогоняют машину прочь, и мать девушки (Мохпайкар Ёрова). Она без тени сожаления выпроваживает из богатого дома с нарядными воротами собственную дочь с маленьким внуком и не желает ничего слышать про неё от доброго таксиста. Её режиссер эффектно выделил на фоне всех второстепенных персонажей, она — настоящая карикатурная злодейка с каменным сердцем.

Вот так и разделились персонажи в фильме «Обуза»: женщины — затравленные или жестокие, мужчины — добродушные или просто выступающие в качестве декораций. И это тоже картина из сегодняшнего Таджикистана, вернее — из головы большей части таджикистанцев. Даже при виде очевидных жертв любого преступления или несправедливости, если они женщины, общество заметит, что «не всё так однозначно» и обязательно попытается найти причину в них самих. И ещё обязательно укажет, что женщин, конечно, жалко, и бытовое насилие — это нехорошо, но и феминизма, гендерного равенства нам не нужно, потому что рухнут все устои.

Например, начни героиня «Обузы» развиваться и бороться, зрители в Таджикистане от этой картины не были бы в восторге. В конце концов, обитательницы немногочисленных женских шелтеров (убежищ) в республике, которые пытаются бороться за себя и за своих детей, или жертвы насилия, которые в поисках справедливости говорят об этом публично, чаще всего вызывают такую бурю негодования со стороны общества, что легче действительно пойти и удавиться.

В «Обузе» же героиня — идеальная для большей части общества. Она красивая, молодая, у неё новорождённый сын (а не дочь), и она всю дорогу молчит и не сопротивляется. Таких женщин в республике действительно пруд пруди: про них судачат соседки во дворах многоквартирных домов, сплетничают родственники на семейных мероприятиях. Обычно, как только первая волна сострадания к ним идёт на спад, появляется вопрос: «А почему тогда её выгнали из дома, если такая хорошая?» И начинаются всевозможные домыслы и предположения, по итогам которых жертва превращается в агрессора.

Ответ на вопрос «почему её всё-таки выгнали» не даёт и режиссёр фильма «Обуза». Такие подробности в Таджикистане всегда остаются за кадром. И на выходе получается, что женщина, возможно, виновата сама. Ну если и не сама, то её злобная мамаша точно в этом деле замешана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь